» » » Поздние славянофилы

Презентация на тему Поздние славянофилы


Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Поздние славянофилы. Предмет презентации: Философия. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 29 слайдов.

Слайды презентации

Слайд 1
Московский государственный институт международных отношений Кафедра философии Поздние славянофилы Prezentacii.com
Слайд 2
Поздние славянофилы • Н. Я. Данилевский (1822‑1885) • К. Н. Леонтьев (1831‑1891)
Слайд 3
Н. Я. Данилевский (1822‑1885) • Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому (1869) • Дарвинизм: Критическое исследование (1870-1885) Основные сочинения
Слайд 4
Н. Я. Данилевский (1822‑1885) • Теория культурно-исторических типов  Степени (уровни) развития и типы развития  Многообразие культур  Десять культурно-исторических типов  Положительные и отрицательные деятели  Пять законов культурно-исторического движения  «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации • Противостояние России и Европы  Закат европейской цивилизации  Иррациональная ненависть Запада к России  Преимущества славяно-русской цивилизации
Слайд 5
Теория культурно-исторических типов П. Я. Чаадаев. «Философические письма». • Теория культурно-исторических типов Данилевского – первый значительный вклад России в мировую философию. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума...
Слайд 6
Теория культурно-исторических типов Степени развития и типы развития • В основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время.  Рубежи , отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения.  В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития : свои «древность», «средневековье» и «новое время».  Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций.  Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатства её содержания.
Слайд 7
Теория культурно-исторических типов Многообразие культур • Культура не универсальна (западная – в том числе). • Совокупное человечество не есть реальный субъект истории, но лишь абстрактная идея. • Разнообразие , а не единообразие – закон и условие прогресса.
Слайд 8
Теория культурно-исторических типов Многообразие культур Дабы поступательное движение вообще не прекратилось в жизни всего человечества, необходимо, чтобы, дойдя в одном направлении до известной степени совершенства, началось оно с новой точки исхода и шло по другому пути, т. е. надо чтобы вступили на поприще деятельности другие психические особенности, другой склад ума, чувств и воли, которыми обладают только народы другого культурно-исторического типа. Н. Я. Данилевский. «Россия и Европа».
Слайд 9
Теория культурно-исторических типов Многообразие культур Прогресс <…> состоит не в том, чтобы идти все в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую точку развития, в сравнении с её предшественницами или современницами, во всех сторонах развития. Н. Я. Данилевский. «Россия и Европа».
Слайд 10
Теория культурно-исторических типов Десять культурно-исторических типов • Египетский • Китайский • Древнесемитский • Индийский • Иранский • Еврейский • Греческий • Римский • Аравийский • Романо-германский  Мексиканский  Перуанский  Славяно-русский
Слайд 11
Теория культурно-исторических типов Положительные и отрицательные деятели • Положительные деятели истории (самобытные цивилизации) • Отрицательные деятели истории (народы-разрушители) • Народы, не достигшие исторической индивидуальности
Слайд 12
Теория культурно-исторических типов Законы культурно-исторического движения • Языковое родство как критерий и основа самобытного культурно-исторического типа. • Политическая независимость как условие развития самобытного культурно-исторического типа. • Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. • Цивилизация достигает полноты развития, когда составляющие её этнографические элементы не поглощены одним политическим целым, а составляют политическую систему государств. • Развитие цивилизаций подобно жизни многолетних одноплодных растений, у которых продолжительный период роста сменяется коротким (и никогда не повторяющимся) периодом расцвета.
Слайд 13
Теория культурно-исторических типов «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации • Цивилизации не бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные. • Цивилизации различаются преимущественным развитием какой-то одной стороны культуры :  еврейская цивилизация – преимущественно религиозная,  греческая – преимущественно эстетическая,  римская – преимущественно политико-правовая.  Европейцы расширили область культурного творчества, создав «двуосновную» цивилизацию – научно- промышленную.  Грядущая славяно-русская цивилизация будет – впервые в истории – полной «четырёхосновной»: Россия призвана решить и социально-экономический вопрос , который в Европе остался неразрешённым.
Слайд 14
Противостояние России и Европы Закат Европы и ненависть Запада к России • Европейская цивилизация уже прошла период расцвета и находится на пути к дряхлению. • Ей на смену идёт славяно-русская цивилизация. • Элементы провиденциализма (в концепции, которая в целом вполне научна ): история славянских народов свидетельствует об особой заботе Провидения. • Инстинктивным пониманием того, что будущее за славянством, и объясняется иррациональная ненависть Запада к России.
Слайд 15
Противостояние России и Европы Преимущества славяно-русской цивилизации • Отличительная черта «психического настроя» германо- романских народов – насильственность и чрезмерно- развитое чувство индивидуальности; отличительная черта славянских народов – прирождённая гуманность. • Успешному решению социально-экономического вопроса в рамках славяно-русской цивилизации способствует социально-экономическая специфика России:  В России большинство населения обладает землёй , тогда как в Европе большинство населения представляет собой обезземеленную массу.  В странах второго типа экономический строй основывается на нужде большинства граждан , в странах первого – на экономической обеспеченности .  Соответственно, те общественные классы, которые, будучи (как в Европе) сосредоточены в городах, составляют массовую базу революций, в России оказываются самыми консервативными.
Слайд 16
К. Н. Леонтьев (1831‑1891) • Византизм и славянство (1873‑1874) • Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения (1872-1884) • Владимир Соловьёв против Данилевского (1888) • Национальная политика как орудие всемирной революции (1888) Основные сочинения
Слайд 17
К. Н. Леонтьев (1831‑1891) • Византизм  Византизм против панславизма  Особенности византийской культуры  Византийские основы русской культуры  Философия культуры: концепция «цветущей сложности»  Фазы развития культур  Апология деспотизма и элитарности (антидемократизм и антиэгалитаризм)  Эстетизм  Апология реакционности • Исторический пессимизм
Слайд 18
Византизм Византизм против панславизма • Национализм (даже русский) – вредная западная идея. • Единство православной (византийской) культуры важнее славянского братства. • Византизм есть нечто культурно определённое, панславизм же – или абстракция, или мечта. • Славяне западные (а с недавних пор – и южные) уже слишком заражены европейским духом и представляют скорее угрозу для будущего России, чем действительную помощь.
Слайд 19
Византизм Особенности византийской культуры • Ядро византийской культуры составляет вера в Бога, а не в Царство Божие на земле. • Византизм означает: • в религиозной сфере – православие, • в государственной сфере – самодержавие, • в нравственной сфере –  неприятие преувеличенного понятия о земной личности человеческой;  неверие в способность к полному нравственному совершенству на земле;  отказ от надежды на грядущее «всеобщее благоденствие народов» («земное всеравенство, всесвобода, всесовершенство и вседовольство»). Западная же идея «земного рая» (мещански-утилитарный и эвдемонистический идеал прогресса) и кощунственна, и ненаучна («мечтательство под флагом реализма»), и антиэстетична (ибо предполагает однообразие и унисон).
Слайд 20
Византизм Византийские основы русской культуры • В русской культуре много чуждого византизму (как собственно русского, так и заимствованного), но величием своим она обязана именно византийским началам. • Отрицательное же отношение к византийской культуре в русском обществе – следствие «незрелости» и несамостоятельности русской исторической науки : не просто незнания реальной истории, а знакомства с нею через посредство западных писателей, византийской культуре чуждых и даже враждебных.
Слайд 21
Философия культуры Фазы развития культур • Все культуры подчинены общему закону циклического развития , согласно которому всё развивающееся проходит через три периода:  «первичной простоты»,  «цветущей сложности»,  «вторичного смесительного упрощения» .
Слайд 22
Философия культуры Апология деспотизма и элитарности • Между эгалитарно-либеральным поступательным движением и идеей развития нет ничего логически родственного, даже более: прогресс есть не что иное, как процесс разложения . • Первый итог развития – преодоление равенства и ограничение свободы . • Период «цветущей сложности» есть именно период социального неравенства, образования элиты. • Период смесительного упрощения характеризуется стремлением ко всеобщему равенству и демократии, которое имеет своим результатом:  расцвет техники и умирание искусства;  опошление жизни – замену воли к положительному творчеству ценностей волей к механическому использованию работы и жаждой удовольствий.
Слайд 23
Философия культуры Эстетизм • Леонтьевская критика буржуазного Запада мотивирована, прежде всего, эстетически. Я был в восторге от Крита и критских простолюдинов и находил в них множество поэзии. Особенно восхищало меня то, что я почти совсем не видал там на мужчинах европейской одежды , которую я с ранних лет возненавидел всем сердцем и за возмутительную неживописность её, и за пошлость, и, наконец, за самую нестерпимую всеобщность её . К. Н. Леонтьев. «Владимир Соловьёв против Данилевского».
Слайд 24
Философия культуры Эстетизм • Леонтьевская критика буржуазного Запада мотивирована, прежде всего, эстетически. • Эстетическая обеспокоенность делает Леонтьева одним из провозвестников экологического движения. ... дальнейшее и беспрерывное движение человечества по этому пути – проникновения всюду европейского буржуа, <…> вырубки лесов, прорытия каналов, просверливания гор и т.д. – прежде всего это движение губительно для всемирной эстетики . А гибель природной и социальной эстетики есть верный признак глубокого устарения; есть признак приближающейся смерти . К. Н. Леонтьев. «Владимир Соловьёв против Данилевского».
Слайд 25
Философия культуры Эстетизм • Леонтьевская критика буржуазного Запада мотивирована, прежде всего, эстетически. • Эстетическая обеспокоенность делает Леонтьева одним из провозвестников экологического движения. • Она же делает его одним из предшественников технофобных антиутопий XX века. … человек, воображая, что он господствует над природой посредством всех этих открытий и изобретений, только ещё больше стал рабом её; убивая и отстраняя одни силы природы (вероятно, высшие) посредством других, более стихийных и грубых сил, он ничего ещё не создал, а разрушил много и прекрасное, и освободиться ему теперь от подчинения всем этим машинам будет, конечно, не легко! К. Н. Леонтьев. «Владимир Соловьёв против Данилевского».
Слайд 26
Философия культуры Эстетизм • Леонтьевская критика буржуазного Запада мотивирована, прежде всего, эстетически. • Эстетическая обеспокоенность делает Леонтьева одним из провозвестников экологического движения. • Она же делает его одним из предшественников технофобных антиутопий XX века. • Эстетически мотивирована и политическая реакционность Леонтьева. … Уничтожение повсюду монархии, дворянства, мистических положительных религий, войн и неравенства – привело бы к такой ужасающей прозе, что и вообразить страшно!.. Эстетика жизни (не искусства!.. Чёрт его возьми искусство – без жизни! ..), поэзия действительности невозможна без того разнообразия – положений и чувств , которое развивается благодаря неравенству и борьбе…
Слайд 27
Философия культуры Апология реакционности До дня цветения лучше быть парусом или паровым котлом; после этого невозвратного дня достойнее быть якорем или тормозом для народов, стремящихся вниз под крутую гору, стремящихся нередко наивно, добросовестно, при кликах торжества и с распущенными знамёнами надежд… К. Н. Леонтьев. «Византизм и славянство».
Слайд 28
Философия культуры Исторический пессимизм Окончить историю, погубив человечество разлитием всемирного равенства… сделать жизнь человеческую уже окончательно невыносимой – не в этом ли уготовано наше предназначение?
Слайд 29
В о п р о с ы ?

Другие презентации по философии



  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru