Слайд 1Красноярская Ася и Шаговитова Стася 10 «А»
Успенский собор Кремля
Слайд 2Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы. Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти.
История
Слайд 34 августа 1326 года состоялась торжественная закладка собора. Освятили собор накануне престольного праздника – 14 августа 1327 года. Архитектурный облик нового храма и его размеры были близки к владимиро-суздальским постройкам начала XIII века и, в частности, к Георгиевскому собору в Юрьеве Польском (1230–1234), который, по-видимому, и послужил для него образцом. Небольшой одноглавый трехапсидный Успенский собор первоначально имел три притвора, а затем был обстроен приделами, примыкавшими к алтарным помещениям с севера и юга.
В Успенский собор
План Георгиевского собора
Слайд 413 апреля 1472 года состоялась торжественная церемония закладки нового Успенского собора митрополитом Филиппом и великим князем Иваном III. В качестве образца для московского храма избрали Успенский собор во Владимире. Это было не только самое торжественное здание домонгольской архитектуры, но и символ былого могущества великокняжеской власти
20 мая 1474 года почти завершенное здание неожиданно обрушилось. Приглашенные Иваном III из Пскова зодчие объяснили эту неудачу несовершенством конструкции и недостаточной крепостью известкового раствора.
Слайд 5Итальянскому зодчему, как и его предшественникам, было предписано возводить новый московский кафедральный собор по образцу древнего владимирского Успенского храма. И подобно им, Аристотель Фиораванти в первый же строительный сезон, лишь только здание собора было выведено из земли, отправился во Владимир, прежнюю столицу Северо-Восточной Руси. Однако, ориентируясь на владимирский образец, мастер уже изначально внес существенные изменения в архитектурный замысел своей будущей постройки, что предопределило принципиально новый характер архитектуры московского собора.
20 августа 1479 года состоялось торжественное освящение нового Успенского собора митрополитом Геронтием в присутствии епископов и великого князя.
Слайд 6Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится "как един камень».
Архитектура
Слайд 7Сходство московского собора с его владимирским образцом очевидно: то же величественное пятиглавие, гладь белокаменных стен, аркатурно-колончатый фриз, спокойный ритм полукружий закомар. Но итальянский мастер не стал копировать план владимирского собора
Слайд 8На восточном фасаде Успенского собора росписи располагаются в полукруглых люнетах под закомарами над алтарными апсидами. Над центральной апсидой представлена «Новозаветная Троица», слева от нее – «Похвала Богоматери», а справа – «София Премудрость Божия».
Слайд 9План
Успенский собор имеет в плане продолговатую, несколько вытянутую с запада на восток форму и разделен на одинаковые по величине квадраты, перекрытые крестовыми сводами. Они покоятся на шести высоких, широко расставленных столпах. Два из них, скрытые за иконостасом, имеют традиционную крестчатую форму. Остальные четыре столпа, определяющие облик основной части храма, – круглые
Для размещения трех существовавших в прежнем здании собора приделов, которые он включил в архитектурную композицию алтарных помещений, ему пришлось разделить пополам боковые нефы, замкнув их четырьмя апсидами. В северной части алтарных помещений расположился жертвенник и Петроверигский придел, в южной - дьяконник, служивший также приделом Похвалы Богородицы, и Димитриевский придел. Между собой они были разделены сравнительно невысокими, около четырех метров, стенами и освещались через окна восточных глав и боковых апсид.
Слайд 10Усыпальница
21 декабря 1326 года в еще недостроенном здании Успенского собора был погребен митрополит Петр. С этого времени собор становится храмом-усыпальницей русских святителей – митрополитов и патриархов. В 1329 году преемник Петра на митрополичьем престоле грек Феогност соорудил в память своего святого предшественника Петропавловский придел, где он и сам был погребен в 1353 году. Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями.
Слайд 11В юго-западном углу собора расположены гробницы двух митрополитов – Киприана (умер в 1406 году) и Фотия (умер в 1431 году). Гробницы находятся рядом под одним металлическим надгробием, близ шатра для Гроба Господня. Оба митрополита, серб и грек, оказали большое влияние на русскую культуру и историю Успенского собора
Слайд 13У круглых столпов перед иконостасом собора стоят шатровые сооружения, которые представляют собой моленные, или церковные, места. Наиболее древним из них является каменное моленное место митрополитов и патриархов, поставленное одновременно с постройкой собора в 1479 году.
Слайд 14Справа от него, у южных врат собора, 1 сентября 1551 года, как об этом повествует надпись на створках его дверец, было установлено деревянное резное царское моленное место, именуемое также Мономаховым троном.
Слайд 15Верхняя часть царского моленного места представляет собой шатер на четырех фигурных столбцах, украшенных кокошниками с затейливой резьбой в виде переплетенных виноградных лоз, цветов, чаш, разнообразных орнаментов. На подзоре шатра изображены сказочные птицы, а подножием трона служат четыре фантастических хищных зверя. Некогда шатер был роскошно украшен позолотой и расцвечен красной и синей красками. Искусная резьба и стиль рельефов позволяют предположить, что его исполнили новгородские мастера.
Слайд 16У северо-восточного столпа находится еще одно моленное место, предназначенное для цариц. Они должны были напоминать о молитвах цариц о даровании им наследников престола.
Слайд 17В юго-западном углу собора в 1624 году появилось новое сооружение. По указу царя Михаила Федоровича староста котельного цеха Дмитрий Сверчков отлил бронзовый ажурный шатер с четырехскатной кровлей, выложенной в шахматном порядке из золоченых и посеребренных медных листов. Этот шатер или сень, воспроизводившая образ главной христианской святыни.
Слайд 18В художественном убранстве соборов важную роль играли светильники, символизировавшие, с одной стороны, божественный свет, и, вместе с тем, – молитву, обращенную к Господу. Поэтому обычно христианские храмы наполнялись многочисленными светильниками: Множество светильников было и в Успенском соборе.
Паникадило
Подсвечники перед главным иконостасом.
Кандило перед главным иконостасом.
Слайд 19Живописцы использовали смешанную технику фрески и темперной живописи по сухой штукатурке, тщательно и многократно прописывая лики, складки одежд, уподобляя настенную живопись плотному иконному письму.
Слайд 20Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. В двух следующих ярусах помещены Житие Богоматери и иллюстрации посвященного ей торжественного гимна – Акафиста. В нижнем ряду написаны изображения семи Вселенских соборов. На западной стене помещена огромная композиция "Страшный суд". На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников
Слайд 21Главный иконостас
Слайд 22Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий - ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.
Слайд 23Успенский собор украшает богатейшая коллекция икон, собранных с XII по XVII века. Некоторые и них привозились с других городов, другие писались специально для храма. Здесь даже имеются иконы кисти величайшего иконописца Дионисия. Самая древняя икона Успенского собора - двусторонняя «Богоматерь Одигитрия».
«Гвоздь Господень» считается одной из главных святынь храма. Во владение Успенского собора святыню передали по приказу Петра I. В Успенский собор на хранение гвоздь был передан в XVIII веке. Согласно преданиям, святыня оберегает место своего нахождения от бед.