Слайд 1Презентация к уроку по русской литературе учителя Ермолаевой В.В.
Слайд 2Василий Макарович Шукшин (1929-1974)
Слайд 3Родители
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Отец – Макар Леонтьевич Шукшин Мать – Мария Сергеевна Шукшина Макар Леонтьевич, после вступления в колхоз, пользовался заслуженным уважением в деревне, но это не уберегло его от репрес - сий: в 1933 году Макара Леонтьевича арестовали.
Дом Шукшиных в Сростках.
Слайд 4После ареста мужа, 22-х летняя Мария, оставшись с двумя маленькими детьми на руках, впала в отчаянье. Есть свидетельства, что она пыталась отравить себя и детей. Но это отчаянье длилось не долго. Вскоре Мария повторно вышла замуж за своего односельчанина Павла Куксина. Но через некоторое время началась Отечественная война и Павла забрали на фронт. Через год семья получила похоронку.
Мария Сергеевна с 3-х летним Василием
Слайд 5Образование
В 16 лет Василий уехал из Сросток, хотел «выйти в люди». Два года (1945-1947) учился в Бийском автомобильном техникуме, но так и не закончил его – нужно было работать, чтобы прокормить семью. Работал в различных местах. Позже Шукшину пришла повестка в военкомат. Окончив учебку по специальности радиста, Шукшин в 1950 году попал в одну из частей Черноморского флота, дислоцированную в Севастополе. Однако прослужить "от звонка до звонка" Шукшину не удалось - в 1953 году у него обнаружилась язвенная болезнь желудка.
Василий во время службы на флоте
Слайд 6Рукописный автопортрет В. Шукшина «Всю жизнь свою, рассматриваю, как бой в три раунда:молодость, зрелость, старость. Два из этих раундов надо выиграть. Один я уже проиграл.
Слайд 7Личная жизнь
Ещё лет в 15 к Василию пришла первая любовь. Это была 14-тилетняя девочка из их села Маша Шумская. Во время службы Василий с Машей писали друг другу чуть не каждый день. И многие тогда им завидовали…После возвращения в1953 году в родные Сростки, Василий и Мария сыграли свадьбу. Мария Ивановна говорит, что это было самое счастливое время. Василий экстерном сдал экзамены за 10 классов и поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учителя 5-7х классов (преподавал русский язык и литературу) и одновременно директора.
Слайд 8Шукшин решил отправиться в Москву, поступать на сценарный факультет ВГИКа. В 1955 году Василий отправился покорять Москву, а Мария поехала в Новосибирск, поступать в пединститут… Поступив во ВГИК, Шукшин поселился в общежитии института на Трифоновской улице. А в 1957 году вскоре в Сростки пришло письмо. Василий писал матери, мол, так и так, полюбил другую женщину, с Марией буду разводиться. Сельский почтальон по ошибке передал письмо Шумским. Тесть, Иван Степанович, поехал в Москву. Поговорил с зятем по душам. Пригрозил, что убьет, если тот не вернется к его дочери. Но у Шукшина уже была другая подруга жизни... Мария Ивановна так и осталась жить в селе и работать учительницей…
Слайд 9Существенные изменения происходили в личной жизни Шукшина. В 1963 году много говорили его романе с известной поэтессой Беллой Ахмадулиной, которую он даже снял в своей первой картине "Живет такой парень" (она сыграла журналистку). Однако, через несколько месяцев их роман благополучно завершился, и судьба свела Шукшина с другой женщиной – Викторией Софроновой. Было ей в ту пору 33 года, она была разведена и трудилась редактором в журнале "Москва". Этот роман так же был завершён.
Белла Ахмадулина
Слайд 10Шукшин отправился в Судак на съемки фильма "Какое оно, море?" (режиссер Э. Бочаров). И там судьба свела его с 26- летней киноактрисой Лидией Федосеевой- Шукшиной. Первая встреча Шукшина и Федосеевой произошла в поезде по дороге в Судак. Она ехала в одном купе со своей Дочкой Настей и операторами картины. Между тем 12 февраля1965 года у Виктории Софроновой родилась девочка от Шукшина. Ее назвали Катей. В браке у Шукшина и Лидии Николаевны родились две девочки-погодки: Мария Шукшина и Ольга Шукшина
Василий Шукшин с дочерьми Марией и Ольгой
Слайд 11Пагубная привычка
Многие рассказывают о пристрастии Шукшина к спиртному. В чем же причина? Вряд ли стоит объяснять, почему в те годы пили многие выдающиеся артисты: Георгий Бурков, Владимир Высоцкий… Талантливые актеры всегда чувствуют окружающую их обстановку особенно тонко, и не всегда могут справиться с навалившейся на них системой. Вот что вспоминает о тогдашнем состоянии мужа Л. Федосеева-Шукшина: "Вася мог две-три недели пить, был агрессивный, буйный. Я выгоняла из дома всех, кого он приводил. На себе его не раз притаскивала… Когда же родилась Маша (в 1968 году), он бросил на время пить. Дети его спасли..."Действительно - дети его спасли… Позже, когда Маша подросла, с Василием Макаровичем произошел случай, после которого он навсегда завязал со своей пагубной привычкой.
Слайд 12Последний год жизни
Последний год жизни Шукшина складывался для него на редкость удачно как в плане творческом, так и личном. В 1973 году вместе с семьей он наконец переехал из тесной комнатки на Переяславской улице в новую квартиру на улице Бочкова. В свет выходит новый сборник его рассказов "Характеры", который тут же становится главным событием в прозе и предметом острейших дискуссий. В Большом драматическом театре Г. Товстоногов решается ставить спектакль по пьесе Шукшина "Энергичные люди". (Это было первое сотрудничество Шукшина с театром - до этого он театр не любил, унаследовав эту нелюбовь от своего учителя М. Ромма.)
Слайд 13Он ни на день не забывал о своей давней мечте - поставить фильм о Степане Разине. Несмотря на то, что съемки его все время отодвигались на неопределенное время, надежды снять его он не терял. Свое твердое обещание помочь ему в этом деле дал С. Бондарчук, но взамен этой помощи он уговорил Шукшина сняться в его новой картине - "Они сражались за Родину". Шукшину в нем предстояло сыграть роль бронебойщика Лопахина. Съемки должны были проходить в августе – октябре 1974 года на Дону.
На съёмках фильма «Они сражались за Родину»
Слайд 14Смерть Шукшина
К началу октября Шукшин практически полностью завершил роль Лопахина, и ему оставалось отсняться в последнем эпизоде. 4 октября он должен был вернуться в Москву. Г. Бурков так рассказывал об этом: "Я постучался к Шукшину. Дверь была не заперта. Но я не вошел, а от двери увидел... рука, мне показалось, как-то... Я чего-то испугался. Окликнул его. Ему же на съемку было пора вставать. Он не отозвался. Ну, думаю, пусть поспит. Опять всю ночь писал. Я пошел по коридору и столкнулся с Губенко. "Николай, - попросил я, - загляни к Васе, ему скоро на съемку, а он чего-то не встает..." Он к нему вошел. Стал трясти за плечо, рука как неживая... потрогал пульс, а его нет. Шукшин умер во сне.
Последнее фото Василия Макаровича
Слайд 15Тело Шукшина в тот же день доставили в Волгоград, где врач сделал вскрытие в присутствии студентов. Диагноз-сердечная недостаточность. Из Волгограда цинковый Гроб на военном самолете доставили в Москву. Гроб был упакован в громадный деревянный ящик с четырьмя ручками. Его сопровождали Бондарчук, Бурков, Губенко, Тихонов, оператор Юсов, другие участники съемочного коллектива. Похоронили Шукшина на Новодевичьем кладбище. Попрощаться с выдающимся писателем, режиссером и актером собралось огромное количество людей. К концу панихиды гроб был весь в ветках калины. Почти каждый, пришедший проститься с Шукшиным, оставлял веточку с красными ягодами, а многие клали в гроб крестики и иконки.
Могила В. Шукшина
Слайд 16Воспоминания С Бурковым С Юрием Никулиным
Ю. Никулин вспоминал: "Удивительное совпадение. За день до смерти Василий Макарович сидел в гримерной, ожидая, когда мастер-гример начнет работать. Он взял булавку, опустил ее в баночку с красным гримом и стал рисовать что-то, чертить на обратной стороне пачки сигарет "Шипка". Сидевший рядом Бурков спросил: - Что ты рисуешь? - Да вот видишь, - ответил Шукшин, показывая, - вот горы, небо, дождь, ну, в общем,похороны..." Бурков обругал его, вырвал пачку и спрятал в карман. До конца своих дней он хранил у себя эту пачку сигарет с рисунком Василия Макаровича.
Слайд 17Версии смерти
После смерти Шукшина в народе внезапно поползли слухи о том, что умер он не естественной смертью – мол, ему помогли это сделать. Эти слухи циркулировали даже в кинематографической среде: сам Бондарчук однажды признался, что какое-то время считал, что Шукшина отравили. Но эти слухи никакого реального подтверждения так и не нашли. И вот о них заговорили вновь… Вот несколько публикаций: Л. Федосеева-Шукшина: «Я уверена: в ту ночь произошло убийство. Чего Вася и боялся последнее время. Он показывал мне список своих родственников, которые умерли насильственной смертью. Боялся, что разделит их участь. Предчувствие было. (Согласно этому списку, в разное время погибли: отец, семь дядьев и два двоюродных брата Шукшина.} «Господи, дай скорее вернуться со съемок! Дай бог, чтоб ничего не случилось!» Случилось.»
Слайд 18Н. Дранников, председатель Волгоградского филиала Центра В.М. Шукшина, житель станицы Клетской: «В станице до сих пор ходят разные толки. И поводы для этого есть. Еще жива Евгения Яковлевна Платонова, партизанка, жена Героя Советского Союза Венедикта Платонова. Ее брали понятой. Евгения Яковлевна рассказывает, что, когда они приехали на "Дунай", все в каюте было разбросано. Будто кто-то что-то искал. А сам Шукшин лежал скорчившись. Это никак не вяжется с фотографией криминалистов, где Василий Макарович лежит в ухоженной каюте, прикрытый одеялом, словно спит.»
Слайд 19Вот любопытный список примет, которые сопутствовали смерти В.Шукшина: Летом 1972 года дочки Шукшина гостили у бабушки под Ленинградом. Тесть поймал в лесу зайчонка, и к осени они привезли его с собой в Москву. Заяц подрос, бешено кидался на стены, шторы. Пришлось сдать его в Уголок Дурова. Когда Лидия Николаевна рассказала про "живую игрушку" Марии Сергеевне Шукшиной, та запричитала: "Ой, Лида, притащить из леса живого зайца - к смерти!« Федосеевой-Шукшиной вручили сценарий фильма "Они сражались за Родину", в котором ей предстояло сыграть одну из ролей. И выяснилось, что сыграть ей предстоит... вдову. И это при живом-то муже! "Да ты играй не вдову, а женщину", -успокаивал ее Шукшин. Увы, роль оказалась пророческой. В тот последний вечер 1 октября с почты Шукшин с друзьями отправился в баню к станичнику Захарову. И надо же! Въезжая во двор, задавили любимого кота хозяина. Шукшин, никогда прежде не замеченный в суеверии, почему-то расстроился: "Это к( Биография из книги "Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели")несчастью!" И через несколько часов его настигла смерть...
Слайд 20Восьмидесятилетие Шукшина страна отметила тихо и спокойно. Несколько публикаций, негромкая поездка кинематографистов - участников Московского международного кинофестиваля на его родину в Сростки. Вот, пожалуй, и все. Человек, который пристально всматривался в лицо народа, уникального, богатого традициями, сильного, почему-то не вызвал у страны желания вглядеться в его творческое лицо, вспомнить все, что сделано Шукшиным в кино, в литературе, еще раз признать, что для России он стал классиком, воспевшим тех, кто живет в провинции, тех, кто составляет золотой фонд нации.
Заключение
Слайд 21Актёрские работы:
1. Два Федора - 1958 (Драма) 2. Золотой эшелон - 1959 (Военный) 3. Простая история - 1960 (Киноповесть) 4. Аленка - 1961 (Лирическая комедия) 5. Командировка - 1961 (Киноповесть) 6. Когда деревья были большими - 1961 (Драма) 7. Мишка, Серега и я - 1962 (Киноповесть) 8. Мы, двое мужчин - 1962 (Драма) 9. Какое оно, море? - 1964 () 10. Журналист - 1967 (Киноповесть) 11. Комиссар - 1967 (Драма) 12. Три дня Виктора Чернышева - 1968 ( ...Кравченко) 13. Мужской разговор - 1969 (Драма)
Кадр из кинофильма «Алёнка»
Кадр из кинофильма «Мы, двое мужчин»
Слайд 2214. Эхо далеких снегов - 1969 (Киноповесть) 15. Любовь Яровая - 1970 (Драма) 16. Освобождение - 1970 (Военный) (...маршал Конев) 17. У озера - 1970 (Мелодрама) 18. Даурия - 1971 (...Василий Андреевич Улыбин) 19. Печки-лавочки - 1972 (Комедия) (...Иван Расторгуев) 20. Калина красная - 1973 (Соц. драма) (...Егор Прокудин) 21. Если хочешь быть счастливым - 1974 (Киноповесть) 22. Прошу слова - 1975 (Драма) 23. Они сражались за Родину - 1976 (Драма) (...Петр Лопахин)
Кадр из кинофильма «У озера»
Кадр из кинофильма «Они сражались за Родину»
Слайд 23Режиссёрские работы: 1.Живет такой парень - 1964 (Лир.комедия) 2.Ваш сын и брат - 1965 (Драма) 3.Странные люди - 1969 (Комедия) 4.Печки-лавочки - 1972 (Комедия) 5.Калина красная - 1973 (Социальная драма)
Сценарий: 1. Живет такой парень - 1964 (Лир. комедия) 2. Ваш сын и брат - 1965 (Драма) 3. Странные люди - 1969 (Комедия) 4. Пришел солдат с фронта - 1972 (Драма) 5. Печки-лавочки - 1972 (Комедия) 6. Калина красная - 1973 (Социальная драма) 7. Земляки - 1974 (Киноповесть) 8. Позови меня в даль светлую - 1977 (Киноповесть)
Спектакль «Печки-лавочки»
Слайд 24Первые роли в кино
В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С.Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде - изобразил выглядывающего из- за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актера. Летом следующего года Шукшин оказался на практике в Одессе и совершенно внезапно получил приглашение от режиссера Марлена Хуциева сыграть главную роль в его фильме «Два Федора».
На съёмках картины «Два Фёдора»
Слайд 25Литература
Параллельно с успехами в кино довольно судьба Шукшина. В 1958 году в журнале "Смена" был опубликован его рассказ "Двое на телеге". в начале 60-х одно за другим стали выходить в свет литературные произведения Шукшина. Хронология этих публикаций такова: рассказы "Правда", "Светлые души", "Степкина любовь" были напечатаны в журнале "Октябрь" - в № 3 за 1961 год; "Экзамен" - в № 1 за 1962-й; "Коленчатые валы" и "Леля Селезнева с факультета журналистики" - в № 5 за тот же год. В 1963 году в издательстве "Молодая гвардия" вышел первый сборник В. Шукшина под названием "Сельские жители". В том же году в журнале "Новый мир" (№2) были напечатаны два его рассказа: "Классный водитель" и "Гринька Малюгин" (цикл "Они с Катуни").
Слайд 26В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК. Его дипломная работа – короткометражный фильм "Из Лебяжьего сообщают" – осталась незамеченной. Зато актерская карьера Шукшина в те годы складывалась гораздо успешнее, чем режиссерская. После фильма «Два Федора» приглашения сниматься посыпались на него со всех сторон. Буквально за короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин: "Золотой эшелон" (1959), "Простая история" (1960), "Когда деревья были большими", "Аленка", "Мишка, Серега и я" (все-1962), "Мы, двое мужчин" (1963) и др. На основе своих рассказов "Классный водитель" и "Гринька Малюгин", опубликованных в 1963 году, Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма "Живет такой парень". Съемки картины начались летом того же года на Алтае. Картина "Живет такой парень" вышла на экраны страны в 1964 году и получила восторженные отклики публики.
Слайд 27Выходит новая книга его рассказов под названием "Там вдали...». В 1966 году на экранах появляется его новый фильм – "Ваш сын и брат", который через год удостаивается Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Мысли о России привели Шукшина к идее снять фильм о Степане Разине. , в течение всего 1965 года Шукшин внимательно изучал исторические труды о второй крестьянской войне, В марте следующего года он подал заявку на литературный сценарий "Конец Разина", и эта заявка первоначально была принята. Съемки фильма намечались на лето 1967 года. ". Однако все оказалось напрасным - высокое кинематографическое начальство внезапно изменило свои планы и съемки фильма заморозило. То же самое произошло и с другой идеей Шукшина – желанием экранизировать собственную сатирическую сказку "Точка зрения".
Слайд 28Через год после рождения Маши в семье Шукшиных на свет родилась еще одна девочка - Оля. Это радостное известие застало Шукшина в окрестностях Владимира на съемках очередной картины - "Странные люди". В основу ее легли три шукшинских рассказа: "Чудик", "Миль пардон, мадам!" и "Думы". В 1969 году В. Шукшину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Слайд 29«Печки-лавочки»
Что касается творческих планов Шукшина в тот период, то его не оставляла надежда добиться постановки фильма о Степане Разине. В феврале 1971 года он пишет очередную заявку на имя директора киностудии имени Горького Г. Бритикова с просьбой разрешить ему снять эту картину. Но ему опять заявили, что сейчас нужнее фильм о современности, и в итоге уже второй раз Шукшин был вынужден снимать вместо "Разина" совсем другую картину. Этим фильмом стали "Печки-лавочки".
Слайд 30В своей заявке Шукшин так излагает содержание сценария этого фильма: "Это опять тема деревни, с "вызовом", так сказать, в город. Иван Расторгуев, алтайский тракторист, собрался поехать отдохнуть к Черному морю. История этой поездки и есть сюжет фильма. Историю эту надо приспособить к разговору об: Истинной ценности человеческой. О внутренней интеллигентности, о благородстве. О достоинстве гражданском и человеческом…"
Шукшин в роли Ивана Расторгуева в фильме «Печки-лавочки»
Слайд 31«Они сражались за Родину»
Слайд 32Награды
Лауреат Государственных премий СССР (1971), РСФСР (1967); Лауреат Ленинской премии (1976,посмертно); Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы кинофестиваля" за 1964 год; Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Главный приз среди художественных фильмов" за 1974 год.
Слайд 34Работа над картиной началась весной 1973 года в Вологодской области, под Белозерском. Как и в "Печках-лавочках", Шукшин в этой картине выступил в трех ипостасях: режиссер, сценарист и исполнитель главной роли. Заключительная часть работы над картиной совпала у Шукшина с обострением язвенной болезни. Фильм "Калина красная" вышел на экраны страны в 1974 году и буквально потряс зрителей. Без преувеличения можно было сказать, что ничего подобного в отечественном кинематографе еще не было.
На съёмках фильма «Калина красная»
Слайд 35«Калина красная»
Фильм был необычен и для самого Шукшина. Ведь долгое время Шукшин считался исключительно мастером рассказов, представителем деревенской прозы, который и в кино ("Живет такой парень", "Ваш сын и брат", "Странные люди", "Печки-лавочки") сожалел о губительном нравственном перерождении простых людей в условиях развития урбанизационных процессов. До "Калины красной" творчество Шукшина нередко оценивали с точки зрения противопоставления города и села, урбанистической безликости и деревенской естественности, бездуховности горожанина и глубинной связи сельского жителя с родной землей.
Слайд 36На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года "Калина красная" была награждена главным призом - первый случай в практике проведения отечественных кинофорумов. Причем жюри специально оговорило свое решение: "Отмечая самобытный, яркий талант писателя, режиссера и актера Василия Шукшина, главная премия фестиваля присуждена фильму киностудии "Мосфильм" "Калина красная". Кроме этой награды, фильм в дальнейшем соберет и целый букет других: приз польских критиков "Варшавская сирена-73", приз фестиваля в Западном Берлине и приз ФЕСТ-75 в Югославии. А самому актеру по опросу журнала "Советский экран" эта картина принесла звание лучшего актера 1974 года.
Слайд 37Вот что говорил сам Василий Макарович : «Она - об уголовнике. Уголовник... Ну, какого плана уголовник? Не из любви к делу, а по какому-то, так сказать, стечению обстоятельств житейских...» Ему (Егору Прокудину) уже, в общем, сорок лет, а просвета никакого в жизни нет. Но душа-то у него восстает против этого образа жизни. Он не склонен быть жестоким человеком... И вот, собственно, на этом этапе мы и застаем нашего героя - когда он в последний раз выходит из тюрьмы. И опять перед ним целый мир, целая жизнь.»
Василий Шукшин в роли Егора Прокудина
Слайд 38«Мне жаль Егора из «Калины красной» жаль до боли, до содрогания за эту судьбу, — сказал Василий Шукшин в одном из последних интервью. — Сложись обстоятельства иначе, он мог бы стать незаурядным человеком. Какой гордый, сильный характер, какой крепкий, надежный человек! Даже будучи вором, он сохранил в себе многое. И как хочется помочь Егору, полюбить его. Но как?.. Сюжет фильма возник у Шукшина после того, как он выступил в бийской колонии для малолетних преступников.
Слайд 39Краткое содержание
Выйдя из заключения, вор- рецидивист Егор Проскудин решает, вернувшись в родные края, начать всё сызнова вместе с Любой Байкаловой, своей подругой по переписке. Жизнь, казалось бы, налаживается, просто не может не наладиться – но прошлое, олицетворяемое шайкой бывших подельщиков во главе с криминальным авторитетом по прозвищу «Губошлёп» , тянет на дно, словно камень на шее…
Первая встреча Любы и Егора
Слайд 40Анализ
При всей уникальной цельности натуры Шукшина в предыдущих работах ему всё же не удавалось преодолеть до конца некий незримый разрыв между по- деревенски философским миросозерцанием и убеждениями, сложившимися под влиянием жизни городской. Только в «Калине красной» манера, близкая стилистике ряда ведущих европейских течений, сосуществует слитно со слогом фольклорным. Граница между селом и городом в фильме призрачна и условна: повсюду сердцами людей овладела разобщённость, все негодуют («круговую оборону заняли!») по поводу дерзких выходок Егора, лишь пытающегося наладить душевный контакт («о, мы Вас понимайт!») и не быть одиноким на свете белом… Не случайно враг и убийца Проскудина оказывается как бы преемником «морского волка» Джека Лондона – прагматика, вульгарного материалиста и циника в поступках и взглядах на безжалостную действительность.
Слайд 41«Калина красная» – это и грустное социологическое исследование,посвящённое «некоммуникабельности» в обществе, достигшем относительно высокого материального благополучия. И тонкая, наблюдательная сатира, всё же не сводящаяся к подтруниванию над отдельными уголовниками, тунеядцами, простодушными и прочими добренькими индивидами, «из всех достижений человечества облюбовавшими себе печь». И душераздирающая мелодрама, вызвавшая огромный ответный отклик у публики.
«Плач о матери»
Слайд 42И произведение, граждански смелое, затронувшее многие из замалчиваемых проблем, начиная с воссоздания тюремных реалий (документальный пролог, где хор заключённых протяжно поёт «Вечерний звон»), воссоздания достоверного, скрыто язвительного, наверняка – таящего аллюзию на быстро свёрнутую «лагерную прозу». И подлинный кинематографический праздник для души, тот самый «забег в ширину», что не удалось устроить для себя Проскудину, но коим порадовал великую страну Шукшин. И сочинение, близкое западному экзистенциализму, тоже ведь пытавшемуся, если воспользоваться словами режиссёра, «рассказать о душе», «о том, как не устроена она в жизни, как мается и ищет своего места». И поэтичное признание в любви к родной природе с непременными берёзками и пахотой, разрушаемой,вытесняемой за пределы человеческого существования
Слайд 43«Калина красная» — это душа Шукшина, пропечатанная в пленке. Он не сыграл роль Егора Прокудина, а прожил всю его жизнь за 108 минут экранного времени. У картины сразу появилось много врагов. Чиновники Госкино потребовали таких «поправок», которые можно было сделать, только сняв фильм заново. Но этого не понадобилось. Вместе с другими «новинками» «Калина красная» попала «на дачу».. Брежнев ее посмотрел и заплакал. Судьба картины была решена.
Кадр из кинофильма «Калина красная»
Слайд 44В рассказах, написанных в последние годы, все чаще звучит страстный, искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю. Шукшин заговорил о самом главном, наболевшем, обнажая свою художническую позицию. Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а сказать обязательно надо. Все больше появляется“внезапных”,“навыдуманных” рассказов от самого себя Василия Макаровича Шукшина. Такое открытое движение к “неслыханной простоте”, своеобразной обнаженности - в традициях русской литературы. Тут собственно уже не искусство, выход за его пределы, когда душа кричит о своей боли. Теперь рассказы - сплошное авторское слово. Интервью - обнаженное откровение. И везде вопросы, вопросы, вопросы. Самые главные о смысле жизни. Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. “Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”, - говорил он. С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.
Слайд 46Спасибо за внимание!