Слайд 1Проектная работа на тему: Праздники и обряды татар.
Выполнила: ученица 10А класса средней школы №8 Гизутдинова Диляра
Слайд 2Содержание:
История этнонима. Антропологические типы татар. Расселение татар в России. Праздники и обряды. Время кашу варить. Сбор крашеных яиц. Что такое Сабантуй? Праздник Сабантуй. Праздник Сабантуй. Традиционные соревнования Сабантуя: Праздник Нардуган. Блюда татарской кухни. Справка о татарском имени, фамилии и отчестве.
Слайд 3История этнонима.
Имя «тата» , «татар» пришло на заре средневековья из далекого Китая, где этим именем называлось одно из монгольских племен. "Татарами" стали называться все покоренные и слившиеся в государство Золотой Орды тюркоязычные племена к востоку от Руси, которая после своего поражения от этих племен Великой Степи тоже стала называться в западных летописях «Татарией». Однако правда истории в том, что народ, носящий теперь имя «казанские татары», жил на своей земле в междуречье Волги и Камы гораздо раньше нашествия Чингисхана и вовсе не является народом-пришельцем.
Слайд 4Антропологические типы татар.
Понтийский тип — характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению. Светлый европеоидный тип — характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Сублапоноидный тип (волго-камский) — характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Монголоидный тип (южно-сибирский) — характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.
Слайд 5Расселение татар в России.
В Татарстане проживает лишь около 36% всех татар, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России. Самый малонаселенный татарами регион России — Ингушетия, где их всего насчитывается 151 человек.
Слайд 6На обширной территории от Тамбова — на западе, до Омска — на востоке и от Перми и Кирова — на севере, до Астрахани — на юге компактными группами проживают татары. Это второй по численности и самый крупный из тюркских народов Российской Федерации.
Татарский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Традиционная религия татар — ислам, за исключением небольшой группы татар, которые были обращены в православие в XVI—XVIII вв. Они так и называют себя: «кряшен» — «крещеные». Среди татарских праздников есть как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные).
Слайд 7У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Татарские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.
Праздники и обряды.
У татар есть два слова, означающие праздник. Религиозные мусульманские праздники называются словом гает (ает) (Ураза гаете — праздник поста и Корбан гаете — праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм. Учёные считают, что это слово означает "весенняя красота", "весеннее торжество".
Слайд 8Мусульманские праздники у татар - мусульман включают в себя коллективную утреннюю молитву, в которой участвуют все мужчины и мальчики. Потом полагается пойти на кладбище и помолиться возле могил своих близких. А женщины и помогающие им девочки в это время готовят дома угощения.
В праздники (а каждый религиозный праздник раньше длился по несколько дней) с поздравлением обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. В дни Курбан-байрам — праздник жертвы - старались угостить мясом как можно больше людей, столы оставались накрытыми два-три дня подряд, и каждый входящий в дом, кто бы он ни был, имел право угощаться…
Слайд 9Время кашу варить.
«Карга боткасы» — так называется этот обряд в татарских аулах. При появлении проталинок вокруг деревни почтенные старцы аулов — аксакалы подсказывали детям, что наступило время кашу варить. Мальчики и девочки группами по нескольку человек обходили дома на своем конце деревни и собирали продукты. Одна хозяйка даст крупы — пшена, полбы или гречки, другая — яиц, третья — масла.
Чтобы хозяева были более щедрыми, дети нередко заранее готовили различные заклички, которые хором выкрикивали, подходя к дому. Затем, захватив с собой большой котел, немного дров, отправлялись на природу. Там под руководством одной-двух пожилых женщин из собранных продуктов готовили кашу для коллективного угощения. А после угощения начинались детские забавы, игры. С этого времени начиналась подготовка к празднику — Сабантую.
Слайд 10Сбор крашеных яиц.
Особого названия у этого обряда не было. Жителей деревни о таком дне оповещали заранее, чтобы хозяйки успели покрасить яйца. Красили их в отваре луковой шелухи. Кроме того, пекли особые шарики из теста — баурсак — или мелкие булочки, крендели, покупали конфеты. С особым нетерпением ждали этот день дети. Матери из красных концов полотенец шили для них специальные мешочки для сбора яиц.
Рано утром, чуть свет, мальчики и девочки начинали обход домов. Заходя в дом, ребенок произносил: «Пусть легкой будет моя нога (это пожелание благополучия в наступившем году!), пусть будет много кур и цыплят». Получив угощение, поблагодарив хозяев, малыш спешил в другой дом. Таким образом обход продолжался около двух часов.
Слайд 11Что такое Сабантуй?
Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй – праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева.
В былые времена к сабантую готовились долго и тщательно – девушки ткали, шили, вышивали национальным узором платки, полотенца, рубашки; каждой хотелось, чтобы именно ее творение стало наградой самому сильному джигиту - победителю в национальной борьбе или в скачках. А молодые люди ходили по домам и собирали подарки, пели песни, шутили. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии.
На время сабантуя избирался совет из уважаемых аксакалов – к ним переходила вся власть в деревне, они назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний.
Слайд 12Праздник Сабантуй.
Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу. Развлечений на сабантуе великое множество. Главное – это национальная борьба курэш. Обычно, недели за две до сабантуя, претенденты на победу в этом состязании переставали выходить на полевые работы и ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меда, набирались сил, чтобы защищать честь родной деревни.
Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель курэша – абсолютный батыр - получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета.
Слайд 13- Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла». - Бег в мешках. - Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера – и бегом к финишу! - Поход за призом по наклонному качающемуся бревну. - Выжимание двухпудовой гири. - Игра «Разбей горшок»: участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят ею разбить горшок. - Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней - сырое яйцо. - Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет. Награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним. - Конкурсы для девушек : кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет.
В праздновании Сабантуя в разное время принимали участие президенты РФ. Борис Николаевич Ельцин во время Сабантуя в городе Арске разбил битой горшок с первого удара, а Владимиру Владимировичу Путину удалось достать монетку из чана с катыком.
Традиционные соревнования Сабантуя:
Слайд 14Праздник Нардуган.
Этот праздник под разными названиями присущ всем восточным народам России. «Нардуган» , в переводе с тюркского, означает «рожденный солнцем» и символизирует языческий культ солнца. Проведение праздника приходится как раз на время, когда начинает расти световой день. Начинается праздник в день зимнего солнцестояния и празднуется вплоть до Крещения Господня и явления миру Бога.
По своей сути, Нардуган - это, практически, те же Святки. Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. Ряженых угощали, как и на святочных колядках. В Нардугане также присутствуют гадания, характерные для святочных праздников.
Слайд 15Блюда татарской кухни.
В татарской кухне можно выделить блюда «земледельческие» и блюда «скотоводческие». К первым относятся супы с кусочками теста, каши, блины, лепёшки, т. е. то, что можно приготовить из зерна и муки. Ко вторым — вяленая колбаса из конины, сметана, разные виды сыра, особый вид кислого молока — катык. А если катык развести водой и остудить, получится прекрасный, утоляющий жажду напиток — айран. Ну, а беляши — жаренные в масле круглые пирожки с мясной или овощной начинкой, которую видно сквозь отверстие в тесте — известны всем. Праздничным блюдом у татар считался копчёный гусь.
Слайд 16Справка о татарском имени, фамилии и отчестве.
Татарские имена в своей полной формуле представляют из себя сочетание имени, отчества и фамилии.
Личные татарские имена по происхождению подразделяют на несколько типов. Многие современные татарские имена резко отличаются от имён других тюркских народов: они гораздо чаще сочетают в себе западноевропейские личные имена и традиционные фамилии тюрко-персо-арабского происхождения. Все татарские фамилии представляют собой производные от имен какого-либо предка мужского пола с добавлением русских окончаний. Из фамилий, образованных от профессий можно выделить Урманчиев - "лесник" и Аракчеев - "аракчи" (т.е. любитель выпить, от тюркского слова araq - водка).
Отчества у древних предков современных татар Поволжья и Приуралья появились ещё со времен принятия ислама. Отчество образуется от имени отца: в татарской транскрипции после имени отца добавляется «улы» (сын) или «кызы» (дочь).