Слайд 111 класс
Изобразительное искусство Татарстана
Слайд 2Уже к концу XIX века в Казани были все предпосылки для превращения ее в крупный центр искусства, художественного образования, выставочной деятельности и музейного строительства в России. К этому времени в городе постоянно работали профессиональные художники, в том числе молодые воспитанники Петербургской Академии художеств Н. Н. Белькович, X. Н. Скорняков, И. Тиссен. В частных коллекциях города накапливались произведения искусства, которые все чаще становились предметом общественного внимания. В 1894 году был основан, а в апреле 1895 года торжественно открыт Казанский городской научно-промышленный музей с богатой картинной галереей ("лихачевским отделом"), в которую входили полотна русских, итальянских, французских, фламандских, голландских художников.
Слайд 3На этом общем фоне закономерным и возможным стало открытие 1 сентября 1895 года Казанской художественной школы, с историей которой связан здесь дальнейший прогресс всех видов искусства, прежде всего живописи и графики Академия художеств, проникнутая горячим желанием распространения художественного образования во всей России, обратила особое внимание на Казань, как основной просветительный центр всего востока России, откуда надлежало бы поступательно нести художественные знания в народ-сначала в Волжско-Камском крае, а затем и в Сибири. Казанская городская дума пошла навстречу этому желанию Академии и 22 ноября 1894 года постановила ходатайствовать <...> об учреждении в Казани художественной школы". Власти города и Петербургская Академия художеств совместно выделили средства на наем помещения и последующее строительство специального здания для школы, завершенное в 1902 году, на покупку пособий, оплату труда педагогов и выплату стипендий ученикам.
Слайд 4С Казанской художественной школой связаны имена таких известных художников как Н.Фешин, П. Беньков, Д.Бурлюк, П. Радимов. Позади более 100 лет развития. За эти годы изобразительное искусство в Татарстане прошло этапы ускоренного развития, внеся свой вклад в общероссийскую и мировую культуру. В первой четверти XX столетия начинают работать профессиональные татарские художники - живописцы и графики - Б.Урманче, Ш.Мухаметжанов, Ф.Тагиров. Большой вклад в искусство этих лет вносят К.Чеботарев, А.Платунова, Р.Нурмухаметов.
Слайд 5Никола́й Ива́нович Фе́шин 26 ноября 1881, Казань — 5 октября 1955, Санта-Моника, Калифорния; в 1976 перезахоронен в Казани) — русский и американский художник. Живописец, график, скульптор, резчик, представитель импрессионизма и модерна. Окончил Академию художеств в мастерской И. Е. Репина, в дальнейшем вернулся в Казань и преподавал в Казанской художественной школе, ныне носящей его имя. В 1916 году избран академиком Императорской Академии художеств. В 1923 году эмигрировал с семьёй в США, где прожил до самой смерти в 1955 году. В 1976 году дочь — Ия Николаевна Фешина-Брэнхэм (1914—2003) — перезахоронила прах отца в Казани.
Слайд 6Создал более 2000 произведений, которые находятся в коллекциях более 30 музеев в США, не считая частных собраний. Самое большое собрание работ Николая Фешина в России (189) находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле). Его творчество представлено также в музеях Санкт-Петербурга, Чебоксар, Козьмодемьянска, Кирова, в частных собраниях.
Слайд 7«Беспризорник» — ученическая работа Н. Фешина. 1890-е годы. Казань, Национальная художественная галерея «Хазинэ»
Слайд 8«Выход из катакомб после моления» (1903). Санкт-Петербург, Музей Академии художеств
Слайд 9«Черемисская свадьба» (1908). США, частное собрание
Слайд 10Портрет Вари Адоратской (1914). Казань, Национальная художественная галерея «Хазинэ»
Слайд 11Беньков Павел Петрович родился на берегах Волги в Казани 20 (8) декабря 1879 года. В 1901 году в Петербургскую академию художеств, где быстро зарекомендовал себя самобытным начинающим живописцем, тяготеющим к пленэрной живописи с её буйством красок. После окончания Академии в 1906 году, он продолжил обучение в академии Жюлиана в Париже. Из заграничной поездки юноша вернулся в Казань, с которой и оказался связан первый 20-летний этап его творчества. Здесь он не только преподавал живопись в учебных заведениях города, но много и плодотворно работал. C 1909 года по 1929 год П. П. Беньков преподавал живопись в художественных учебных заведениях Казани. В 1912 году полотна художника экспонировались на международной выставке в Риме. В 1928-29 годах Беньков совершил поездки в Среднюю Азию, которая буквально потрясла его яркостью красок и все растворяющим солнечным светом, который буквально струился по пышущим жаром улицам Бухары, Самарканда, Хивы. Художник решил круто изменить свою судьбу и переехать в Самарканд.
Слайд 12Весенний сад. 1940-е годы. Холст, масло. 100х99. Картина хранится в Государственном музее искусств Республики Каркалпакстан им. И.В.Савицкого, Нукус
Слайд 13
Слайд 14Художники в Шахи-Зинда. 1943 год. Холст, масло. 128х152. Самаркандский Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Самарканд
Слайд 15Павел Александрович Радимов (11 сентября[2] 1887, село Ходяйново, Зарайский уезд, Рязанская губерния[1] — 12 февраля 1967, Хотьково, Московская область[3]) — русский советский «крестьянский поэт» и художник, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1922 и 1927—1932 годах, а также последний председатель ВСП (Всероссийский союз поэтов) — организации, просуществовавшей до 1929 года. Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе. В 1917 году в Казани заведывал отделом искусств Наркомпроса Татарии. Активно включился в культурно-агитационную работу, продолжая параллельно заниматься поэзией и живописью. В 1918 году избран главой товарищества передвижников.
Слайд 16ПЕЙЗАЖ (1939) Картон / масло 32 x 42 см 2.40'' x 16.73''
Слайд 17СЕНОКОСИЛКИ Холст, фанера / масло 26 x 37 см 10.43'' x 14.57''
Слайд 18Весна. 1910 Холст, масло Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана
Слайд 19Баки Идрисович Урманче - 23 февраля 1897 года — 6 августа 1990 года выдающийся деятель татарской культуры, народный художник России и Татарстана, лауреат Государственной премии им. Г. Тукая.
Слайд 20БАКИ УРМАНЧЕ Сбор яблок. Узбекистан. 1947Холст, масло. 78 х 101 Источник: галерея «Совком»
Слайд 21БАКИ УРМАНЧЕ Ала-Тау. Казахстан. 1950-е Холст, масло. 79 х 105 Источник: галерея «Совком»
Слайд 22БАКИ УРМАНЧЕ Урожай. Сбор винограда 1952–1958. Холст, масло. 95 х 123 Источник: галерея «Совком»
Слайд 23Константин Константинович Чеботарёв (1892, Юрминск Белебеевского уезда Уфимской губернии — 1974, Москва) — русский и советский художник, лидер казанского художественного авангарда 1920-х годов. Работал как в живописи и графике, так и как театральный художник.
Слайд 24Родился в семье зажиточного крестьянина. Учился в Казани, в 1917 году окончил Казанскую художественную школу, в которой одним из его преподавателей был Николай Фешин. В 1914 году посетил Крым, после этого некоторое время работал в импрессионистском стиле, но позже отошёл от него. В 1917 году стал лидером объединения художников, называвших себя «Союз Подсолнечник». Объединение провозгласило целью борьбу с «отжившим искусством». Первая выставка группы, фактически представлявшей собой течение художественного авангарда, состоялась в 1918 году. Из 305 выставленных работ 50 принадлежали Чеботарёву. В этот период он в основном создаёт произведения, составленные из композиций геометрических форм. В начале 1920-х годов художник стоял у истоков Высших Свободных художественно-технических мастерских (АРХУМАС), впоследствии Казанского художественно-технического института, где по инициативе Фешина, заведовавшего учебной частью, он преподавал живопись, рисунок и композицию.
Слайд 25Наиболее известная его работа — «Красная армия» (1917) Национальная художественная галерея «Хазинэ»
Слайд 26"Весенний букет» 1953 год.
Слайд 27Константин Чеботарев. Царские Ваньки-Маньки. 1935
Слайд 28Платунова Александра Георгиевна 1896, Мари-Турек Вятской губ. - 1966, Москва. Училась у Н. И. Фешина в КХУ (1908-15, 1918-22). Участвовала в союзе «Подсолнечник» (1917-18), в коллективе «Всадник» (1920-22), в эксперимент.- молодежном театре (КЭМСТ - 1923-26), в ТатЛЕФе. Преподавала в КХУ (1921-26). В 1926 г. переехала в Москву. Вся жизнь художницы неразрывно связана с К. К. Чеботаревым. Последние годы он работал над посвященным жене циклом «Подсолнечник».
Слайд 29Платунова Александра Георгиевна (1896-1966) «Ребенок»
Предварительная оценка: 10000 - 15000 у.е.
Слайд 30Платунова Александра Георгиевна (1896—1966) К солнцу 1920-е гг
Слайд 31Дочка художника. Чувашский государственный художественный музей 1948
Слайд 32В 1936 году создается Союз художников Татарии. Особый творческий подъем в изобразительном искусстве Татарстана наблюдается в послевоенные годы. Разнообразные традиции реалистического искусства вносят в тематическую картину Х.Якупов, Л.Фаттахов, Э.Зуев. Изображением современной жизни народа, ярких страниц его истории, мирного времени наполнены картины Л.Фаттахова, И.Рафикова и других живописцев. В 50-60 годы одним из ведущих жанров в искусстве республики становится пейзаж. Талантливыми интерпретаторами величественной природы родной земли являются К.Максимов, в чьем творчестве воплотились традиции русского реалистического пейзажа, Н.Кузнецов, А.Прокопьев, а также М.Усманов и А.Тумашев.
Слайд 33Источником вдохновения для художников 70-80 гг. является история народа, ее персонажи, образы татарского фольклора, собственные впечатления (А.Абзгильдин, В.Федоров, Ш.Шайдуллин, И.Зарипов). Оригинальное решение национальной темы дают в своих произведениях представители молодого поколения, вошедшие в искусство Татарстана в 90-е годы - А.Ильясова, Р.Загидуллин и Р.Саляхов. Высокий профессионализм, приверженность реалистическим традициям школы живописи отличают работы А.Хисамова, В.Акимова.
Слайд 34Достойно представлена в Татарстане скульптура. Первый мастер ваяния с профессиональным академическим образованием появился в Казани только в 1904 году - им был ученик В.Беклимишева П.Дзюбанов, а к концу 1908 года на скульптурном отделении художественного училища уже занималось 19 человек. Скульпторами-классиками в республике по праву считаются Б.Урманче, С.Ахун, А.Абдрашитов.
Слайд 35Демократические перемены в обществе, произошедшие в последние 10 лет, дали новый толчок развитию изобразительного искусства в республике. Возросший интерес детей и молодежи к творчеству поддерживают многочисленные художественные школы и кружки, действующие в Татарстане. Новые перспективы перед молодыми художниками республики появятся и после открытия первого в истории республики высшего художественного учебного заведения - филиала Московского государственного художественного института им. В.Сурикова.