Слайд 1Сценография. Леон Николаевич Бакст
9 класс Автор презентации Учитель изобразительного искусства гимназии №3 г. Мурманска Кропачева И.Ю.
Слайд 2Леон Николаевич Бакст (Лев Самойлович Розенберг) - российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Как мало мы знаем об этом художнике! В советской печати глухо упоминалась фамилия Бакста в связи с журналом «Мир искусства», к которому крепко приклеилось определение «декадентский», то есть упаднический.
Слайд 3Лейб Розенберг родился 10 февраля 1866 года в Гродно (Белоруссия) в религиозной еврейской семье.
Его отец делил время между добросовестным изучением Торы и мелкой коммерцией, которая, однако, не приносила большого достатка. Его дед, парижский портной эпохи Второй Империи, был отмечен царем во время Крымской кампании и получил приглашение стать портным Российской армии и переехать в Петербург. Именно дед привил мальчику интерес к искусству.
Слайд 4Портрет графини Келлер.
После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг. На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер). В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе акварелистов. В 1893—1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург. С середины 90-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа
Слайд 5В 1898 году образуется художественное объединение «Мир Искусства»
Бакст становится его активным участником. Он автор символа «Мира Искусства» - сидящего на вершине горы орла. Совместно с Дягилевым принимает участие в основании журнала «Мир искусства». Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.
Слайд 6«Встреча русских моряков».
Позже он преподавал живопись детям великого князя Владимира, что в значительной степени улучшило его материальное положение. В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на картину «Встреча русских моряков».
Слайд 7Древний ужас
Яростные споры критиков вызвала его картина «Ужин» (1902 г.), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина «Древний ужас» (1906-1908 гг.), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.
Слайд 8Сценография Бакста
В начале XX века Бакст впервые обратился к сценографии, оформив пантомиму «Сердце маркизы» М. Петипа (1902 г.) и балет «Фея кукол» И. Байера (1903 г.) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит» Еврипида (1902 г.) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904 г.) для Александрийского театра, балет «Антигона» по Софоклу (1904 г.) для Иды Рубинштейн. Александр Бенуа писал: «В этой области Бакст с первых шагов занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».
Слайд 9Эскиз декорации к балету «Послеполуденный отдых фавна». 1911 г.
Слайд 10Эскиз декорации к первой постановке «Дафниса и Хлои»
Слайд 11Тогда же Бакст познакомился с дочерью П.М. Третьякова Любовью Павловной. Начался роман, потом был переход Леона в православие, свадьба, рождение сына Андрея, и — развод. После развода, в 1909 году, Бакст демонстративно и скандально порывает с православием и возвращается в иудаизм. На этот скандальный жест власти отреагировали жёстко — выслали его из Санкт-Петербурга как человека еврейской национальности. С тех пор Бакст жил в основном в Париже.
автопортрет
Слайд 12Эскиз декорации к трагедии « Федра», II акт «Покои Федры», театр «Ренессанс», Париж
Слайд 13В 1907 году вместе с Серовым он совершил поездку в Грецию, где изучал археологические находки Крито-микенского периода. Бакст открыл для себя (а потом и для всей Европы), что архаическая Греция — это не белый цвет, который все так популяризировали целые столетия, а буйство красок. Именно тогда определились основы стиля Бакста: архаическая греческая раскованность костюма в сочетании с роскошью Востока.
Слайд 14Русские сезоны
В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе С. П. Дягилева «Русский балет». Наряду с А. Н. Бенуа и М. М. Фокиным он был его ближайшим сотрудником Дягилева, а с 1911 года — художественным директором антрепризы. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г.),
Слайд 15Кустодиев Б.М. Портрет Л.С.Бакста. 1910г.
Слайд 16«Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой,
Слайд 17его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин).
Слайд 18Творчество Бакста оказало значительное влияние на сценографическое искусство России и Франции. В его творчестве проявилось стремление к изысканности, стилизации. Для лучших работ художника характерны смелая композиция, яркая красочность, чувство ритма.
Слайд 20Эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином. 1910
Слайд 22Эскиз костюма для Иды Рубинштейн к балету «Елена Спартанская»
Слайд 23Апостол русского модерна.
После Первой мировой войны Бакст оставил Европу и переехал работать в Новый Свет, где в частности трудился для труппы прославленной танцовщицы Иды Рубинштейн и выступал с лекциями. В Россию он уже больше не возвращался, а в Париж приехал, признанный всем миром.
Слайд 24Творческое задание урока - придумать эскиз театрального костюма.
Слайд 25Список использованных источников
1. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/ 2. http://enc.vkarp.com/ 3. http://www.artcontext.info/