Слайд 1Марк Анатольевич Захаров, Леонид Гайдай
Слайд 2«Дом, который построил Свифт» — советский художественный телефильм 1982 года режиссёра Марка Захарова по одноимённой пьесе Григория Горина.
Выдающийся британский писатель Джонатан Свифт — один из самых загадочных писателей конца XVII — начала XVIII столетий, автор знаменитой книги «Путешествие Гулливера» и острых сатирических памфлетов, всю свою жизнь был ещё и священнослужителем, деканом (настоятелем) Собора Святого Патрика в Дублине, а в конце жизни его объявили сумасшедшим. В своем завещании деньги и дом декан Свифт оставил в пользу душевнобольных. Вымышленные персонажи из произведений Свифта — лилипуты, великаны, йеху — населяют дом, который построил Свифт (О. Янковский). Реальность здесь тесно переплетается с вымыслом, предметы из одного превращаются в другой, и уже невозможно понять, где настоящие события, а где мистификация или фантазия сатирика. Для лечения к Свифту присылают психиатра, доктора Симпсона (А. Абдулов). Именно ему предстоит вместе со зрителями пережить все удивительные события в этом доме для того, чтобы понять и постичь одинокого гениального художника. Фильм основан на реальных фактах из жизни Джонатана Свифта, хотя далёк от биографической точности. Поэтому пьеса Гр. Горина, по которой снят фильм, имеет подзаголовок «Театральная фантазия».
Слайд 4Олег Янковский — Джонатан Свифт Александр Абдулов — Ричард Симпсон, доктор Владимир Белоусов — Патрик, слуга-секретарь Евгений Леонов — Глюм, великан Марина Игнатова — Ванесса Александра Захарова — Стелла (Эстер Джонсон) Александр Сирин — Некто Александр Збруев — Рельб, лилипут Николай Караченцов — Флим, лилипут Татьяна Рудиа — Бетти, жена Рельба Виктор Проскурин — Джек Смит, констебль Юрий Астафьев — констебль Виллор Кузнецов — главный лапутянин Всеволод Ларионов — Бигс, судья Семён Фарада — губернатор Юрий Колычев — епископ
Слайд 6«Формула любви» — советский художественный телефильм Марка Захарова по сценарию Григория Горина, выпущенный в 1984 году Творческим объединением телевизионных фильмов. Вольная экранизация повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» (1921).
Слайд 7В 1780 году, после непродолжительной мошеннической гастроли в Санкт-Петербурге, знаменитый авантюрист, «чародей» и «магистр тайных сил» граф Калиостро вынужден скрываться от погони, посланной всемогущим князем Потёмкиным. В это же время Калиостро пытается найти «формулу» единственного чувства, которое он всё ещё не способен вызывать в человеческих сердцах, — любви. Калиостро заезжает по пути в дом одного из своих клиентов — занедужившего русского помещика. Он обещает излечить больного, если тот согласится отправить с ним свою дочь, Марию, через которую, по словам Калиостро, будет поддерживаться «астральная связь» с больным. После непродолжительного колебания Машеньку отпускают с графом, и Калиостро снова пускается в путь. В это же время в российской глубинке под Смоленском живёт молодой помещик Алексей Федяшев. Обитая в своём поместье вместе с престарелой незамужней тётушкой, Федяшев не может найти себе избранницу и втайне мечтает о недосягаемом «бестелесном» идеале. Алеша влюблён в статую, стоящую в парке, и мечтает оживить её — «как некогда греческие боги вдохнули жизнь в каменную Галатею».
Слайд 8Алёша находит графа в гостинице, где тот живёт уже несколько дней, пытаясь пробудить в Маше нежные чувства. Калиостро сперва отказывает Федяшеву, но, по просьбе Машеньки, вступившейся за влюблённого юношу, всё же переезжает в поместье Алексея в сопровождении своей свиты. Калиостро осматривает статую. Он не обещает полного сходства при оживлении и намекает на то, что ожившую статую могут звать Марией. В этот момент Алексей обращает, наконец, внимание на спутницу графа — и мгновенно влюбляется в неё. Граф со своими спутниками живёт в поместье Федяшева, не прекращая попыток вызвать к себе любовь Машеньки. Алексей тем временем готовится к «материализации», усердно читая Петрарку. Тётушка советует ему, вместо того чтобы губить молодость в бесплодных мечтаниях, «отбить» Машеньку у графа. Алексей соглашается с ней и пытается похитить Машеньку, но граф останавливает его в последний момент и говорит, что остановить «оживление» статуи уже невозможно. Присутствуя на ритуале «оживления», Алексей догадывается об обмане, называет графа бесчестным человеком и вызывает его на дуэль.
Слайд 9Дуэлянты сходятся, но никто из них не стреляет. Граф предлагает изменить условия поединка и стреляться по жребию, зарядив один из пистолетов. Алексей выбирает пистолет и стреляет себе в сердце, но тот оказывается незаряженным. Калиостро прощается с жизнью и стреляет себе в висок. Второй пистолет также оказывается не заряжен. Граф приходит в себя в поместье Федяшева. Тем временем выясняется, что столичная погоня почти настигла Калиостро. В соседнем городе появляются солдаты, посланные на поиски графа. Калиостро и его спутники снова готовы пуститься в бега. Выезжая из поместья, он встречает девочку, внучку натурщицы уже известной статуи. В этот момент его настигает сосед Алексея, Загосин, также местный помещик и художник-любитель, давно преследующий Калиостро с целью написать его портрет. Одновременно Калиостро понимает, что бежать от властей смысла больше нет, и соглашается. Тут же набегают все домочадцы Алексея, сам Алексей и Машенька. К ним присоединяются солдаты, прибывшие, чтобы задержать Калиостро. Загосин пишет групповой портрет всей компании. Доктор произносит эпилог, в котором сообщает о последних днях жизни Калиостро в римской тюрьме и о том, что рисунок русского художника, изображающий графа в окружении неизвестных историкам людей и переданный ему в тюрьму Лоренцей, оставался с Калиостро до самой его смерти.
Слайд 10Отличия от произведения
Сюжет фильма имеет мало общего с повестью А. Н. Толстого. В сценарии Г. И. Горина сохранена только общая фабула: граф Калиостро приезжает в Россию, встречается с местным помещиком, спутница графа влюбляется в помещика и остаётся с ним. Горин создал на основе мрачной мистической повести Толстого совершенно другое произведение, по жанру напоминающее плутовской роман. В повести вместо скульптуры граф Калиостро оживлял изображение девушки на картине.
Слайд 11Нодар Мгалоблишвили — граф Джузеппе Калиостро(озвучил Армен Джигарханян) Елена Валюшкина — Мария Ивановна / нимфа (эпизод) Александр Михайлов — Алексей Алексеевич Федяшев, провинциальный помещик Елена Аминова — Лоренца, подручная графа Александр Абдулов — Жакоб, подручный графа, кучер Семён Фарада — Маргадон, подручный графа Татьяна Пельтцер — Федосья Ивановна, тётушка Алексея Александра Захарова — Фимка, дворовая девушка Федяшевых Леонид Броневой — доктор Николай Скоробогатов — Степан Степанович, кузнец
Слайд 16«Убить дракона» — кинофильм-притча режиссёра Марка Захарова. По мотивам пьесы Евгения Шварца «Дракон». Совместное производство СССР-ФРГ.
Однажды странствующий рыцарь Ланцелот, дальний потомок по материнской линии знаменитого сэра Ланцелота, попадает в город, в котором уже четыреста лет правит жестокий Дракон. Большинство жителей города почему-то не хочет, чтобы их спасли от тирании чудовищного звероящера, объясняя её исторической традицией. Ланцелот, спасая жертву Дракона — невинную девушку, вызывает чудовище на бой. В подполье города есть люди, которые помогают рыцарю найти оружие и приготовиться к неравному поединку. Ланцелот побеждает Дракона, но ранен и скрывается. В городе власть дракона сменяет хаос. Постепенно старая история уходит в прошлое, и в городе воцаряются новые порядки. После поединка с Драконом победу над ним присваивает себе городской бургомистр, который при Драконе был его марионеткой. Ланцелот вынужден вернуться в город, чтобы объяснить жителям — сама по себе смерть Дракона означает только то, что пришло время каждому убить дракона в себе и что он заставит всех жителей сделать это. Однако таким образом он сам уподобляется Дракону, и жители города склоняются перед своим новым господином.
Слайд 17Ланцелот уходит от людей. Он видит детей, которые играют с Драконом, сменившим облик — из мрачного и циничного милитариста он перевоплотился в добродушного бородача. Дракон предлагает не продолжать битву при детях, но Ланцелот отказывается. Дракон говорит, что сейчас начнется самое интересное. Ланцелот, Дракон и дети уходят вдаль.
Слайд 18Экранизация Марка Захарова довольно близка к пьесе по сюжету и по смыслу. Очень сильно отличаются текст (практически все реплики написаны заново), некоторые детали (в фильме Ланцелот летает на воздушном шаре, а не на ковре-самолете, как в пьесе), но главным образом — настроение, намного более мрачное и безнадёжное. Также имеются существенные различия во второстепенных персонажах (в пьесе Ланцелоту помогают антропоморфные животные). Крайне выпуклым сделан образ учёного Фридрихсена. В концовке фильма финальные реплики Ланцелота по смыслу совершенно расходятся с концовкой пьесы. В финале пьесы появляются друзья Ланцелота, и они вместе собираются кропотливо уничтожать Дракона в душе каждого горожанина.
Слайд 20«Не мо́жет быть!» — советский кинофильм Леонида Гайдая 1975 года. Состоит из трёх новелл, снятых по произведениям Михаила Зощенко: по комедии «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и «Свадебное происшествие».
Слайд 24Первая новелла «Преступление и наказание»
Это вторая экранизация одноимённой комедийной пьесы Зощенко. Первая экранизация (режиссёр Павел Коломойцев) была снята в 1940 году на Ленинградской киностудии малых форм.
В первой новелле описываются сложности заведующего магазином, Горбушкина, живущего в советское время конца1920-х годов на нетрудовые доходы. Будучи вызванным к следователю прокуратуры, он основательно полагает, что этот вызов не принесёт ничего хорошего. Эти же мысли посещают его супругу Анну Васильевну и шурина, которые, чтобы предупредить неизбежную конфискацию имущества, срочно продают всё, что было нажито «непосильным» трудом. Кроме того, Анна Васильевна спешно разводится с главным героем и выходит замуж за соседа, Виталия Борисовича. А сам Горбушкин, которого всего-навсего вызывали свидетелем (через неделю до него всё-таки добрались и посадили), в отличном настроении возвращается домой.
Слайд 25Михаил Пуговкин— Горбушкин, заведующий магазином Нина Гребешкова — Анна Васильевна, жена Горбушкина Вячеслав Невинный — брат Горбушкиной, торговец пивом Михаил Светин — Виталий Борисович, сосед Горбушкиных
Наталья Белогорцева-Крачковская — покупательница картины Игорь Ясулович — Лёлик, её муж и покупатель картины Раднэр Муратов — милиционер Эдуард Бредун — помощник скупщика мебели Владимир Гуляев — одноглазый скупщик мебели Лев Поляков — следователь прокуратуры Георгий Светлани — любитель пива Виктор Уральский — мужичок с поросёнком
Слайд 31Вторая новелла «Забавное приключение»
В следующей новелле фильма показаны тонкости внебрачных отношений. Уходя в выходной день будто бы на работу, а на самом деле к любовнице, иногда сложно себе представить, что муж любовницы вполне может оказаться любовником её подруги, а сосед подруги любовницы по коммуналке — любовником твоей собственной жены. В конце концов, все шестеро героев чисто случайно, при интересных обстоятельствах, пересекаются вместе, и, собравшись за столом, пытаются найти выход из сложившейся ситуации, но в итоге так ни к чему и не приходят. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из переходящего в карикатуру крайнего спора шестёрки за столом.
Слайд 32Олег Даль — Анатолий (он же Анатоль) Барыгин-Амурский, актёр Светлана Крючкова — Зинаида (она же Зинуля), жена Николая Михаил Кокшенов — сосед Софьи Наталья Селезнёва — Татьяна (она же Танюша) Барыгина-Амурская Евгений Жариков — Николай (он же Кока), муж Зинаиды Лариса Ерёмина — Софья (она же Софочка), подруга Зинаиды и «бывшая балерина из дворянок»
Слайд 35Третья новелла «Свадебное происшествие»
В заключительной новелле молодой человек Владимир Завитушкин, поторопившийся с предложением руки и сердца, приходит на собственную свадьбу, где никак не может узнать свою невесту. До этого они встречались только на улице, и он запомнил её в зимней одежде. Попытки незаметно выяснить, кто же из присутствующих женщин его будущая жена, приводят к непредсказуемым последствиям — жених принимает невесту (а у неё действительно есть дочка (и не одна) — совсем маленькая) за её маму.
Слайд 36Леонид Куравлёв — Владимир Завитушкин, жених Валентина Теличкина — Катерина, невеста Завитушкина Людмила Шагалова — мать Катерины Георгий Вицин — отец Катерины Савелий Крамаров — Сергей Иванович (он же Серёга), друг Завитушкина, ловелас и сердцеед Светлана Харитонова — Эльмира, подружка Катерины, всегда говорившая: «Феерично!» Сергей Филиппов — певец на свадьбе
Слайд 37Готлиб Ронинсон — Иван Израилевич, один из гостей Наталья Белогорцева-Крачковская — 1-я гостья Игорь Ясулович — 1-й гость Николай Горлов — пожилой гость Анатолий Калабулин — гость в клетчатом Эве Киви — жена Ивана Израилевича Нина Крачковская — спутница обжоры Муза Крепкогорская — жена певца Татьяна Кузнецова — кухарка Дарья (она же Даша) Виталий Леонов— хозяин дома, куда по ошибке попадают Завитушкин с Серёгой Марина Лобышева-Ганчук — гостья с веером Анатолий Обухов — обжора Валентина Ушакова — 2-я гостья Владимир Ферапонтов— мандолинист в красной рубашке Виктор Филиппов — гитарист
Слайд 41Георгий Вицин снялся у Гайдая в 10 картинах, начиная с «Жениха с того света» (1958) и заканчивая «Опасно для жизни!» (1985). Четырежды играл у него роль Труса в составе знаменитой троицы Никулин — Вицин — Моргунов. Виктор Уральский тоже снялся 10 раз. В 8 фильмах снялся Сергей Филиппов. Сыграв Кису Воробьянинова в «Двенадцати стульях» (1971), далее актёр участвовал во всех последующих фильмах Гайдая, у него же сыграл свою последнюю роль – эпизод в фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989). Нина Гребешкова снималась не во всех фильмах мужа и не всегда в главных ролях, но тем не менее участвовала в 9 картинах. Впервые — в малоизвестном фильме «Трижды воскресший» (1960). Леонид Куравлёв снялся в 7 фильмах и нескольких сюжетах «Фитиля», а также в картине «По улицам комод водили», где Гайдай был художественным руководителем. После роли Жоржа Милославского в «Иване Васильевиче» (1973) он постоянно работал с Гайдаем вплоть до его последней картины «На Дерибасовской хорошая погода...» (1992).
Слайд 42Юрий Никулин снялся у режиссёра 7 раз, в том числе в главной роли в фильме «Бриллиантовая рука». В 6 фильмах и нескольких сюжетах «Фитиля» сыграл Михаил Пуговкин. В интервью актёр говорил, что нашёл в лице Леонида Гайдая «своего режиссёра». Михаил Кокшенов снялся в 6 фильмах Гайдая, а также участвовал в поставленных им сюжетах «Фитиля». Евгений Моргунов снялся в 4 фильмах. Вера Ивлева снялась в 5 фильмах. Наталья Крачковская снялась в 6 фильмах. Александр Демьяненко 3 раза сыграл Шурика, причём это была главная роль фильма. Муза Крепкогорская снялась 4 раза. Ростислав Плятт снялся в 3 фильмах режиссёра.
Слайд 43Рина Зелёная; Савелий Крамаров; Вячеслав Невинный; Владимир Пицек; Георгий Светлани; Наталья Селезнёва; Владимир Этуш; Игорь Ясулович.
Слайд 44«Кавка́зская пле́нница, или Но́вые приключе́ния Шу́рика» —кинофильм Леонида Гайдая, снятый в 1966 году. Второй фильм с Шуриком в качестве главного персонажа и последний фильм (из тех, что снял Леонид Гайдай) с участием троицы Трус, Балбес и Бывалый.
Слайд 46Александр Демьяненко— Шурик, студент на каникулах Наталья Варлей — Нина, студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица (озвучивание — Надежда Румянцева, вокал — Аида Ведищева) Владимир Этуш — товарищ Б. Г. Саахов, заведующий райкомхозом Фрунзик Мкртчян — Джабраил, дядя Нины, шофёр Саахова Руслан Ахметов — Эдик, водитель «Скорой помощи» Юрий Никулин — Балбес Георгий Вицин — Трус Евгений Моргунов — Бывалый
Слайд 47Ной Авалиани — работник гостиницы с тостом о птичке Нина Гребешкова — медсестра Михаил Глузский — администратор гостиницы Донара Мкртчян — жена Джабраила, тётя Нины Пётр Репнин — главврач психиатрической больницы (в титрах как «Н. Репнин») Эммануил Геллер — шашлычник (озвучивает Артём Карапетян) Георгий Милляр — гостеприимный старик, любитель домино