Слайд 1Античность: колыбель европейской культуры.
ПОДГОТОВИЛ УЧИТЕЛЬ МХК МБОУ «Лиственская СОШ» ПЕТРОВИЧ Ю. В. составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура»: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2010г. 2015 г.
Слайд 3Античность.
Анти́чность (от лат. antiquus — древность) — совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства в странах Передней Азии, в Древней Греции и Древнем Риме. Эпоха античности началась Олимпийскими играми в 776 до н. э., а завершилась падением Рима в 476 году н. э. Поскольку античность охватывает достаточно продолжительный отрезок времени и человеческой истории, её принято подразделять на несколько этапов. Также в античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру.
Слайд 4Крито-микенский период - предыстория античности.
Конец III—II тыс. до н. э. - Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III в. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период, это предыстория античности.
Слайд 5Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.).
Общая характеристика периода: Господство родовых отношений. Начало освоения металлов. Зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.
Кувшины для хранения зерна и оливкового масла.
Слайд 6Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.).
Общая характеристика: период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.
Развалины Кносского дворца на острове Крит.
Слайд 7Минойская цивилизация(Крит).
Минойская цивилизация представляла собой государство, управляемое царем. Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра. Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (например, использование колонн). Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис. Как и у других народов Старой Европы, у минойцев был распространён культ быка (таврокатапсия). Минойцы плавили бронзу, производили керамику и строили дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс, Фест, Маллия).
Царь-жрец. Фреска в Кносском дворце
Слайд 8Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.).
Расцвет Минойской цивилизации. В это время произошло объединение Крита, была создана морская держава царя Миноса. Для этого периода характерен расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте) и активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
Царь Минос.
Слайд 9Архитектурный облик Древней Эллады
«Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Именно так выразил идеал греческой культуры, общественный деятель V в. до н.э. Перикл. Ничего лишнего - главный принцип искусства и жизни Древней Греции.
Слайд 10ОРДЕР (лат. – порядок) – тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов.
Греческая ордерная система
дорический ионический коринфский
Слайд 11Парфенон Дорический ордер
Слайд 12Храм Ники Аптерос Ионический ордер
Слайд 13Храм Зевса Коринфский ордер
Слайд 14Кариатиды храма Эрехтейон
Слайд 15Сердце древних Афин
Самые замечательные постройки находятся на афинском Акрополе. Здесь были самые красивые храмы Древней Греции. Акрополь не только украшал великий город, прежде всего он был святыней.
Человек, впервые оказавшись в Афинах, прежде всего видел Акрополь.
Слайд 16Чуть левее Священной дороги стояла колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в бою), отлитая скульптором Фидием. Подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема бронзовой статуи Афины.
Слайд 19Мы привыкли, что здания имеют фасад (главную, парадную сторону). Греки же хотели, чтобы их постройки были прекрасны со всех сторон.
Афины были самым богатым и знаменитым из греческих городов, а сердцем Афин был Парфенон – храм богини Афины, покровительницы города.
Слайд 20Парфенон-храм Афины-Девы, который построил самый знаменитый архитектор Греции Иктин, окружен со всех сторон колоннами и смотрится величественно, торжественно и строго.
Слайд 21В историю мировой художественной культуры Древняя Греция вошла благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи. Скульптуры в изобилии украшали площади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений. По словам Плутарха (ок.45-ок. 127), в Афинах было больше статуй, чем живых людей.
Изобразительное искусство Древней Греции
Слайд 22Скульптура Древней Греции
Слайд 23Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений – это КУРОСЫ и КОРЫ, созданные в эпоху архаики
Слайд 24Черты их лица лишены индивидуальности: правильный овал лица, прямая линия носа, продолговатый разрез глаз; полные, выпуклые губы, крупный и круглый подбородок. Волосы за спиной образуют сплошной каскад завитков.
Слайд 25Фигуры кор (девушек) – воплощение изысканности и утонченности. Их позы также однообразны и статичны. Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. На всех лицах загадочная улыбка.
Слайд 26Древние эллины первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек, и воспели красоту его тела, смелость воли и силу его разума.
Слайд 27Особое развитие получила в Древней Греции скульптура, достигшая новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека.
Главной темой работ скульпторов был человек -самое совершенное создание природы.
Слайд 28Древнегреческим скульпторам очень нравилось ваять статуи атлетов, так они называли людей большой физической силы, спортсменов.
Самыми известными скульпторами того времени считаются
Мирон Поликлет Фидий
Слайд 29Марсий Афина
самый любимый и популярный среди скульпторов-портретистов Греции. Наибольшую славу принесли Мирону его статуи атлетов-победителей.
Слайд 30Перед нами прекрасный юноша, готовый метнуть диск. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит вдаль. Мирон, один из скульпторов, который стремился передать ощущение движения своим работам. Статуе 25 веков. До наших дней дошли лишь копии, которые хранятся в разных музеях мира.
Мирон «Дискобол»
Слайд 31древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры.
Поликлет написал трактат «Канон», где впервые рассказал о том какие формы может и должна иметь образцовая скульптура.
Раненая Амазонка. Поликлет
Слайд 32Предполагаемый автопортрет Фидия в виде лысого старика замахивающегося молотом в сцене битвы с амазонками на щите «Афины Парфенос»
Примерно в 500 году до н.э. в Афинах родился мальчик, которому суждено было стать самым знаменитым скульптором всей греческой культуры. Он заслужил славу величайшего скульптора. Все, что сделал Фидий, по сию пору остается визитной карточкой искусства Греции.
Слайд 33Судьба Фидия
Вернувшись после создания статуи Зевса из Олимпии в Афины, Фидий попал в тюрьму. Он был близким другом политика и государственного деятеля Перикла. А у политиков бывают не только друзья, но и враги.
Чтобы досадить Периклу, Фидия обвинили в краже части золота, предназначенного для одежд статуи Афины в Парфеноне. Фидий предвидел обвинение и сделал такие одежды, чтобы их можно было снять и взвесить. Фидия оправдали, но последовало новое обвинение. Оказывается, на щите Афины среди богов и героев Фидий изобразил себя и Перикла. Оправдаться было невозможно. К тому времени от чумы умер Перикл, защищавший своего друга. И величайший скульптор остался в тюрьме до конца своих дней.
Слайд 34Самая знаменитая работа Фидия – статуя Зевса Олимпийского
Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на основу с помощью с помощью бронзовых и железных гвоздей и специальных крючков крепились детали из других материалов. Лицо, рук и другие части тела были из слоновой кости – она довольно близко по своему цвету к человеческой коже. Волосы, борода, плащ, сандалии были сделаны из золота, глаза – из драгоценных камней. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.
Слайд 35Люди, видевшие статую Зевса, испытывали ни с чем несравнимую радость, переживая такой восторг, будто и впрямь увидели великого бога –и не где-нибудь, а на его небесных вершинах.
Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу».
Слайд 36«Афина Парфенос» Работа Фидия 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении.
a 8
Слайд 37Статуя Афины сделана из слоновой кости и золота на деревянном каркасе. Высота статуи 13 метров. Афина изображена во весь рост в хитоне до самых ступней ног. Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). На груди голова Медузы из слоновой кости. В руке богиня держала двухметровую статую богини победы Ники. В темном пространстве Парфенона эта статуя словно излучала магический свет. Статуя сохранилась лишь в копиях.
Слайд 38Скульптурные шедевры эллинизма
Венера Милосская Агесандр
Ника Самофракийская автор неизвестен
Скульптурная группа Большой алтарь Зевса в Пергаме
Слайд 39Античная вазопись
Такой же прекрасной, как архитектура и скульптура, была и живопись Древней Греции, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы, начиная с 11–10 вв. до н. э.
Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения: амфоры – для хранения оливкового масла и вина кратеры – для смешивания вина с водой лекиф – узкий сосуд для масла и благовоний
Слайд 40Сюжетами для росписи служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов.
Слайд 41Сосуды лепили из глины, а затем расписывали специальным составом – его называли «черным лаком» . Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины.
Слайд 42Время не пощадило античные вазы - многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, но и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака.
Сосуд для женской парфюмерии. Сфинкс - с головой женщины и туловищем крылатого льва
Слайд 43Краснофигурной называли роспись, для которой фоном служил черный цвет, а изображения имели цвет обожженной глины.
Слайд 44Греческий театр.
Греческий театр представлял собой открытое здание огромнейших размеров. Сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых задняя (с навесом) называлась скеной (skene), боковые — параскениями (paraskenion), а то, что мы называем сценой — предскением (proskenion). Поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром, место между сценой и амфитеатром — орхестрой; здесь помещался хор, который управлялся корифеем (руководитель хора). С развитием драматического действия к орхестре была присоединена палатка (skene), где актёры одевались и переодевались (каждый из актёров исполнял несколько ролей). Декораций в обычном смысле слова греческий театр не знал. Это оказало влияние на технику оформления греческой трагедии. Актёры носили маски, котурны (высокая обувь на деревянном каблуке) и длинные до пят плащи (цвет их зависел от роли — цари, например, носили красные плащи). Всё это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу или герою, которых он изображал. В соответствии с этим жест актёра был преувеличенным, а декламация его — торжественной, патетической.
Аспендос.
Слайд 45Театр Диониса
На южном склоне Акрополя располагался театр Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нем разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей.
Слайд 46Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходило у нее на глазах.
Слайд 47Софо́кл
др.-греч. Σοφοκλής, 495 г. до н. э. - 405 г. до н. э.) — афинянин, вместе с Эсхилом и Еврипидом образует триаду знаменитейших античных трагиков. Ввёл новые приспособления в сценическую постановку пьес: увеличил число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до 15, сократив хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, ввёл в употребление расписные декорации. До нас дошло семь трагедий, из которых по содержанию три принадлежат фиванскому циклу сказаний: «Эдип», «Эдип в Колоне» «Антигона»; одна к Гераклову циклу — «Деянира», и три к троянскому: «Эант», «Электра» и «Филоктет». Кроме того, у разных писателей сохранилось около 1000 фрагментов.
Слайд 48Аристофа́н (др.-греч. Ἀριστοφάνης) (444 до н. э. — между 387 и 380 гг., Афины) — древнегреческий комедиограф, «отец комедии». Самый крупный представитель политической комедии. Вёл ожесточённую борьбу с демократией, стоявшей у власти в период Пелопоннесской войны. Аристофан был сторонником мира, так как война пагубно отражалась на землевладельческой аристократии, идеологию которой он выражал. Это определяло реакционность его философских и нравственных взглядов. Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли только 11: «Всадники», «Птицы», «Лисистрата», «Лягушки» и другие. Аристофан в карикатурном виде изображал Сократа, часто пародировал своего современника Еврипида, выразителя демократических настроений. Большинство его комедий были злой сатирой на правителей-демократов, в том числе на Клеона и Перикла. Роль Клеона в комедии «Вавилоняне» исполнял он сам, так как актёры на это не решались, боясь мести правителя.
Аристофан
Слайд 49( др.-греч. Εὐριπίδης, 480 — 406 до н. э. ) — древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой психология преобладает над идеей божественного рока. Уделял большое внимание разработке женских ролей. Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду в древности, можно восстановить названия 80-ти. До нас дошло 18 трагедий, из которых «Рес», как считается, написан более поздним поэтом, а сатирическая драма «Циклоп» представляет собой единственный уцелевший образец данного жанра. Лучшие по оценке древних драмы Еврипида для нас потеряны; из уцелевших самая известная - «Ипполит». В числе сохранившихся пьес самая ранняя — «Алкеста», а к более поздним принадлежат «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки».
Еврипи́д
Слайд 50Эсхил.
(др.-греч. Αἰσχύλος, 525 г. до н. э. — 456 г. до н. э.) — древнегреческий драматург, основоположник жанра, отец европейской трагедии. Эпоха юности Эсхила была временем ожесточённой борьбы между пелопоннесской трагедией и исконно аттическим дифирамбом. Самое известное произведение Эсхила – трилогия «Прометей» о титане, вступившем в противоборство с самим Зевсом (к сожалению, до наших дней дошла лишь вторая часть трагедии – «Прометей прикованный»). Последней известной трилогией Эсхила (458 г. до н. э.) является его «Орестея» — к счастью, сохранившаяся целиком (трагедии: «Агамемнон», «Хоэфоры» (приносительницы возлияний) и «Евмениды»). Содержание этой трилогии — судьба рода Атридов в лице его самых славных представителей Агамемнона и его сына Ореста.
Слайд 51Культура Древней Греции, достигнув высокой степени развития, оказала в дальнейшем огромное влияние на культуру всего мира.
Слайд 52Спасибо за внимание