Конспект урока «Художественные ремесла» по географии для 8 класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
г. Челябинска
Конспект урока по краеведению
в 8 классе
«Художественные ремесла»
подготовила
Ивлева Мария Ивановна
учитель географии
МАОУ СОШ №13
Челябинск 2013
Содержание.
-
Пояснительная записка ……………………………………………………..3
-
План урока на тему «Художественные ремёсла»………………………….4
-
Этапы урок……………………………………………………………………5
-
Ход урока……………………………………………………………………..6-9
-
Приложения…………………………………………………………………..10-16
Примерные темы сообщений учащихся:
-
чугунное литьё……………………………………………………….10
-
гравюра на стали……………………………………………………..11
-
урало-сибирская роспись……………………………………………13
-
камнерезное искусство……………………………………………....14
Список использованной литературы ……………………………………….17
Пояснительная записка
Тема урока взята из «Концепции краеведческого образования в образовательных учреждениях Челябинской области».
Данный урок по форме является интегрированным уроком (географии – трудовое обучение).
Целью данного урока является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.
Результатом данного урока является профессиональная ориентация учащихся при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы; развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности.
Особое внимание уделяется педагогической компетентности учителя, а именно, определению различных методов обучения:
-
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
-
методы самообучения и мотивации учения;
-
методы контроля и самоконтроля в обучении;
Данная тема урока проводится в теме 2: Просвещение и искусство Челябинского Южного Урала.
План урока
Тема: Художественные ремесла.
Тип урока: Интегрированный урок по решению практических задач.
Цели:
Образовательные: Ознакомление учащихся с историей возникновения и развития
различных видов художественных ремесел на Урале.
Развивающие: Развитие стремления знать как можно больше о родном крае,
самостоятельной познавательной деятельности;
развивать умения работать с дополнительной литературой, выступать
с сообщениями и слушать выступления своих товарищей,
заполнять и анализировать таблицы, работать с атласами и контурной
картой.
Воспитательные: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии;
воспитывать уважительное отношение к традициям южноуральцев.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, технология.
Формы проведения урока:
Сообщения учащихся о художественных ремеслах на Южном Урале.
Заполнение таблицы «Уральские промыслы».
Групповая форма работы.
Работа с контурной картой – обозначение мест возникновения промыс -
ла, границы Челябинской области.
Работа с раздаточным материалом.
Учебно-наглядный комплекс.
Образцы изделий, фотографии, открытки, книги, настенная
карта Челябинской области, атлас по географии России и Челябинской
области, контурная карта Челябинской области, презентация.
Этапы урока
-
Организационный этап.
-
Сообщения групп учащихся по видам ремесел; составление таблицы
« Уральские ремесла» в группах.
-
Закрепление: проверка составленной таблицы; практическая работа
по технологическим картам; заполнение контурной карты по видам ремесел Челябинской области.
IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Подготовительная работа к уроку
При подготовке к уроку за 2 недели до его проведения класс делится на группы по
4-5 человек. Каждая группа получает задание: подготовится к выступлению о художествен-
ных ремеслах на Урале.
1 группа – чугунное литьё.
2 группа – гравюра на стали.
3 группа – камнерезное искусство.
4 группа – урало-сибирская роспись.
Для выполнения задания необходимо подобрать дополнительный материал, иллюстрации и образцы изделий, составить презентацию.
Ход урока
Методы обучения: - словесный - привитие любви к предмету - частично-поисковый - предъявление требования - работа в группах - ситуация познавательной новизны - частично-поисковый - самостоятельная работа - словесный |
- словесный - наглядный - организация выставки - поисковый - исследовательский - самостоятельная работа - аналитический |
Уральские ремесла
Ремесло | Время возникновения | Место возникновения | Основные особенности | Знаменитые мастера | ||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
III. Этап закрепления новых знаний. Учитель трудового обучения: «Ребята, вы, прослушали интереснейшие сообщения, а, теперь, используя данные своей таблицы, расскажите, какие промыслы возникли на Урале и в чем их особенности?» Проверяется таблица «Уральские ремесла».
Далее проводится практическая работа по технологическим картам; используя схемы рисунков и таблицу семантических значений, учащиеся делают эскиз росписи. Перед выполнением практической работы учителем трудового обучения, проводится инструктаж. Материалы и оборудование к практической работе: рисунки с образцами урало-сибирской росписи, таблицы семантических значений мотивов уральской домовой росписи, карточки со схемами элементов росписи и заданиями, краски акварельные, кисточки, баночки с водой. Задание: используя предлагаемые схемы и таблицы семантических значений, выполните эскиз композиции «букет» или «куст в вазе»; задайте вашему произведению конкретное смысловое содержание. IV.Подведение итогов урока. Выставление оценок. Осуществляется проверка практических работ в группах учащихся. Выставляются оценки в группах руководителем из числа учащихся по следующим критериям: «5»- практическая работа выполняется в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно. | - словесный - практический - синтетический - частично-поисковый - ситуация познавательной новизны - предъявления требования - привитие любви к предмету - фронтальный опрос - практический - аналитический - поисковый - самостоятельная работа - познавательная игра - взаимоконтроль в группе - словесный - контроль и самоконтроль в группе - взаимоконтроль в группе - поощрение в умениях - порицание недостатков |
|
Примерное заполнение таблицы.
Уральские ремесла
Время возникновения | Место возникновения | Основные особенности | Знаменитые мастера | |
Каслинское чугунное литьё | 1746г. -1748г. | г. Касли чугуноплавильный завод | литейное производство: чугунных горшков, чаш, сковородок, ажурных решеток, садовых скамеек; лепка, формовка, чеканка: чернильницы, пресс-папье, подсвечники, изделия воплотившие жизнь народа и его труд. | Н. З. Тепляков, М.Д. Канаев, Н.Р. Бах, Ф.П. Толстой, В.Ф. Торокин, Н.А. Лаверецкий и др. |
Гравюра на стали | 1816г. -1817г. | г. Златоуст оружейная фабрика | гравировка, глубокое травление, воронение (синение), золочение, таушировка и резьба по металлу. | П.П.Аносов И. Бушуев, И. Бояршинов, П. Уткин, М.Пелявин, С. Лахтин и др. |
Урало-сибирская роспись | XVI век | г. Касли, г. Нижний Тагил | роспись по дереву; роспись по металлу | семья Худояровых |
5.Приложения
1.Чугунное литьё
Кто бы мог подумать, что грубый тяжелый чугун может стать материалом для создания прекраснейших произведений искусства? А вот русские мастера – умельцы доказали что может.
Неповторимое, завоевавшее мировую славу, чугунное художественное литьё уральских мастеров известно издавна. Еще в XVIII веке на многих металлургических заводах Урала изготовлялись чугунные плиты для полов, ограды, ворота с ажурными рисунками и орнаментами, различные архитектурные детали для дворцов Петербурга и Москвы.
В 1746-1748 годах тульский купец Яков Коробов построил чугуноплавильный и железоделательный завод. В дальнейшем завод не раз менял имена своих владельцев, но не они, а мастеровые люди Каслей, рукотворное искусство формовщиков и чеканщиков принесли заводу широкую известность и призвание.
Славились своим искусством талантливые мастера каслинского завода. В1828 – 1860 гг. Здесь зародилось художественное литейное производство: был начат выпуск чугунных горшков, чаш, сковородок, ажурных решеток, садовых скамеек. Первым мастером – литейщиком был Никита Захарович Тепляков, а первым художником по литью – кыштымский архитекторский помощник Михаил Блинов. По его рисункам создавались отливки, которые в 1860 г. удостоились малой золотой медали Вольного экономического общества; через год к ней присоединилась Малая серебряная медаль мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге. А еще через несколько лет – почетные дипломы, серебряные и золотые медали на Всемирных выставках в Париже, Вене, Филадельфии, Копенгагене, Стокгольме.
Работы многих выдающихся русских и зарубежных скульпторов получили на Уральском заводе свое второе рождение.
Русский скульптор М. Д. Канаев (1830-1880). С его именем связано активное развитие художественного литья в Каслях в третьей четверти XIX века. Канаев учился в Петербургской академии художеств. Здесь он получил звание художника по скульптуре и за «отличные успехи по части лепки» награжден двумя серебряными медалями.
Убежденный в перспективе развития чугунного художественного литья, Канаев приезжает на Урал и принимает в Каслях должность заводского скульптора. Здесь же, при заводе, он открывает школу для рабочих – мастеров, обучает их лепке формовке. В Каслях получают путевку в жизнь собственные работы М. Д. Канаева. По моделям скульптора на заводе отливаются подчасники «Геркулес, разламывающий пещеру ветров», «Мороз – демон», «Избушка на курьих ножках» и также произведения бытового жанра.
Русский скульптор, академик Н. Р. Бах(1853-1885). Он также переезжает из Петербурга в далекие Касли и продолжает начатое Канаевым дело. Молодой талантливый Н. Р. Бах, как и его предшественник, укрепляет связи каслинского литья с русской скульптурой, обучает мастеров завода искусству лепки, формовки, чеканки. Сюжеты новых произведений подсказывает Баху богатая уральская природа. По его моделям выпускаются чернильницы, пресс-папье, подсвечники, которые характеризуют автора как скульптора – анималиста. Характерными являются чернильница «Драка филина с ястребом», пресс-папье «Сломанное дерево, под ним куропатки», всевозможные пепельницы, подсвечники, статуэтки.
Выдающийся медальер, скульптор Ф.П. Толстой(1783-1873). Созданная Ф.П. Толстым серия медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 года, получила широкое распространение в самых различных уголках России не только в фарфоровых и гипсовых копиях с восковых оригиналов скульптора, но и каслинских отливках на эту тему.
Особую страницу, знаменующую собой неразрывную связь русского искусства с народным творчеством, составляют в истории Каслей произведения талантливого « лепщика – самоучки» В. Ф. Торокина. Он первый в истории каслинского художественного литья обратился к темам из жизни простого народа и его труда и сумел воплотить их с большой выразительностью и мастерством («Старуха с прялкой», «Крестьянин на пашне», « Углевоз» и др.).
Из зарубежных авторов в Каслях более всего повезло французским скульпторам. Широкую популярность приобрели изделия из чугуна «Дон Кихот», и «Мефистофель» Готье, серия изображений животных скульптора Мэна, знаменитый «Вольтер» Гудона. Думается, здесь сыграли свою роль многолетние связи Франции и России, а также участие России и, в частности, Кыштымского горного округа на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
«Россия» не продается. Именно эти слова и сегодня вспоминают в Каслях, как только заходит речь о судьбе «России» - статуи работы Н. А. Лаверецкого. В 1900 году скульптура «Россия» украшала вход в чугунный павильон на Всемирной выставке в Париже. Как известно, русский павильон – дворец был удостоен здесь высшей награды, и не удивительно, что находились желающие купить его. Однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами. В свою очередь, русские доверенные лица, уполномоченные провести сделку, согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного: они отказались продать «Россию» - ту самую скульптуру, которая стояла у входа в павильон и символизировала русскую державу.
В тех или иных вариантах легенда или рассказ об этих настроениях еще остаются в памяти старых каслинских мастеров, равно как и слова, объясняющие причину русского упрямства: «Россия» не продается!» Эта короткая фраза, якобы сказанная бывшим управляющим заводами П. М. Карпинским, который сопровождал кыштымскую делегацию во французскую столицу, решила исход дела. Сделка не состоялась, и статуя, так же как и весь павильон, вернулась на родину, на Урал…
Трудно остаться равнодушным к художественным достоинствам этой работы. Она изображает женщину – воина, одетую в кольчугу и снаряженную боевыми доспехами, готовую защищать Родину. Детали древнерусского вооружения статуи перекликались по внутреннему смыслу с декоративным решением павильона и были выполнены и были выполнены с большим техническим мастерством: с невесомой легкостью струятся чугунные складки платья, предостерегающе молчит таящая звон кольчуга женщины – воительницы… С достоинством и уверенностью в своих силах «Россия» оберегает мир, она готова к своей победе, она добудет ее…
Темам труда и быта советских людей, героике военных сражений и мирного созидания посвящены лучшие работы советских скульпторов – П.С. Аникина, Е. А. Янсон-Манизер, А.С. Гилева, А.В. Чиркина. Языком искусства каждый из них раскрывает перед нами волнующие страницы истории народа, облик нашего современника, о труде и подвиге которого вдохновенно рассказывает каслинский чугун.
Каслинское литье известно во всем мире. В наши дни Каслинский завод выпускает кроме художественного литья эмалированную посуду и мясорубки.
2. Гравюра на стали
В горах Южного Урала, богатых рудой, драгоценными и полудрагоценными камнями, среди озер и лесов лежит город Златоуст. Еще в XVIII веке здесь построили один из первых на Урале
Чугунолитейных заводов. А в 1816-1817 года на базе его была основана Оружейная фабрика, которая стала производить клинки, сабли, палаши и другое оружие. Тогда и зародилась златоустовская гравюра на стали.
Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западноевропейских оружейников XVII – XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали самобытный стиль декорирования оружия.
Мастера Златоуста знали секреты гравировки, глубокого травления, воронения (синения), золочения, таушировки и резьбы по металлу. Выделение такими способами деталей рисунка создавало четкие контуры изображения с мягкими световыми переходами. Сочетание золотого орнамента и холодного вороненого фона, едва заметного рельефа и сверкающей полированной поверхности, изящного росчерка и звучного цветового пятна придавало изделию особую нарядность. Эфесы сабель и шпаг подчас представляли шедевры мелкой пластики. Распространенные их формы – головы львов, драконов, медуз, орлов. Уникальные образцы такого оружия оставили нам замечательные мастера - граверы Иван Бушуев, Иван Бояршинов Летящий на крыльях конь – любимая деталь многих гравюр Ивана Бушуева. Отсюда и прозвище мастера – Иван Крылатко. Так назван и сказ П. Бажова об уральском умельце.
При фабрике выросли выдающиеся русские мастера: Петр Уткин («ковал все клинки»), Ларион Лукин («золотил сабельные и шпажные эфесы»), Максим Пелявин, Степан Лахтин («лакировали шпажные кожаные ножны»).
Большой вклад в развитие златоустовской гравюры внес горный начальник златоустовских заводов и директор Оружейной фабрики, выдающийся русский ученый и изобретатель П. П. Аносов. Он стремился познакомить мастеров с лучшими произведениями мирового искусства. Ему обязана фабрика внедрением в 1840- х годах гальванического золочения, что облегчало этот тяжелый и опасный для здоровья труд.
Златоустовское оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. Журнал «Отечественные записки» писал в 1825 году: «Оружейная фабрика –
Главнейшая достопримечательность Златоуста, предмет достойный обратить внимание всей просвещенной Европы».
В конце 1830 – х годов на фабрике начинают украшать бытовые предметы – различные шкатулки, ларцы, подносы. Во второй половине XIX века ассортимент изделий расширился - появляются украшенные столовые приборы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, подсигары, охотничьи ножи и топорики.
Сегодня наряду с подарочным оружием на фабрике производят призы, декоративные сувениры, настенные панно, близкие по художественному решению к станковой живописи. В своих произведениях художники – граверы раскрывают революционно – героические темы,
Отображают величественную природу Урала, сюжеты народных сказок; постоянно откликаются на важнейшие события в стране, воспитывают чувства патриотизма и любви к Родине.
Златоустовская гравюра неоднократно экспонировалась на международных выставках в Лондоне, Вене, Чикаго, Брюсселе и Монреале.
3. Урало-сибирская роспись по дереву
Еще одним видом уральских промыслов является декоративная роспись. Это одно из самобытных явлений русского народного искусства. На Урале расписывались избы, сени,
горницы, стены, потолки, двери… Мастера – «красильщики» украшали и предметы быта: сундуки, прялки, коромысла. Художники рисовали невиданные растения со сказочными цветами, ягодами, на которых сидели певчие птички или кукши – синие птички с длинными разноцветными хвостами и черными папахами на головках. Узоры уральских мастеров всегда можно отличить по их красочности и праздности.
Зарождение большинства центров уральской росписи началось с XVI века и связано с заселением восточной части России русскими. Переселенцы везли с собой припасы и одежду, домашнюю утварь и орудия труда, но самым ценным было то, что они везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда они переселялись. Наверное, на Урале сложились столь разнообразные стили росписи.
В уральской народной росписи по дереву, как и в других видах народной росписи, используются изображения – символы. Кроме того, большое значение имеет цвет и расположение в домовой росписи. Наиболее полно это проявляется при росписи домов, то есть домовой росписи, где каждый знак, символ имел свое место и значение. Знание всего этого позволит грамотно подойти к прочтению народных росписей.
4. Каслинская роспись
Деревянная древняя Русь… В любом лесном уголке был слышен стук топора, скрип пилы, вкусно пахло свежеспиленным деревом. Веками русский человек ел из деревянной миски деревянной ложкой и пил из деревянного ковша.
Делали деревянную посуду с незапамятных времен. А украшать ее начали недавно: каслинская роспись – молодой уральский промысел. Ее можно узнать по изображению уральских ягод в росписи: рябина, земляника, брусника, ярко – зеленая, а кое – где уже пожелтевшая травка манят за собой в страну неповторимых, свежих, знакомых с детства запахов. Любимым деревом каслинских мастеров стала береза, и именно из нее они творят свое чудо.
5.Урало-Сибирская роспись по металлу
Нижнетагильские узорные подносы известны, как и жостовские, но появились они раньше.
Роспись двойным мазком стала очень популярной во второй половине XVIII века и в России. Произошло это в Нижнем Тагиле благодаря мастеру Демидову. В то время существовала техника письма, которой расписывали шкатулки и подносы, столы и сундуки. Это и послужила своеобразным толчком для развития промысла. Тагильская живопись - это необыкновенный подносный промысел, основа которого - маховое письмо двуцветным мазком. Зародился промысел во время того, как в Россию из Европы пришла мода на лакированные изделия.
Расцвет искусства росписи на металле, успешно развивавшегося в Нижнем Тагиле с XVIII в., приходится на 1830-1860-е гг. В городе было немало семей потомственных художников, которые занимались этим ремеслом. Среди них особенно знаменита семья Худояровых. Родоначальниками династии были Андрей Степанович и его сыновья Федор и Вавила. Одному из них принадлежит изобретение знаменитого "хрустального лака" для покрытия шкатулок и подносов. Из семьи Худояровых вышли профессиональные художники: Павел, Степан, Исаак, Василий и Вонифатий. Худояровы в своем творчестве использовали преимущественно народные мотивы.
Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой: ей присущи богатство красок, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов - главная из которых красавица - роза, законченность композиции, утонченная вязь орнаментов, то есть все те черты и особенности, что сложились за двухсотпятидесятилетний период ее существования.
Во второй половине XIX века самой распространенной темой росписи подносов становится цветочный орнамент. Чаще всего они расписывались "букетами" по красному, синему, зеленому или черному полю. Букет обычно помещался в центре подноса и состоял из нескольких крупных ярких цветов в середине и большого количества мелких дополнений. Завершалась композиция изящными травинками и цветочными бутонами. Это могли быть цветы, похожие на розы, тюльпаны, лилии, рядом с цветами располагались листья, а по краю подноса художники рисовали траву. Узор для своих подносов мастера находили в уральской природе: в лесу, саду, огороде, поэтому на многих подносах можно встретить уральское дерево – рябину.
Поверхность узора покрывали специальным лаком. Бажов в одном из своих сказов писал: « А лак такой, что через него все до капельки видно…». Благодаря этому лаку узор играл неповторимыми красками.
Формы изделий нижнетагильских мастеров были разнообразными – прямоугольными, круглыми, овальными, разных размеров.
Слава об этих подносах разнеслась по всей стране, известны они и за рубежом. В начале XX века тагильский промысел пережил серьезный упадок. В 1930 году произошел обмен опытом между жостовскими и тагильскими мастерами. Это отрицательно сказалось на развитии тагильского промысла, традиционная тагильская роспись потеряла характерные ей черты. Серьезное восстановление тагильской росписи началось в конце XX века. За этим следовало возрождение подносного промысла. Двойной мазок - это метод нанесения кистью красок двух цветов на поверхность. Проще говоря, одновременно на кисточку набираются две краски, затем одним движением рисуются листья, лепестки. Особый «конек» тагильской росписи - три цветка, или, по-местному «розана», в центре композиции.
В советский период традиционный тагильский промысел практически угас. Лишь в 1970-е годы началась целенаправленная работа по восстановлению своеобразной, одной из старейших в России школы лаковой росписи по металлу. Сейчас на нижнетагильском предприятии трудится более ста высококвалифицированных художников и орнаменталистов. Авторские работы ведущих мастеров экспонируются в стране и за рубежом, отмечены многочисленными премиями, дипломами, наградами, вошли в коллекции крупнейших музеев мира и в частные собрания.
Часто эту технику путают с жовстовской росписью, но по технологии это разные техники. В Жостово рисуют в несколько этапов, используя подмалевок, тенюшки, лессировку и т.д., а тагильская роспись выполняется в один прием, она гораздо легче и проще. Используют акриловые краски, синтетическую плоскую кисть.
6.Камнерезное искусство
Только у нас, на Урале, можно встретить великое множество камней-самоцветов. Это уральские изумруды, мурзинские аметисты, орская яшма, тагильский малахит, седельниковский орлец… А всего на Урале известно около 40 видов драгоценных и поделочных камней и около 1000 их месторождений.
А как красивы самоцветы! Это и нежно-розовый родонит с красивыми чёрными прожилками, напоминающими узорами; и переливчатый агат, послойно окрашенный в разные цвета; и малахит с его неповторимым узором, удивительными цветочными переходами, сочетаниями тёмных и светлых полос зелёного цвета… Недаром поэты посвящают этим камням стихи.
Уральские искры
Багрецом, желтизной и красинью
Самоцветы Урала полны –
То блеснут малахитовой озимью,
То плеснут синевою волны.
В этих камнях искры рассеяны –
Удивляют и радуют взгляд:
То зажгутся сиянием северным,
То как южные звёзды горят.
А. Дубровин
Камнерезному искусству посвящены сказы известного писателя П. П. Бажова: «Малахитовая шкатулка», «Горны мастер», «Каменный цветок» и многие другие.
Из самоцветов люди изготавливали множество полезных вещей. Так, например, из яшмы в давние времена делали орудия труда. Нефрит был любимым камнем для изготовления монет, фигурок богов, амулетов (предметов, которые носили на теле и считали магическим средством против болезней и несчастий). Лазурит служил для изготовления печатей, украшений, драгоценной синей краски «ультрамарин», которая ценилась у художников дороже золота. А изделия из родонита – вазы, письменные приборы, торшеры – сегодня известны во всём мире.
На Урале каменные вещи стали изготавливать в эпоху классицизма, хотя камнерезное производство начали налаживать еще при В.Н. Татищеве. К концу 18 века в результате деятельности экспедиции по розыску цветных камней здесь было открыто много новых месторождений мрамора, яшмы и других пород. К этому же времени на Урале сложилось основное ядро мастеров и камнерезное искусство стало потомственным делом. В течение почти всего 18 века крупные заказы выполнялись из более мягкого, чем яшма или агат, мрамора. В частности, уральцы сделали из него мраморные детали - ступени, плиты, поручни, колонны - для Смольного монастыря, Петергофа и многих построек Царского Села, а также множество деталей и украшений для знаменитого Мраморного дворца в Петербурге, построенного по проекту архитектора А. Ринальди.
Из твердых пород (мурзинских топазов, сердолика, горного хрусталя) производили в 18 веке только мелкие предметы - печати, мундштуки, табакерки, рукояти для кортиков и т.п. С 1780-х годов Екатеринбургская шлифовальная фабрика полностью перешла на обработку твердых пород, а здешние мастера стали уверенно браться за сложные в производстве округлые формы. Процесс обработки камня был трудоемким и многоступенчатым, изготовление изделий требовало осторожности и особой тщательности. Например, собираясь делать чашу из 1000-пудового монолита розового орлеца (родонита), екатеринбургские специалисты писали заказчику: «Камень этот, имеющий черноватые прослойки, не может обрабатываться отсечкою, хотя ускоряющей работу, но могущей раздробить камень по прослойкам, поэтому чаша, по получении заказа, может быть изготовлена не ранее четырех лет». В действительности же на изготовление этой вазы ушло не четыре, а десять лет упорного труда. Сначала камни подвергали обсечке стальными инструментами и резали пилами из листового железа. Если готовилось круглое изделие, то начальная обработка велась трубами или цилиндрами, также сделанными из листового железа. Пилы и сверла во время работы смачивались водой и наждаком. Так камень получал первое грубое оформление. Затем он поступал в детальную обработку на «обшарном» станке: камень прижимался винтами к вертящемуся деревянному шкиву. Камень, предназначенный для круглого изделия, напротив, укреплялся в центре, вращался вокруг своей оси и получал форму от соприкосновения с терками и брусками. После поделочной обработки приступали к шлифовке и полировке. Шлифовали наждаком и медными терками. Полировали оловянными терками или шкивами с треплом.
Для вещей, стенки которых украшались рельефными изображениями, делали сначала по рисунку модели из воска. После фигуры рисовались на камне медным карандашом, намечались резцом и уже, затем вытачивались, шлифовались и полировались.
Однако этот метод годился для изделий из мрамора, родонита, яшмы и не очень подходил для выявления особой красоты малахита и лазурита. Между тем изделий из малахита Екатеринбургской гранильной фабрикой было выпущено и отправлено в Петербург очень много. Урал обладает лучшими и богатейшими в мире месторождениями малахита. На Гумешевском руднике около Полевского завода добывались куски до 1500 килограммов весом, а на руднике Меднорудянском в районе Н. Тагила была открыта глыба в 25 тонн. Впоследствии эта глыба, разбитая на куски весом по 2 тонны, была использована на облицовку знаменитого малахитового зала Зимнего дворца. Для изготовления малахитовых и лазуритовых изделий уральскими мастерами использовалась техника так называемой «русской мозаики».
Оказывается, огромные малахитовые вазы или столешницы изготовлены не из целого куска малахита: их объем делают из змеевика, мрамора или другого камня. Природные особенности малахита -- обилие крупных и мелких пустот, посторонних включений, ноздреватость заставили в работе с ним отказаться от привычных представлений о все фасадной красоте камня, позволяющей выделывать объемные вещи. Малахит нарезают на тонкие плитки и пользуются им как облицовочным материалом: оклеивают приготовленную форму круглую, если это ваза, или плоскую (столешница). На Западе такой прием -- оклеивание простого камня пластинками дорогих пород был известен давно, однако оригинальность «русской мозаики» заключалась в том, что оклеивались вещи и с закругленной поверхностью: вазы, колонны, вещи с рельефной орнаментацией, а главное - колоссальные по размеру предметы.
В середине 18 века в Екатеринбурге кроме изделий из мрамора делаются первые шаги по обработке твердых пород и изготовления из них различных художественных предметов. В 1750-1760-х годах расцветает мода на табакерки, к каждому костюму полагалась определенная табакерка, выполненная из самых разнообразных материалов: металла, кости, фарфора и проч. На Урале в больших количествах изготовлялись каменные табакерки.
В 1754 году ученики на Екатеринбургской «мельнице» под руководством И. Сусорова работали над изделиями более сложными по своим формам, чем табакерки, чарками и подносами разных форм из темно-зеленой яшмы и др. Освоение техники обработки твердых пород камня продолжается и в последующие годы под наблюдением С. Ваганова. В 1769 году уже обрабатывались небольшие круглые чаши из красного агата, голубых и черных яшм. В эти годы впервые встречаются сведения о том, что чаши делались «с выемкой нутра», т. е. полые. В производстве встречались и неожиданные изделия, например столовые ложки из красной яшмы.
С 1780-х годов Екатеринбургская шлифовальная фабрика полностью переходит на обработку только твердых пород. В начале сентября 1782 года из Петербурга был получен приказ об изготовлении ваз и специальные рисунки. Для каждого рисунка подбирались подходящие камни, главным образом яшмы темных, сдержанных цветов. Классицизм с его культом четкости и архитектоничности форм определяет стиль уральских изделий 1770-1780-х годов. В середине 18 века произведения уральских мастеров еще не играли такой роли в убранстве интерьера, как в завершающие век десятилетия, когда интерьеры украшают каменные статуи, вазы, торшеры. В 1780-х годах фабрика в Екатеринбурге начинает создавать каменные вазы, которыми прославилась история русского камнерезного дела.
Наибольший расцвет производства на Екатеринбургской фабрике приходится на первую половину 19 века. В эти годы каменные вазы, чаши, обелиски и торшеры создавались по проектам крупнейших российских архитекторов. Лучшие изделия фабрики неоднократно демонстрировались на всемирных выставках в Европе, получали высшие награды.
Список использованной литературы
1.Алеврас Н.Н. История Урала XIX в. - 1914 год / Н.Н. Алеврас, А.И. Конюченко. -Челябинск: ЧелГу, 2008
2. Барадулин В.А. Народные промыслы Урала и Предуралья (Крестьянский расписной дом). Л.: "Художник РСФСР" 1988.
3. Гилев А. С. Актуальные проблемы каслинского литья // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л.: "Художник РСФСР" 1981.
4. Глинкин М. Д. Златоустовская гравюра на стали. Челябинск, 1967.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» под ред. Полевого В.М.
М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
5. Крживицкая Е.Э. Художественная культура Урала / Е.Э. Крживицкая, А.Ю. Сергеев, Н.Б. Аллахвериева. - Екатеринбург: Издательский дом Coкрат, 2003
6.Малаева, З.Г. Художественное литье из чугуна. Касли. / З.Г. Малаева. - М.: Интербук-бизнес, 2005.
7. Шабалина, Н.М. Промыслы и ремесла / Н.М. Шабалина. // Челябинская область: энциклопедия. - 2008. - Т. 5
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Художественные ремесла», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: География (8 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.