» » » Модест Мусоргский (1839-1881)

Презентация на тему Модест Мусоргский (1839-1881)


Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Модест Мусоргский (1839-1881). Предмет презентации: МХК. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 14 слайдов.

Слайды презентации

Слайд 1
Модест Мусоргский Модест Мусоргский (1839-1881) (1839-1881) Выполнили работу: Выполнили работу: Кошелёва и Воробьёва. Кошелёва и Воробьёва. Проверила: Проверила: Чимбур Л.С. Чимбур Л.С.
Слайд 3
• Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Детство он провел на Псковщине, в глуши, Петра Алексеевича. Детство он провел на Псковщине, в глуши, среди лесов и озер. Он был самым младшим, четвертым сыном в среди лесов и озер. Он был самым младшим, четвертым сыном в семье. Двое старших умерли один за другим в младенческом семье. Двое старших умерли один за другим в младенческом возрасте. Вся нежность матери, Юлии Ивановны, женщины возрасте. Вся нежность матери, Юлии Ивановны, женщины доброй и мягкой, была отдана двум оставшимся, а особенно доброй и мягкой, была отдана двум оставшимся, а особенно ему, любимцу, меньшому, Модиньке. Это она первая стала учить ему, любимцу, меньшому, Модиньке. Это она первая стала учить его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного барского дома. барского дома.
Слайд 4
• Но будущее Мусоргского было предрешено. В десятилетнем возрасте он вместе Но будущее Мусоргского было предрешено. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург здесь ему надлежало поступить в со старшим братом приехал в Петербург здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище — Школу гвардейских подпрапорщиков. привилегированное военное училище — Школу гвардейских подпрапорщиков. По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Обязанности его были гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Обязанности его были необременительны. Да, будущее ему улыбалось. Но неожиданно для всех необременительны. Да, будущее ему улыбалось. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и сворачивает с пути, столь удачно начатого. Мусоргский подает в отставку и сворачивает с пути, столь удачно начатого. Правда, это было неожиданно только для тех, кто знал лишь внешнюю сторону Правда, это было неожиданно только для тех, кто знал лишь внешнюю сторону жизни этого незаурядного человека. жизни этого незаурядного человека. Незадолго до того один из товарищей-преображенцев, знакомый с Незадолго до того один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил маститого Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил маститого музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями. Даргомыжский высоко оценил его незаурядные музыкальные импровизациями. Даргомыжский высоко оценил его незаурядные музыкальные способности и познакомил с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого способности и познакомил с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка». «Могучая кучка».
Слайд 5
• Еще тогда, в юношеские годы, будущий композитор поражал всех окружающих Еще тогда, в юношеские годы, будущий композитор поражал всех окружающих разносторонностью своих интересов, среди которых музыка и литература, разносторонностью своих интересов, среди которых музыка и литература, философия и история занимали первое место. философия и история занимали первое место. Отличала Мусоргского и демократичность взглядов, поступков. Особенно ярко Отличала Мусоргского и демократичность взглядов, поступков. Особенно ярко это проявилось после крестьянской реформы 1861 года. Чтобы избавить своих это проявилось после крестьянской реформы 1861 года. Чтобы избавить своих крепостных крестьян от выкупных платежей, Модест Петрович отказался от крепостных крестьян от выкупных платежей, Модест Петрович отказался от своей доли наследства в пользу брата. своей доли наследства в пользу брата. Вскоре период накопления знаний сменился периодом активной творческой Вскоре период накопления знаний сменился периодом активной творческой деятельности. Композитор задумал написать оперу, в которой нашло бы деятельности. Композитор задумал написать оперу, в которой нашло бы воплощение его пристрастие к большим народным сценам и к изображению воплощение его пристрастие к большим народным сценам и к изображению сильной волевой личности. сильной волевой личности. В поисках сюжета Мусоргский обратился к роману Флобера «Саламбо» из В поисках сюжета Мусоргский обратился к роману Флобера «Саламбо» из истории древнего Карфагена. Одна за другой рождались в голове композитора истории древнего Карфагена. Одна за другой рождались в голове композитора прекрасные, выразительные музыкальные темы, особенно — для массовых прекрасные, выразительные музыкальные темы, особенно — для массовых эпизодов. Однако когда композитор осознал, что созданные им образы очень эпизодов. Однако когда композитор осознал, что созданные им образы очень далеки от подлинного, исторического Карфагена, он совсем охладел к своей далеки от подлинного, исторического Карфагена, он совсем охладел к своей работе. работе.
Слайд 6
• Пристрастие композитора к юмору, насмешке как нельзя более соответствовало Пристрастие композитора к юмору, насмешке как нельзя более соответствовало характеру другого его замысла. По совету Даргомыжского Мусоргский начал характеру другого его замысла. По совету Даргомыжского Мусоргский начал писать оперу «Женитьба». Задача его была нова и неслыханна до того написать писать оперу «Женитьба». Задача его была нова и неслыханна до того написать оперу на прозаический текст гоголевской комедии. оперу на прозаический текст гоголевской комедии. Все товарищи расценивали «Женитьбу» как новое яркое проявление Все товарищи расценивали «Женитьбу» как новое яркое проявление комедийного таланта Мусоргского и его умение создавать интересные комедийного таланта Мусоргского и его умение создавать интересные музыкальные характеристики. Но при всем том было ясно, что «Женитьба» — не музыкальные характеристики. Но при всем том было ясно, что «Женитьба» — не более чем увлекательный эксперимент, что не по этому пути должно пойти более чем увлекательный эксперимент, что не по этому пути должно пойти развитие настоящей оперы. Надо воздать должное Мусоргскому он сам первым развитие настоящей оперы. Надо воздать должное Мусоргскому он сам первым осознал это и не стал продолжать сочинение. осознал это и не стал продолжать сочинение. Посещая Людмилу Ивановну Шестакову — сестру Глинки, Мусоргский Посещая Людмилу Ивановну Шестакову — сестру Глинки, Мусоргский познакомился у нее с Владимиром Васильевичем Никольским. Это был филолог, познакомился у нее с Владимиром Васильевичем Никольским. Это был филолог, литературовед, специалист по истории русской литературы. Он и обратил литературовед, специалист по истории русской литературы. Он и обратил внимание Мусоргского на трагедию «Борис Годунов». Никольский высказал внимание Мусоргского на трагедию «Борис Годунов». Никольский высказал мысль, что эта трагедия могла бы стать замечательным материалом для мысль, что эта трагедия могла бы стать замечательным материалом для оперного либретто. Эти слова заставили Мусоргского глубоко задуматься. Он оперного либретто. Эти слова заставили Мусоргского глубоко задуматься. Он погрузился в чтение «Бориса Годунова». Композитор почувствовал опера, погрузился в чтение «Бориса Годунова». Композитор почувствовал опера, созданная на основе «Бориса Годунова», может стать удивительно созданная на основе «Бориса Годунова», может стать удивительно многогранным произведением. многогранным произведением.
Слайд 7
• К концу 1869 года опера была завершена. В начале 1870 года Мусоргский К концу 1869 года опера была завершена. В начале 1870 года Мусоргский получил по почте конверт со штампом директора императорских театров получил по почте конверт со штампом директора императорских театров Гедеонова. Композитору сообщали, что комитет в составе семи человек отверг Гедеонова. Композитору сообщали, что комитет в составе семи человек отверг его оперу. Новая, вторая редакция была создана в течение года. Теперь вместо его оперу. Новая, вторая редакция была создана в течение года. Теперь вместо прежних семи картин опера состояла из пролога и четырех действий. прежних семи картин опера состояла из пролога и четырех действий. «Борис Годунов» оказался первым в истории мировой оперы произведением, в «Борис Годунов» оказался первым в истории мировой оперы произведением, в котором с такой глубиной, проницательностью и правдивостью показана судьба котором с такой глубиной, проницательностью и правдивостью показана судьба народа. народа. Свое детище Мусоргский посвятил товарищам по кружку. В посвящении он Свое детище Мусоргский посвятил товарищам по кружку. В посвящении он необычайно ярко выразил основную мысль оперы «Я разумею народ как необычайно ярко выразил основную мысль оперы «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я попытался великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере». разрешить ее в опере». С момента окончания оперы в новой редакции началась и новая фаза борьбы за С момента окончания оперы в новой редакции началась и новая фаза борьбы за ее сценическую постановку. Партитура вновь была представлена в театральный ее сценическую постановку. Партитура вновь была представлена в театральный комитет и... вновь отвергнута. Помогла актриса Платонова, использовавшая комитет и... вновь отвергнута. Помогла актриса Платонова, использовавшая свое положение примадонны в Мариинском театре. свое положение примадонны в Мариинском театре.
Слайд 9
• Нетрудно представить себе возбуждение Мусоргского, все Нетрудно представить себе возбуждение Мусоргского, все усиливавшееся по мере приближения премьеры. И вот наступил усиливавшееся по мере приближения премьеры. И вот наступил долгожданный день. Он превратился в подлинное торжество, триумф долгожданный день. Он превратился в подлинное торжество, триумф композитора. Весть о новой опере молниеносно разнеслась по городу, композитора. Весть о новой опере молниеносно разнеслась по городу, и все последующие спектакли проходили в полных залах. Казалось бы, и все последующие спектакли проходили в полных залах. Казалось бы, Мусоргский мог быть вполне счастлив. Мусоргский мог быть вполне счастлив. Однако неожиданно тяжелый удар обрушился на Мусоргского с той Однако неожиданно тяжелый удар обрушился на Мусоргского с той стороны, с которой он его менее всего ожидал. Когда в феврале 1874 стороны, с которой он его менее всего ожидал. Когда в феврале 1874 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилась разгромная года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилась разгромная рецензия со знакомой подписью «» (так всегда подписывался Кюи), это рецензия со знакомой подписью «» (так всегда подписывался Кюи), это было точно нож в спину. было точно нож в спину. Все проходит, и постепенно улеглось возбуждение, связанное с Все проходит, и постепенно улеглось возбуждение, связанное с премьерой «Бориса», рецензией Кюи и шумом, поднятым вокруг оперы премьерой «Бориса», рецензией Кюи и шумом, поднятым вокруг оперы прессой. Вновь наступили будни. Опять изо дня в день хождение в прессой. Вновь наступили будни. Опять изо дня в день хождение в Лесной департамент (он работал теперь по следственной части), Лесной департамент (он работал теперь по следственной части), изготовление «дел» по несколько тысяч листов каждое. А для себя — изготовление «дел» по несколько тысяч листов каждое. А для себя — новые творческие планы, новые работы. Жизнь, казалось, вошла в новые творческие планы, новые работы. Жизнь, казалось, вошла в прежнюю колею. Увы, вместо этого начался последний и самый прежнюю колею. Увы, вместо этого начался последний и самый мрачный период ere жизни. мрачный период ere жизни. Немало было причин для того — внутренних и внешних. И, прежде Немало было причин для того — внутренних и внешних. И, прежде всего — распад «Могучей кучки», который Мусоргский воспринимал всего — распад «Могучей кучки», который Мусоргский воспринимал как измену старым идеалам. как измену старым идеалам.
Слайд 10
• Злобные нападки реакционной прессы также тяжело ранили Мусоргского и Злобные нападки реакционной прессы также тяжело ранили Мусоргского и омрачили последние годы его жизни. К тому же спектакли «Бориса Годунова» омрачили последние годы его жизни. К тому же спектакли «Бориса Годунова» шли все реже, хотя интерес публики к ним не падал. И, наконец, смерть близких шли все реже, хотя интерес публики к ним не падал. И, наконец, смерть близких друзей. В начале 1870-х годов умер один из них — художник Гартман. Умерла друзей. В начале 1870-х годов умер один из них — художник Гартман. Умерла женщина, горячо любимая Мусоргским, имя которой он всегда скрывал. Лишь женщина, горячо любимая Мусоргским, имя которой он всегда скрывал. Лишь его многочисленные произведения, посвященные ей, да «Надгробное письмо», его многочисленные произведения, посвященные ей, да «Надгробное письмо», обращенное к ней же, найденное после смерти композитора, дают обращенное к ней же, найденное после смерти композитора, дают представление о глубине его чувства и помогают понять всю безмерность представление о глубине его чувства и помогают понять всю безмерность страдания, вызванного кончиной дорогого человека. Появлялись и новые страдания, вызванного кончиной дорогого человека. Появлялись и новые друзья. Он повстречался с молодым поэтом графом Арсением Аркадьевичем друзья. Он повстречался с молодым поэтом графом Арсением Аркадьевичем Голенищевым-Кутузовым и очень привязался к нему. И какой удивительной, Голенищевым-Кутузовым и очень привязался к нему. И какой удивительной, восторженной и беспокойной была эта дружба! Словно ею Мусоргский хотел восторженной и беспокойной была эта дружба! Словно ею Мусоргский хотел вознаградить себя за понесенные утраты и разочарования. Лучшие из вознаградить себя за понесенные утраты и разочарования. Лучшие из вокальных произведений Мусоргского 1870-х годов были написаны на слова вокальных произведений Мусоргского 1870-х годов были написаны на слова Голенищева-Кутузова. Но и отношения с Кутузовым принесли горькие Голенищева-Кутузова. Но и отношения с Кутузовым принесли горькие разочарования. Через год-полтора после начала дружбы Арсений заявил, что разочарования. Через год-полтора после начала дружбы Арсений заявил, что собирается жениться. Для Мусоргского это явилось ударом. собирается жениться. Для Мусоргского это явилось ударом. Под влиянием тяжелых переживаний возобновилась тяга Мусоргского к вину, Под влиянием тяжелых переживаний возобновилась тяга Мусоргского к вину, проявившаяся еще в годы пребывания в юнкерской школе. Он изменился проявившаяся еще в годы пребывания в юнкерской школе. Он изменился внешне обрюзг, был уже не так безукоризненно одет, как когда-то. Пошли внешне обрюзг, был уже не так безукоризненно одет, как когда-то. Пошли неприятности по службе; не раз он оставался без места, испытывал постоянную неприятности по службе; не раз он оставался без места, испытывал постоянную нужду в деньгах и однажды был даже изгнан из занимаемой квартиры за нужду в деньгах и однажды был даже изгнан из занимаемой квартиры за неуплату. Здоровье его разрушалось. неуплату. Здоровье его разрушалось.
Слайд 11
• Однако именно в этот период к нему приходит Однако именно в этот период к нему приходит признание за границей. «Великий старец» Ференц признание за границей. «Великий старец» Ференц Лист, получив от своего издателя ноты произведений Лист, получив от своего издателя ноты произведений русских композиторов, был поражен новизной и русских композиторов, был поражен новизной и талантливостью этих сочинений. Особо бурный талантливостью этих сочинений. Особо бурный восторг вызвала «Детская» Мусоргского — цикл восторг вызвала «Детская» Мусоргского — цикл песен, в которых композитор воспроизвел мир песен, в которых композитор воспроизвел мир детской души. Эта музыка потрясла великого детской души. Эта музыка потрясла великого маэстро. маэстро. Несмотря на ужасающие условия, Мусоргский Несмотря на ужасающие условия, Мусоргский переживал в эти годы подлинный творческий взлет. переживал в эти годы подлинный творческий взлет. Многое из того, что было задумано композитором, Многое из того, что было задумано композитором, так и осталось незавершенным или не совсем так и осталось незавершенным или не совсем осуществленным. Но то, что было создано в эти годы, осуществленным. Но то, что было создано в эти годы, доказывает, что Мусоргский достиг новой вершины доказывает, что Мусоргский достиг новой вершины творчества. творчества.
Слайд 12
• Первым произведением, появившимся вслед за «Борисом Годуновым», Первым произведением, появившимся вслед за «Борисом Годуновым», в год первой постановки его, была сюита «Картинки с выставки». в год первой постановки его, была сюита «Картинки с выставки». Когда после смерти Гартмана Стасов устроил в Петербурге выставку Когда после смерти Гартмана Стасов устроил в Петербурге выставку его работ, Мусоргский, вдохновившись ею, написал сюиту и посвятил его работ, Мусоргский, вдохновившись ею, написал сюиту и посвятил ее памяти умершего друга. ее памяти умершего друга. Это — самое крупное и самое значительное из всех произведений для Это — самое крупное и самое значительное из всех произведений для рояля, сочиненных Мусоргским. Свое изумительное искусство рисовать рояля, сочиненных Мусоргским. Свое изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых людей композитор перенес на этот раз в область фортепианной людей композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента. возможности инструмента. Мусоргский думал о дальнейшем развитии принципов многоплановой Мусоргский думал о дальнейшем развитии принципов многоплановой пушкинской драматургии. В его воображении рисовалась опера, пушкинской драматургии. В его воображении рисовалась опера, содержание которой охватывало бы жизнь целого государства, со содержание которой охватывало бы жизнь целого государства, со множеством картин и эпизодов, рисующих то, что происходит в одно и множеством картин и эпизодов, рисующих то, что происходит в одно и то же время. то же время. Литературного произведения, которое могло бы послужить основой Литературного произведения, которое могло бы послужить основой для либретто столь широко задуманной оперы, не находилось, и для либретто столь широко задуманной оперы, не находилось, и Мусоргский решил сам сочинить сюжет. Мусоргский решил сам сочинить сюжет.
Слайд 13
• Хованщина» стала новой, высшей ступенью в развитии Хованщина» стала новой, высшей ступенью в развитии музыкального языка Мусоргского. По-прежнему считал он речь музыкального языка Мусоргского. По-прежнему считал он речь главным средством выражения чувств и характеров главным средством выражения чувств и характеров человеческих. Но в понятие музыкальной речи он вкладывал человеческих. Но в понятие музыкальной речи он вкладывал теперь смысл более широкий и глубокий, чем когда-то сюда теперь смысл более широкий и глубокий, чем когда-то сюда входили и речитатив, и песенная мелодия, посредством которой входили и речитатив, и песенная мелодия, посредством которой только и можно выразить самые глубокие, самые значительные только и можно выразить самые глубокие, самые значительные чувства. чувства. Параллельно с «Хованщиной» Мусоргский сочинял еще одну Параллельно с «Хованщиной» Мусоргский сочинял еще одну оперу. Это была «Сорочинская ярмарка» по Гоголю. Эта опера оперу. Это была «Сорочинская ярмарка» по Гоголю. Эта опера свидетельствует о неиссякаемой, несмотря ни на какие свидетельствует о неиссякаемой, несмотря ни на какие страдания, любви Мусоргского к жизни, о его влечении к страдания, любви Мусоргского к жизни, о его влечении к простой человеческой радости. простой человеческой радости. Работая над «Хованщиной», «Сорочинской ярмаркой» и Работая над «Хованщиной», «Сорочинской ярмаркой» и песнями, Мусоргский одновременно уже мечтал о дальнейшем. песнями, Мусоргский одновременно уже мечтал о дальнейшем. Он замышлял третью народную музыкальную драму — о Он замышлял третью народную музыкальную драму — о Пугачевском восстании, которая вместе с «Борисом Годуновым» Пугачевском восстании, которая вместе с «Борисом Годуновым» и «Хованщиной» составила бы своеобразную трилогию на темы и «Хованщиной» составила бы своеобразную трилогию на темы из русской истории. из русской истории.
Слайд 14
• Но этой мечте не дано было осуществиться, как не пришлось Но этой мечте не дано было осуществиться, как не пришлось Мусоргскому закончить «Хованщину» и «Сорочинскую Мусоргскому закончить «Хованщину» и «Сорочинскую ярмарку». ярмарку». Последние годы его жизни не богаты событиями. Мусоргский Последние годы его жизни не богаты событиями. Мусоргский больше не служил. Группа людей, сложившись, выплачивала больше не служил. Группа людей, сложившись, выплачивала ему нечто вроде небольшой пенсии. Композитор должен был ему нечто вроде небольшой пенсии. Композитор должен был получать ее вплоть до окончания опер. Он много выступал в получать ее вплоть до окончания опер. Он много выступал в этот период как пианист-аккомпаниатор. В 1879 году он этот период как пианист-аккомпаниатор. В 1879 году он отправился в концертное турне по Украине и Крыму. Это отправился в концертное турне по Украине и Крыму. Это путешествие было последней встряской, последним светлым путешествие было последней встряской, последним светлым событием в жизни Мусоргского. событием в жизни Мусоргского. Зимой 1881 года его настиг первый удар. За ним последовали Зимой 1881 года его настиг первый удар. За ним последовали другие. 28 марта 1881 года Мусоргского не стало. Ему едва другие. 28 марта 1881 года Мусоргского не стало. Ему едва исполнилось 42 года. исполнилось 42 года. Мировая слава пришла к нему посмертно. Вскоре после его Мировая слава пришла к нему посмертно. Вскоре после его кончины Римский-Корсаков взял на себя великий труд кончины Римский-Корсаков взял на себя великий труд завершения «Хованщины» и приведения в порядок всех завершения «Хованщины» и приведения в порядок всех оставшихся рукописей покойного. В редакции Римского- оставшихся рукописей покойного. В редакции Римского- Корсакова «Хованщина» впервые и была поставлена. В той же Корсакова «Хованщина» впервые и была поставлена. В той же редакции обошли весь мир и другие произведения Мусоргского. редакции обошли весь мир и другие произведения Мусоргского.

Другие презентации по МХК



  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru