Слайд 1Ранняя греческая натурфилософия
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
Слайд 2Милетская школа: проблема единого первоначала Проблема единства сущего Проблема первоначала (архе) Фалес: вода как первоначало сущего Анаксимандр: апейрон как первоначало сущего Анаксимен: воздух как первоначало сущего Гераклит: проблема изменчивости Мир как вечное становление (генезис) Элейская школа: иллюзорность изменчивости Парменид: мир как единое, вечное и неизменное бытие Парадоксы Зенона: обоснование элейской онтологии Апория места (немыслимость пустоты) Апории множества (немыслимость множества) Парадокс делимости Парадокс сложения Парадокс счисления Апории движения (немыслимость движения) «Ахилл и черепаха» «Дихотомия» (деление на два) «Стрела» «Стадий» Иллюзии восприятия и мыслимая реальность
Слайд 3Милетская школа Проблема единого первоначала
Милет
Слайд 4Фалес (ок. 640-562)
Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540)
Анаксимен (ок. 588 - ок. 525)
Слайд 5Милетская школа Проблема единства сущего
Взаимопревращения веществ свидетельствуют, что за видимым многообразием воспринимаемого мира скрывается единое первоначало.
Слайд 6Милетская школа Проблема первоначала (архе)
Архé (греч. αρχή, лат. principium) – термин древнегреческой философии, означающий начало (принцип) как отправной момент (исходную точку) чего-либо (в пространственном и временном смыслах); начало как зачин или причину чего-либо; начало как начальство (власть); в специфически философском употреблении – онтологическое начало (первоначало) или начало познания (гносеологический принцип).
Слайд 7Аристотель. «Метафизика».
... большинство первых философов считало началом <...> то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причём сущность хотя и остаётся, но изменяется в своих проявлениях, – это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает; <...> ибо должно быть некоторое естество – или одно, или больше одного, откуда возникает всё остальное, в то время как само это естество сохраняется.
Слайд 8Фалес Вода как первоначало
Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково. Фалес – основатель такого рода философии – утверждал, что начало – вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть может, пришёл, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего всё возникает – это и есть начало всего). Таким образом, он именно поэтому пришёл к своему предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного – вода.
Слайд 9Философ Первоначало Фалес Вода Анаксимандр
Апейрон (беспредельное, неопределённое)
Анаксимен Воздух
Слайд 10Анаксимандр Апейрон как первоначало
Áпейрон (греч. άπειρον; от α, отрицательная приставка, и πέρας, конец, предел) – термин древнегреческой философии, обозначающий бесконечное (беспредельное) и/или неопределённое.
Слайд 11Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
Анаксимандр Милетский... учил, что первоначалом и основой является беспредельное, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остаётся неизменным.
Слайд 12Анаксимен Воздух как первоначало
Ипполит. «Опровержение всех ересей».
Анаксимен... полагал, что начало – бесконечный воздух, из которого рождается то, что есть, что было и что будет <...> Сгущаясь и разрежаясь, [воздух] приобретает видимые различия. Так, растекшись до более разреженного состояния, он становится огнём; в среднем состоянии возвращается к [природе] воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись ещё больше, [он становится] водой, ещё больше – землёй, а достигнув предельной плотности – камнями.
Слайд 13Гераклит Проблема изменчивости
Эфес
Слайд 14Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое?
Гераклит
Мир как вечное становление
Слайд 15Гераклит Мир как вечное становление (генезис)
Гераклит (ок. 540 - 480)
Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно возгорающимся, мерно угасающим.
Слайд 16Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира – огонь. Мир вечен, но не неизменен: в нём всё течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Всё возникает через борьбу противоположностей. Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу.
Слайд 17Элейская школа Иллюзорность изменчивости
Элея
Слайд 18Парменид (род. 540/539)
Зенон (ок. 490 - 430)
Слайд 19Элеаты
Мир как вечное неизменное бытие
Слайд 20Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо Бытие вечно и неизменно Небытие немыслимо
Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать.
При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия.
Сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться не-сущим.
Одно и то же – мысль и предмет мысли.
Слайд 21Рассел. «История западной философии».
Часто говорят, что Парменид изобрёл логику, но в действительности он изобрёл метафизику, основанную на логике . В философии это первый пример широкой аргументации от мысли и языка к миру в целом. Эту аргументацию нельзя, конечно, считать основательной, но в то же время стоит посмотреть, какой элемент истины она содержит.
Слайд 22Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии
Апория места (немыслимость пустоты) Апории множества (немыслимость множества) Парадокс делимости Парадокс сложения Парадокс счисления Апории движения (немыслимость движения) «Ахилл и черепаха» «Дихотомия» (деление на два) «Стрела» «Стадий»
Слайд 23Апорúя (греч. απορία, затруднение, безвыходное положение; от α, отрицательная приставка, и πόρος, выход) – понятие древнегреческой философии, обозначающее трудноразрешимую или неразрешимую проблему.
Слайд 24Парадоксы Зенона Апория места
Если условием существования является нахождение в каком-то месте,
то и само место, коль скоро оно существует, тоже должно находиться в каком-то месте.
Это будет уже «второе» место, но и оно должно существовать в каком-то «третьем» месте, и так далее до бесконечности.
Следовательно, «пустое место», как что-то отличное от того, местом чего оно является, немыслимо.
Слайд 25Парадоксы Зенона Апория делимости
Если допустить, что бытие делимо, то каждую частицу бытия придётся признать одновременно
и бесконечно большой
и вовсе лишённой величины
(как делимую до бесконечности),
(как результат бесконечного деления),
что, разумеется, невозможно.
Слайд 26Парадоксы Зенона Апория сложения
Если допустить, что бытие делимо, т.е. состоит из частей, то его придётся признать
или бесконечно большим
или вовсе лишённым величины
(если его части имеют какую-то величину),
(если его части величины не имеют),
но тогда оно должно быть единственным;
и, следовательно, неотличимым от небытия.
Слайд 27Парадоксы Зенона Апория счисления
Если допустить, что существует многое, то число вещей придётся признать одновременно
и ограниченным и бесконечным
(так как их будет ровно столько, сколько есть: ни больше, ни меньше),
(так как между любыми из них будут другие),
Слайд 28Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»
Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно ползущую черепаху,
так как прежде, чем догнать её, он должен будет пройти то место, из которого она вышла,
но за это время черепаха уйдёт вперёд и, таким образом, опять окажется впереди Ахилла, и так далее до бесконечности.
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия»
Дuхотомúя (греч. διχοτομία; от δίχα, на две части, и τομή, сечение, разделение) – 1) деление целого на две части (с возможным последующим делением каждой из частей на две подчасти и т.д.); 2) метод классификации, состоящий в делении объёма понятия (класса, множества) на два подчинённых взаимоисключающих (противоречащих) понятия, суммарный объём которых исчерпывает объём делимого понятия.
Слайд 32Ахилл вообще не сдвинется с места (как, впрочем, и черепаха),
а прежде, чем пройти это второе место, он должен пройти место, которое находится на полпути между ними, и так далее до бесконечности.
так как прежде, чем добраться до любого места, он должен пройти то место, которое находится на полпути между ним и первым местом,
Слайд 33
Слайд 34Парадоксы Зенона Апории движения
Первые две апории демонстрируют немыслимость движения при допущении бесконечной делимости времени и пространства.
Две последние апории демонстрируют немыслимость движения при допущении предела делимости времени и пространства.
Слайд 35Парадоксы Зенона Апория «Стрела»
Летящая стрела в любой момент времени занимает какое-то место в пространстве (иначе её нет вообще).
Так как в этом месте ей двигаться некуда, она покоится, и это верно для любого места её траектории.
Она занимает в пространстве место, равное её размеру – ни больше, ни меньше (иначе она была бы больше или меньше себя самой).
Слайд 36
Слайд 37Таким образом, получится, что минимальная, т.е. неделимая, единица времени делима, что абсурдно. (Равным образом, делимой окажется и минимальная, т.е. неделимая, единица пространства).
Парадоксы Зенона Апория «Стадий»
Если две колесницы движутся навстречу друг друга со скоростью, равной минимальной единице пространства за минимальную единицу времени, мимо третьей – неподвижной – колесницы,
то они пройдут расстояние, равное минимальной единице пространства, за минимальную единицу времени относительно неподвижной колесницы и за половину минимальной единицы времени относительно друг друга.
Слайд 38
Слайд 39Элейская школа Иллюзии восприятия и мыслимая реальность
Разум свидетельствует, что ни пустоты, ни множества, ни движения нет, ибо они немыслимы.
Чувства не позволяют утверждать существование пустоты, но свидетельствуют о существовании многих движущихся вещей.
У нас есть, таким образом, два источника знания, которые в чём-то противоречат друг другу.
Какой же из них следует признать достоверным?