Конспект урока «Искусство в религиозной культуре. Икона и картина» по истории
Конспект урока
«Искусство в религиозной культуре. Икона и картина»
Цель: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры.
Задачи:
– знакомство с особенностями древнерусской иконописи.
- формирование духовной культуры как части общей культуры человека; содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины через знакомство с русской иконописью
– развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях; развитие навыка анализа произведений изобразительного искусства.
Действия учителя | Действия учащихся | Слайд презентации | |
1.Организационный момент. | Приветствует учащихся, напоминает тему предыдущего урока. | Организуют рабочее пространство | Слайд 1. |
2. Проверка домашнего задания «Священные сооружения религий мира» |
|
| Слайд № 2 |
3. Актуализация знаний учащихся об искусстве. |
- Что такое искусство?
- Теперь проверим себя: знакомимся с определениями термина «искусство» из разных словарей |
В тетрадь: Искусство – отражение идей, чувств или эмоций человека в художественном образе. | Слайд № 3. |
4. Актуализация знаний учащихся о видах искусства. | Организует эвристическую беседу. - Какие виды искусства Вы знаете? Виды искусства – это формы художественно-творческой деятельности людей. Различает их между собой способ воплощения художественного содержания: слово – для литературы, звук – для музыки, движение, пластика – для танца, объем – для архитектурных сооружений и т.д. - Какие виды искусства могут быть использованы в религиозной практике? В истории культуры взаимодействие искусства с религией было очень давним и достаточно органичным, несмотря на противоречия и даже взаимные гонения в определённые эпохи в разных странах. В иудаизме и христианстве сами по себе священные тексты Библии и Священного Предания, а также многочисленные произведения на их основе были и остаются величайшими достижениями культуры. Сегодня на уроке мы поговорим об использовании в религиозной культуре живописи. | Учащиеся перечисляют знакомые им виды искусства, рассуждают о том, какие виды искусства могут быть использованы в религиозной культуре. | Слайд 4-5 Слайд 6 |
5. Актуализация знаний учащихся об иконе |
Вы прослушали отрывок из «Казачьей колыбельной» на стихи М.Ю. Лермонтова в исполнении Евгения Дятлова. Цитата из нее – на слайде. Вопрос: О чём нам говорят эти слова? - Что такое «образок святой»? - Для чего мать дает его сыну?
- Что вы видите на слайде? - Что такое иконостас? - перегородка с иконами в православном храме, отделяющая от основной части его интерьера алтарную часть. И. пришёл на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней. - Что такое «красный угол»? - Часть жилого помещения, где установлена икона, либо домашний иконостас Самое почетное место в храме, в жилом доме отводилось иконе, которая является наиболее известным образцом церковного искусства. Для православного христианина икона — это способ приобщения к тайне, средство получения благодати, способной оказывать влияние на человека, чудесным образом решать его проблемы и даже воздействовать на ход событий. Не случайно в России пользуются широкой славой иконы — заступницы, защитницы, целительницы. | Слушают песню и отвечают на вопросы. | Слайд 7 Слайд 8 |
6. Работа с термином «икона» | Организует работу учащихся с термином икона (карточка №2) | Знакомятся с термином икона, составляют определение для записи в тетрадь В тетрадь - Икона – живописное изображение лиц или событий церковной истории, которым верующими воздается особое почитание. | Слайд 9 |
7. Работа с живописными изображениями | Задает вопросы: На слайде – живописные изображения событий библейской истории, но лишь одно из них является иконой. Какое? Как вы определили? | Учащиеся могут указать на наличие автора, на светские одежды на картинах Тинторетто и Ван дер Вейдена, на отсутствие нимбов, на отсутствие надписей на картинах, могут опираться на чувственное восприятие живописи | Слайд 10 |
8. Целеполагание | Учитель озвучивает цель: изучения нового материала: Сегодня мы с Вами постараемся разобраться в том, как светские и церковные произведения живописи различаются между собой | Записывают тему, размещенную на слайде. | Слайд 11 |
9. Сравнение иконы и картины | Учитель предлагает сравнить картины с одинаковым сюжетом – икону богоматери «Одигитрия» и картину Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа». И там, и там один и тот же сюжет. А в чем разница? Учитель: Младенец Христос на руках Богородицы. Если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности. На иконе Божьей Матери мы видим нечто иное. Иконописец передал какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный. | Учащиеся могут обратить внимание на позы, на одежды, на выражение лиц | Слайд 12 |
10. Мотивация учащихся к размышлению и анализу | Учитель задает вопросы: Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить? Может, а значит картина – это художественный образ. А икона? | Учащиеся отвечают на вопросы, говорят о том, что художник может изобразить по своему, могут сделать выводы о том, что художественный образ, воплощенный в иконе иной, нежели в картине | Слайд 13 |
11. Работа с деталями картины и иконы. Фрагменты пейзажа | Организация работы с иллюстрациями на слайде: Посмотрите на иллюстрации. Сравните изображение деталей одежды и пейзажа на иконе и картине. В чем отличие? – условность | Учащиеся могут сделать вывод о том, что детали пейзажа разнятся, что пейзаж картины более реалистичен. | Слайд 14 |
12. Работа с деталями картины и иконы. | Рассказ учителя: Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон, о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены. Икона, находящаяся в храме, имеет еще одно значение. В Библии говорится «Бог есть Свет», свет духовный, как озарение. Поэтому предметы и фигуры в иконе не отбрасывают теней. Они сами излучают свет. Художники пишут картины с помощью перспективы. Перспектива - это способ изображения объёмных фигур, который передаёт их расположение в пространстве | Запись в тетрадь: Отличия иконы от картины:
| Слайд 15 |
13. Работа с понятием «Перспектива» | Сравнивает две схему обратной и прямой перспективы, предлагает посмотреть в окно и сделать вывод о том, как человек видит крупные, но удаленные предметы, как мы видим в прямой перспективе параллельные линии (рельсы) Вывод: В прямой перспективе Точка схождения всех линий – на линии горизонта. Дорога сужается, чем дальше предмет, тем он меньше. В обратной перспективе – точка схождения всех линий – перед изображением, предметы расширяются при удалении от зрителя | Учащиеся рассматривают вид из окна, делают выводы об особенностях человеческого зрения. | Слайд 16 |
14. Закрепление понятия на примере произведений искусства. | Учитель предлагает учащимся самим сформулировать различия использовании перспективы. | Учащиеся находят точки схождения всех линий на картине и на иконе, могут сделать сравнение иконы с открытым окном | Слайды 18-19 |
15. Сопоставление понятий «лицо» и «лик». | Учитель предлагает учащимся самим сравнить фрагмент картин и икон. Учитель обращает внимание, что даже нимб пишется по-разному, в иконе он – символ святости, исходящей изнутри, в картине – атрибут, которого может и не быть. | Учащиеся могут указать на изображение (анфас и полупрофиль), на выражение лица, на наличие и отсутствие нимба, на наличие и отсутствие света и теней. Запись в тетрадь: на иконе не лицо, а лик | Слайды 18-19 |
16. Подведение итогов. | Учитель организует работу с таблицей «Отличия и коны и картины», просит учащихся сравнить содержание таблицы с тем, о чем говорилось на уроке. Учитель выводит на экран таблицу-резюме, обращает внимание на последнюю строку таблицы. Учитель: Итак, мы с Вами выяснили, что картина – это художественный образ. А можно ли сказать, что икона – это образ? А можно сказать, что икона – это картина? Икона - это не картина, икона - это святой образ. | Учащиеся отмечают неозвученные моменты. Делают выводы. Обращают внимание на изначальное предназначение картины и иконы. Делают вывод о различии между художественным образом и святым образом. Запись в тетрадь: Икона – это святой образ. Икона, как правило, не имеет автора Икона – соединение изображения и слова | Слайд 20 |
17. Рассказ об иконе «Троица Андрея Рублева». | Учитель рассказывает об иконе «Троица» Андрея Рублева: О величайшем иконописце Древней Руси монахе Андроникова монастыря Андрея Рублёва известно немного. На его иконе Святая Троица изображена в виде трех ангелов. В Библии говорится о том, как Бог явился к праотцу Аврааму в виде трех странников, один из которых сказал Аврааму, что через год его жена Сарра родит сына. Аврааму в то время было 99 лет, а Сарре — 89 лет. Сарра, конечно, не поверила и рассмеялась про себя. Но странник произнес: “Есть ли что трудное для Господа?”. И тогда праведный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог. На иконе же, написанной Андреем Рублевым, изображены только три ангела, он, вопреки канону, не изобразил Авраам и Сары. В рублёвской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Все лица Святой Троицы абсолютно равны между собой, поэтому ангелы похожи между собой, у них общие черты лица. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего Христа. Левый ангел - Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл всепрощающей любви. | Учащихся может удивить факт о том, что Андрей Рублев нарушил канон (не изобразил Авраама и Сарру), может возникнуть вопрос о том, почему у этой иконы есть автор. | Слайд 21. |
19. Работа с высказываниями | Учитель организует работу с высказываниями Анри Матисса и Андрея Кураева: Как оценивает икону Анри Матисс? Что он видит в ней в первую очередь? Как оценивает икону протодиакон Андрей Кураев? Какое высказывание Вам ближе. | Учащиеся отмечают, что Матисс говорит об иконе именно как о произведении искусства, обращают внимание на высокую оценку данную знаменитым живописцем русскому искусству, делают выводы о том, что для Андрея Кураева икона – это и святой образ, и окно в другой мир. | |
20. Резюме учителя | Слово учителя: Древнерусские иконописцы не называли себя художниками и, как правило, не ставили своих имен на созданных ими иконах. Не имя художника делало икону знаменитой, а несказанная красота ее, особый свет, дававшийся людям ею. Поэтому не так много имен иконописцев мы знаем – это Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий, Симон Ушаков - эти живописцев в своей памяти хранят и Церковь, и история | Учащиеся рассматривают репродукции икон на слайде | Слайд 22 |
21. Подведение итогов | Учитель: Что мы сегодня узнали? Что Вам запомнилось? Какие вопросы возникли? | Учащиеся дают ответы | |
22. Домашнее задание. | Найти материал о технике создания икон. | Записывают домашнее задание. | Слайд 23 |
23. Завершение урока | Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, отмечает индивидуальную работу учащихся, прощается с учениками. | Прощаются с учителем, собирают вещи, покидают класс. | |
Примечания:
-
В зависимости от подготовленности детей и темпа работы на уроке материал, выделенный курсивом, может даваться в сжатом, ознакомительном варианте или может быть опущен.
-
Материал для рассказа учителя дан с избытком. В более слабом классе можно опустить работу с высказываниями.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Искусство в религиозной культуре. Икона и картина», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: История Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.