» » » Зинаида Николаевна Гиппиус

Презентация на тему Зинаида Николаевна Гиппиус


Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Зинаида Николаевна Гиппиус. Предмет презентации: Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 44 слайда.

Слайды презентации

Слайд 1
ИДУЩИЙ МИМО______________ ИДУЩИЙ МИМО______________ У каждого, кто встретится случайно Хотя бы раз - и сгинет навсегда, Своя история, своя живая тайна, Свои счастливые и скорбные года. Какой бы ни был он, прошедший мимо, Его наверно любит кто-нибудь... И он не брошен: с высоты, незримо, За ним следят, пока не кончен путь. Как Бог, хотел бы знать я все о каждом, Чужое сердце видеть, как свое, Водой бессмертья утолить их жажду – И возвращать иных в небытие.
Слайд 2
Зинаида Николаевна Зинаида Николаевна Гиппиус 1869-1945 гг.
Слайд 3
• Род Гиппиусов ведет свое происхождение от Адольфуса фон Гингста,выходца из Германии, который сменил фамилию на фон Гиппиус и открыл первый в России книжный магазин .
Слайд 4
• Николай Романович Гиппиус познакомился со своей будущей женой, красавицей -сибирячкой Анастасией Степановой в городе Белёве Тульской губернии. Там же 8 ноября 1869 года у них родилась дочь Зинаида.
Слайд 5
• Семья много путешествовала и переезжала. После очередного переезда Зину отдали в Киевский институт благородных девиц, но девочка так тосковала по дому, что все шесть месяцев провела в институтском лазарете. Зина перешла на домашнее обучение и училась дома.
Слайд 6
• После смерти Николая Романовича в марте 1881 года Анастасия Гиппиус с матерью и четырьмя дочками на руках перебирается в Москву. Там у Зиночки при осмотре обнаружили туберкулёз, и возможность обучения в обычной школе сразу отпала.
Слайд 7
• Домашнее обучение стало для Зины единственно возможным путем к самореализации. Она никогда особо не увлекалась науками, но от природы была наделена энергичным умом и стремлением к духовной деятельности.
Слайд 8
• Еще в ранней юности Зина начала вести дневники и писать стихи – сначала смешные, пародийные, на членов семьи. Да еще и увлекла этим окружающих её людей: мать, сестёр, гувернантку.
Слайд 9
• Зина восхищала ровесников. Высокая, статная красавица с пышной золотисто-рыжей косой ниже колена и изумрудными глазами неудержимо влекла к себе взоры, мысли, чувства всех, кто с нею сталкивался. Ее прозвали «поэтессой» – признавая тем самым ее литературный талант.
Слайд 10
• Однажды Зине попался в руки петербургский журнал «Живописное обозрение», где упоминалось имя молодого поэта Дмитрия Мережковского и приводилось одно его стихотворение. Гиппиус оно не понравилось, но имя почему-то запомнилось…
Слайд 11
• Весной 1888 года Зинаида случайно встречается с Дмитрием Мережковским в Боржоме, где они оба отдыхают. К тому времени Мережковский уже выпустил свою первую книгу стихов и был достаточно известным поэтом. Как оба считали, их встреча носила мистический характер и была предопределена свыше.
Слайд 12
• Через год, 8 января 1889 года, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский обвенчались. Ей было 19 лет, ему – 23. Свадьба была очень скромной. Не было ни гостей, ни свадебного застолья. Утром мать разбудила Зину криком: «Вставай! Ты еще спишь, а уж муж пришел!» Только тут Зина вспомнила, что вчера вышла замуж…
Слайд 13
• Семейный союз Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского был в первую очередь союзом духовным, и никогда не был по-настоящему супружеским. Телесную сторону брака отрицали оба (у них даже были отдельные спальни). При этом у обоих случались увлечения, влюбленности (в том числе и однополые), но они лишь укрепляли семью.
Слайд 14
• Гиппиус считала, что лишь в поцелуе влюбленные равны, а в том, что должно следовать дальше, кто- нибудь обязательно будет стоять над другим. А этого Зинаида ни в коем случае не могла допустить. Для нее самым важным всегда было равенство и союз душ – но не тел.
Слайд 15
• Зинаида довольно быстро заняла в литературной жизни столицы заметное место. В 1890 году в свет выходит её первый рассказ «Злосчастная», в 1896 – первый сборник рассказов «Новые люди». Стихотворения, опубликованные в журнале «Северный вестник» — «Песня» («Мне нужно то, чего нет на свете...») и «Посвящение» сразу получили скандальную известность. ПОСВЯЩЕНИЕ. Небеса унылы и низки, Но я знаю - дух мой высок. Мы с тобой так странно близки, И каждый из нас одинок.   Беспощадна моя дорога, Она меня к смерти ведет. Но люблю я себя, как Бога,- Любовь мою душу спасет…
Слайд 16
• Однако постепенно с Запада приходит и приживается на русской почве такое литературное явление, как символизм. Зародившийся во Франции, символизм проникает в Россию в начале 1890-х годов, и за несколько лет становится ведущим стилем в русской литературе. Символизм. О. Бёрдсли Символизм. О. Бёрдсли
Слайд 17
• Гиппиус и Мережковский оказываются у истоков зарождающегося в России символизма – вместе с Валерием Брюсовым, Федором Сологубом, Константином Бальмонтом они были названы «старшими символистами». Именно они приняли на себя главный удар критики, продолжавшей стоять на отживших позициях народничества.
Слайд 18
• В Петербурге Зинаида устраивает литературный салон, где собираются видные деятели культуры того времени. Гиппиус была не просто хозяйкой салона, но вдохновительницей, подстрекательницей и горячей участницей всех случавшихся дискуссий.
Слайд 19
• Гиппиус активнейшим образом участвовала в литературной и личной жизни своих современников. Посещение салона Гиппиус становится обязательным для начинающих литераторов- символистов. При ее активном содействии состоялся литературный дебют Александра Блока, Осипа Мандельштама. Она вывела в свет тогда еще никому не известного Сергея Есенина .
Слайд 20
• Критиком она была знаменитейшим. Обычно она писала под мужскими псевдонимами (Лев Пущин, Товарищ Герман и др.) Самый известный из её псевдонимов – Антон Крайний, но все знали, кто скрывается за мужскими масками. Проницательную, дерзкую, её острого языка боялись, многие ненавидели её, но к мнению Антона Крайнего прислушивались все.
Слайд 21
• Гиппиус сознательно провоцировала окружающих на отрицательные чувства в свой адрес. Ей нравилось, когда ее называли «ведьмой». Она пыталась скрыть свое истинное лицо, пытаясь таким образом научиться не страдать.
Слайд 22
• Обладающая ранимой, сверхчувствительной натурой, Гиппиус специально ломала, переделывала себя, чтобы обрести психологическую защиту, обрасти панцирем, охраняющим ее душу от повреждений. А поскольку, как известно, лучший способ защиты – нападение, Зинаида Николаевна и избрала столь вызывающий стиль поведения… Лев Бакст. Портрет Зинаиды Гиппиус. Лев Бакст. Портрет Зинаиды Гиппиус.
Слайд 23
• Гиппиус обожала играть людьми, ставить над ними своеобразные эксперименты. Ее любимыми развлечениями было дерзить людям, конфузить их, ставить в неловкое положение и наблюдать за реакцией. Гиппиус могла принять малознакомого человека в спальне, неодетой, а то и вовсе принимая ванну.
Слайд 24
• Зинаида Николаевна была непоколебимо уверена в собственной исключительности и значимости, и всячески пыталась это подчеркнуть. Она позволяла себе носить мужские наряды – они эффектно подчеркивали ее бесспорную женственность.
Слайд 25
• Огромное место в системе ценностей Зинаиды Гиппиус занимали проблемы духа и религии. Именно Гиппиус принадлежала идея знаменитых Религиозно-философских собраний (1901-1903 годы), сыгравших значительную роль в русском религиозном возрождении начала XX века. На этих собраниях творческая интеллигенция обсуждала вопросы веры.
Слайд 26
• Во время подготовки Религиозно-философских собраний Мережковский и Гиппиус сближаются с Дмитрием Васильевичем Философовым. Сближение было настолько сильным, что Гиппиус, Мережковский и Философов даже заключили между собой особый «тройственный» союз, напоминающий брачный.
Слайд 27
• Дмитрий Васильевич был очень красивым, изящным, утонченным, по-настоящему религиозным человеком. Зинаида Николаевна была некоторое время увлечена им как мужчиной (именно к нему обращено ее единственное стихотворение, написанное от женского лица), но Философов отверг ее домогательства и предложил взамен духовный и дружеский союз. Портрет Дмитрия Философова . . Лев Бакст
Слайд 28
• В 1903 году собрания были запрещены указом Святейшего Синода. В 1904 в свет выходит первый сборник стихов Гиппиус. С 1906 года Мережковский, Гиппиус и Философов жили в основном за границей, чаще всего в Париже. Вернулись на родину они уже перед самым началом мировой войны, весной 1914 года. Квартира поэтессы на третьем этаже. Париж.
Слайд 29
• По религиозным мотивам Мережковские сугубо отрицательно относились к любой войне. Гиппиус говорила, что война является осквернением человечества. Политические пристрастия отражаются на литературном творчестве тех лет: романы «Чертова кукла» (1911) и «Роман-царевич» (1912).
Слайд 30
• Однако со временем Гиппиус пришла к мысли, что только «честная революция» может покончить с войной. Подобно другим символистам, она видела в революции великое духовное потрясение, способное очистить человека и создать новый мир духовной свободы. Поэтому Февральскую революцию Мережковские приняли с восторгом .
Слайд 31
• Когда свершился Октябрьский переворот, Зинаида Николаевна была в ужасе: она предвидела, что той России, которую она любила, в которой жила, - больше нет. Ее дневники тех лет полны страха, отвращения, злобы. Мережковские с самого начала подчеркивали свое неприятие новой власти. Зинаида Николаевна открыто порвала со всеми, кто стал сотрудничать с новой властью.
Слайд 32
• В 1918 году в свет выходит сборник стихов Гиппиус «Последние стихотворения». В 1920 году Мережковские переезжают в Варшаву. Смыслом их жизни здесь стала борьба за свободу России от большевизма. Гиппиус вела активную работу в кругах, близких польскому правительству, против возможного заключения мира с советской Россией. Она стала редактором литературного отдела газеты «Свобода», где печатала свои политические стихи.
Слайд 33
• Однако 12 октября 1920 года Польша и Россия подписали перемирие. Через неделю Гиппиус и Мережковский выехали в Париж, возобновили знакомство с цветом русской эмиграции: Константином Бальмонтом, Иваном Буниным, Александром Куприным и другими. Зинаида Николаевна вновь очутилась в своей стихии. За границей вышли два ее поэтических сборника: «Стихи. Дневник 1911- 1921» (Берлин, 1922) и «Сияния» (Париж, 1939).
Слайд 34
• Снова вокруг нее бурлила жизнь, она постоянно печаталась – не только на русском, но и на немецком, французском, славянских языках. Только все больше горечи в ее словах, все больше тоски, отчаяния и яда в стихах…
Слайд 35
• Гиппиус проявляла особый интерес к жанру дневников и мемуаров, вела дневники в годы войны. В 1921 году в свет выходит «Чёрная книжка» и «Серый блокнот». Наибольшей известностью пользуются "Петербургские дневники" (издаются первоначально под названием "Синяя книга").
Слайд 36
• В 1926 году Мережковские решили организовать литературное и философское общество «Зеленая лампа»,что-то вроде «инкубатора идей», среду для обсуждения важнейших вопросов. Общество сыграло видную роль в интеллектуальной жизни первой эмиграции и в течение ряда лет собирало лучших ее представителей. Прекратилось существование общества только с началом Второй мировой войны в 1939 году.
Слайд 37
• С годами Гиппиус менялась мало. И вдруг оказалось, что она осталась среди эмигрантских литераторов практически одна: ее бывшие соратники, постепенно сошли с литературной сцены, многие уже умерли, а новому поколению, начавшему свою деятельность, она не была близка. И она сама это понимала: в «Сиянии», книге стихов, вышедшей в 1938 году, было очень много горечи, разочарования, одиночества…
Слайд 38
• В 1940 году Мережковские переехали в Биарриц. Вскоре Париж был оккупирован немцами, все русские журналы и газеты закрыты. Эмигрантам пришлось оставить литературу и стараться лишь не связываться с оккупантами.
Слайд 39
• Отношение Гиппиус к фашистской Германии было двойственно. С одной стороны, она, ненавидя большевизм, надеялась, что Гитлер поможет сокрушить большевиков. С другой - она отрицала войну и насилие. И хотя Зинаида Николаевна страстно хотела видеть Россию свободной от большевизма, она никогда не сотрудничала с гитлеровцами. Она всегда оставалась на стороне России.
Слайд 40
• После смерти мужа в 1941 году Зинаида Николаевна была не в себе. Сначала она с трудом восприняла его смерть,даже хотела покончить с собой, выбросившись из окна. Затем вдруг успокоилась, говоря, что Дмитрий Сергеевич жив, даже разговаривала с ним. Она пережила его на 4 года. Зинаида Николаевна Гиппиус умерла 9 сентября 1945 года, ей было 76.
Слайд 41
• Ее смерть вызвала целый взрыв эмоций. Ненавидевшие Гиппиус не верили в ее смерть, приходили, чтобы лично убедиться в том, что она мертва, стучали по гробу палками. Те немногие, кто уважал и ценил ее, видели в ее смерти конец целой эпохи… Зинаиду Гиппиус похоронили на русском кладбище Сен- Женевьев де Буа, рядом с мужем Дмитрием Мережковским.
Слайд 42
• Современники называли ее «ведьмой» и «сатанессой», воспевали ее литературный талант и «боттичеллиевскую» красоту, боялись ее и поклонялись, оскорбляли и воспевали. Она всю жизнь старалась держаться в тени великого мужа – но ее считали единственной настоящей женщиной-писателем в России. Ее мнение в литературном мире значило чрезвычайно много; а последние годы своей жизни она прожила практически в полной изоляции…
Слайд 43
• Она – Зинаида Николаевна Гиппиус.
Слайд 44
• Список используемой информации: Ресурсы интернета ( www.liveinternet.ru , www. slovo. ru ). Презентацию к уроку «Законодательница мыслящего Петербурга…» (Знакомство с биографией поэта Серебряного века) подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №15 г. Егорьевска Гончарова А.Н.

Другие презентации по литературе



  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru