Презентация на тему Кайсын Кулиев


Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Кайсын Кулиев. Предмет презентации: Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 38 слайдов.

Слайды презентации

Слайд 2
Кайсын Шуваевич Кулиев родился 1 ноября 1917 г. в старинном балкарском ауле Верхний Чегем в семье скотовода и охотника. Вырос в горах. Ребенком, потеряв отца, прожил трудное детство, очень рано начал работать. В 1926 г. поступил в только что открывшуюся школу в Нижнем Чегеме, где впервые увидел книги, начал учить русский язык. В 10 лет написал первые свои стихи. После школы учился в техникуме в Нальчике, заполняя толстые тетради своими стихами. В семнадцать лет стал печататься в газетах.
Слайд 3
В 1935 г. Кулиев приезжает в Москву и, хотя твердо решил стать поэтом, поступает в Театральный институт (ГИТИС), где изучались все области искусства и культуры, В 1935 г. Кулиев приезжает в Москву и, хотя твердо решил стать поэтом, поступает в Театральный институт (ГИТИС), где изучались все области искусства и культуры, чтобы стать хорошо образованным чтобы стать хорошо образованным человеком. Одновременно слушал лекции в Литературном институте, продолжая писать стихи. В 1939 г., окончив институт, человеком. Одновременно слушал лекции в Литературном институте, продолжая писать стихи. В 1939 г., окончив институт, возвращается в Нальчик, преподает в учительском институте литературу. В 1940 г. выходит первая книга стихотворений «Здравствуй, утро!». возвращается в Нальчик, преподает в учительском институте литературу. В 1940 г. выходит первая книга стихотворений «Здравствуй, утро!». В 1940 г. Кулиев был призван в ряды Красной Армии, служил в парашютно-десантной бригаде. Весной 1941 г. бригаду В 1940 г. Кулиев был призван в ряды Красной Армии, служил в парашютно-десантной бригаде. Весной 1941 г. бригаду направили в Латвию, где Кулиев и встретился с войной. После тяжелых боев под Орлом был ранен, попал в госпиталь. Писал направили в Латвию, где Кулиев и встретился с войной. После тяжелых боев под Орлом был ранен, попал в госпиталь. Писал много стихов, которые печатали в газетах «Правда», «Красная звезда» и др. Позже воевал на Сталинградском фронте уже в много стихов, которые печатали в газетах «Правда», «Красная звезда» и др. Позже воевал на Сталинградском фронте уже в качестве военного корреспондента газеты «Сын Отечества». Участвовал в боях за освобождение южных городов, снова был качестве военного корреспондента газеты «Сын Отечества». Участвовал в боях за освобождение южных городов, снова был ранен, долго лечился в госпиталях. В годы войны написал несколько циклов стихов — «В час беды», «О тех, кто не ранен, долго лечился в госпиталях. В годы войны написал несколько циклов стихов — «В час беды», «О тех, кто не вернулся»,«Перекоп». вернулся»,«Перекоп».
Слайд 4
Мой гений, мой ангел, Мой гений, мой ангел, мой друг… мой друг… Элизат Кулиева Элизат Кулиева В 1945 г. Кулиев уехал в Киргизию, где работал в В 1945 г. Кулиев уехал в Киргизию, где работал в Союзе писателей (по рекомендации Н. Тихонова), Союзе писателей (по рекомендации Н. Тихонова), писал стихи, но не мог публиковать их (балкарский писал стихи, но не мог публиковать их (балкарский народ был переселен Сталиным во время войны). народ был переселен Сталиным во время войны). Занимался переводами. В мае 1956 г. Кулиев приехал Занимался переводами. В мае 1956 г. Кулиев приехал в Москву, где Н. Тихонов способствовал изданию в Москву, где Н. Тихонов способствовал изданию книги стихов «Горы»(1957); в этом же году в книги стихов «Горы»(1957); в этом же году в издательстве «Молодая гвардия» вышла вторая издательстве «Молодая гвардия» вышла вторая книга — «Хлеб и роза». книга — «Хлеб и роза».
Слайд 5
Из переписки Борис Пастернак - К. Кулиеву 10 августа 1953 Дорогой мой Кайсын! Спасибо за письмо. Я Вам отвечу коротко и второпях, потому что после инфаркта, который перенёс, незаконченные работы, которыми я занят, стали еще неотложнее и времени у меня еще меньше, чем прежде. Не падайте духом, мужайтесь. Избавление придет обязательно, хотя я сам ждал, что оно наступит раньше. Но и для меня пока ничего не изменилось, и мое время не наступило еще, и я не знаю, доживу ли до него. Я давно сказал Вам, что очень люблю Вас и верю в Вас. Эта вера не прошла у меня. Я всем про Вас рассказываю. После Есенина я только в одном Павле Васильеве ! находил такие, черты цельности, предназначения и отмеченности, как в Вас. Я думаю, Вы давно уже пишете или могли бы писать по-русски так же хорошо, как на родном языке, или еще лучше. Подлинность, чистота и сила Ваших оригиналов доходила через все подстрочные воспроизведения и передачи, значит, она лежала не в привычной, повседневной прелести и документации народно-речевого оборота, а перерастала их и коренилась в образном содержании сказанного. Вот что я думаю о национальных литературах. Для того чтобы явление в какой-нибудь из них возбуждало внимание и вызывало переводы, оно должно обладать новизною и важностью Омар Хайяма или Рабиндраната Тагора, в которых мировая поэзия нуждалась и без которых была бы не так полна...
Слайд 6
Я Вам пишу так много на эту тему для того, чтобы сказать, что между природным фактом вдруг Я Вам пишу так много на эту тему для того, чтобы сказать, что между природным фактом вдруг зарождающегося произведения на малораспространенном языке, (явление большой личности) и зарождающегося произведения на малораспространенном языке, (явление большой личности) и пятьюдесятью национальными литературами, в одно и то же время искусственно возникающими и пятьюдесятью национальными литературами, в одно и то же время искусственно возникающими и искусственно поддерживаемыми из политических соображений, к тому ж еще, может быть, искусственно поддерживаемыми из политических соображений, к тому ж еще, может быть, мнимых и ошибочных, огромное расстояние. Первое - самородное явление жизни, которое в мнимых и ошибочных, огромное расстояние. Первое - самородное явление жизни, которое в сложной своей судьбе рано или поздно должно найти свое живое место среди всего остального сложной своей судьбе рано или поздно должно найти свое живое место среди всего остального живого в той или другой форме. Второе - насильственное порождение, вначале легкомысленно живого в той или другой форме. Второе - насильственное порождение, вначале легкомысленно беспочвенное и беспредметное, а потом трагически претерпевающее жестокие превратности всего беспочвенное и беспредметное, а потом трагически претерпевающее жестокие превратности всего надуманного и неестественного. Доверяйтесь самому светлому и сильному в себе. Кайсын, надуманного и неестественного. Доверяйтесь самому светлому и сильному в себе. Кайсын, самому дальнобойному, не боясь расстояний и трудностей, куда оно Вас занесет, и не считаясь с самому дальнобойному, не боясь расстояний и трудностей, куда оно Вас занесет, и не считаясь с распространенными представлениями, какими бы проверенными и неопровержимыми они ни распространенными представлениями, какими бы проверенными и неопровержимыми они ни казались. казались. Месяца через два-три выйдет полный Фауст. Я Вам его пошлю, я хочу, чтобы Вы его весь Месяца через два-три выйдет полный Фауст. Я Вам его пошлю, я хочу, чтобы Вы его весь прочитали. За исключением немногих страниц скучных, вялых и ненужных, но всегда прочитали. За исключением немногих страниц скучных, вялых и ненужных, но всегда промежуточных, то есть таких, за которыми вскоре всегда следует что-нибудь стоящее это промежуточных, то есть таких, за которыми вскоре всегда следует что-нибудь стоящее это произведение необыкновенное. Оно занимает совсем: особое место в поэзии не по силе произведение необыкновенное. Оно занимает совсем: особое место в поэзии не по силе достигнутого только, а по единственности и необычайности действующей в нем и заложенной в достигнутого только, а по единственности и необычайности действующей в нем и заложенной в него лирической стихии. Ее огнем Гёте хотел озарить дальние и недоступные закоулки нашего него лирической стихии. Ее огнем Гёте хотел озарить дальние и недоступные закоулки нашего существования иначе, чем это делает философия. Он заразил меня этою энергией, я увлекся существования иначе, чем это делает философия. Он заразил меня этою энергией, я увлекся передачей главным образом этой, действующей в трагедии силы. Это ново и в моей деятельности передачей главным образом этой, действующей в трагедии силы. Это ново и в моей деятельности и в нашей поэзии, этого прежние переводы Фауста не передавали. и в нашей поэзии, этого прежние переводы Фауста не передавали. Я много хотел Вам сказать сегодня, Кайсын, и мог сделать это только очень скомкано и, наверное, Я много хотел Вам сказать сегодня, Кайсын, и мог сделать это только очень скомкано и, наверное, неудачно. Но повторить в другой раз я этого не смогу… неудачно. Но повторить в другой раз я этого не смогу… Ваш Б. Пастернак Ваш Б. Пастернак
Слайд 7
Кайсын Кулиев-поэт небольшого народа, Кайсын Кулиев-поэт небольшого народа, вышедший на общечеловеческое поприще вышедший на общечеловеческое поприще поэзии. Кайсын Кулиев говорит от лица поэзии. Кайсын Кулиев говорит от лица своего народа. Он-поэт всего мира… своего народа. Он-поэт всего мира… Интересы всего человечества, очень Интересы всего человечества, очень широкие слои всего человечества нашли широкие слои всего человечества нашли уста в этом поэте. уста в этом поэте.
Слайд 8
Кайсын Кулиев был личностью неординарной. Кайсын Кулиев был личностью неординарной. Несмотря на превратности судьбы он был Несмотря на превратности судьбы он был человеком цельным, не утратившим редкую в наши человеком цельным, не утратившим редкую в наши дни душевную щедрость, горячую душевную дни душевную щедрость, горячую душевную привязанность к людям. привязанность к людям. Кулиев всегда достойно представлял свой народ Кулиев всегда достойно представлял свой народ как человек и достойно представлял Балкарию как как человек и достойно представлял Балкарию как поэт, Человек и поэт - это ведь одно и то же. Нет поэт, Человек и поэт - это ведь одно и то же. Нет человека, нет и поэта, в чем мы не раз убеждались человека, нет и поэта, в чем мы не раз убеждались на примерах имен, еще недавно шумно известных, на примерах имен, еще недавно шумно известных, а теперь мало что значащих. а теперь мало что значащих. Кулиев был таким, каким его задумал балкарский Кулиев был таким, каким его задумал балкарский народ. Народные представления о добрых людях народ. Народные представления о добрых людях всюду на земле одни и те же. Только, может быть, всюду на земле одни и те же. Только, может быть, суровая природа Балкарии, нелегкая жизнь в горах суровая природа Балкарии, нелегкая жизнь в горах требовали от людей большего мужества и большей требовали от людей большего мужества и большей готовности помогать друг другу. готовности помогать друг другу.
Слайд 9
Мать Кайсына Кулиева Мать Кайсына Кулиева
Слайд 10
Керим Отаров, Кязим Мечиев, Керим Отаров, Кязим Мечиев, Кайсын Кулиев Кайсын Кулиев
Слайд 13
Дом Культуры им.Кайсына Кулиева Дом Культуры им.Кайсына Кулиева
Слайд 14
Дом Культуры им.Кайсына Кулиева Дом Культуры им.Кайсына Кулиева
Слайд 15
…В поэзии самого Кайсына отчетливо слышны голоса многих разных, своих и иноязычных, поэтов, что не мешает ему оставаться самим собой; Кайсын Кулиев никогда не стремился к тому, чтобы, как принято говорить в обиходе, приобщиться к культурному наследию. Он иронизировал над благоприобретённой эрудицией ради эрудиции, считал это формой духовного потребительства, иждивенчества. Не овладеть, но — стать сотворцом прекрасного! Нерукотворного! То есть выстрадать его, пережить в своём сердце. И он был необычайно счастлив, когда имел святой повод признаться в любви к искусству. „О безымянные поэты моей древней земли, простые и великие! Я, знающий сегодня Данте и Шекспира, Пушкина и Мицкевича, удивлённый и восхищённый, склоняю голову перед силой вашего таланта! Вы слагали свои песни, вися над пропастью, идя за деревянным плугом или ночью проезжая верхом через тесное ущелье, откуда едва виден синий клочок неба с крупными звёздами. С тех пор прошли века, окутанные туманами, как горы в пасмурную ночь, и освещённые грозой. Но порывы вашей души, её мужество и доброта дошли и до меня, и я как бы коснулся их рукой, словно стали кинжала старинной работы, до сих пор не потерявшей остроты и блеска. Вы ещё раз убедили меня в том, что прекрасно хорошо сделанное дело, какое чудо — талант! Милые и неподкупные кудесники, вы высоко несли знамя души своего народа, ни разу не уронив его, и оно поныне развевается над нами“. Из этого он делал справедливый вывод, что каждый народ, как и природа, заботится о своем бессмертии. В этом Кайсын видел главный смысл поэзии. В XX столетии же значение поэта, но его мнению, расширилось до общечеловеческих горизонтов, ибо ответ приходится держать за судьбу всего человечества. … Это хорошо, на мой взгляд, выразил А.Тарковский, делясь впечатлением о поэзии К.Кулиева: „…я стал искать в ней больше то, что называется местным колоритом. Я искал то, с чем мы сталкиваемся сплошь и рядом, когда имеем дело с поэзией малых народов, то, что является местным, ограниченным, что мы… принимаем за местный колорит. Этого я не нашёл. Потому что стихи Кайсына Кулиева — это настоящая поэзия. Кайсын Кулиев — поэт небольшого народа, вышедший на общечеловеческое поприще поэзии. Кайсын Кулиев говорит от лица своего народа. Он — поэт всего мира… Интересы всего человечества, очень широкие слои всего человечества нашли уста в этом поэте“. …Кайсын всем существом неистово, почти фантастически, но отнюдь не суеверно был убежден, что настоящий поэт не умирает „весь“ (кстати, так поздний Пушкин поправил себя, раннего). Как-то Кайсын заметил, что любить поэта — значит быть готовым отдать жизнь за него. И, помолчав, добавил: „Читать поэта-друга, как думал Пушкин, — величайшая радость общения, возвращение, пусть на время, жизни тому, кого любишь“. Вообще он верил, мне кажется, что жизнь не уходит, а приходит к человеку, которому не жаль поделиться с людьми своей жизнью. Вот почему, я думаю, в неприятии, в не смиряющемся до конца чувстве утраты близкого человека заключен, возможно, какой-то извечный закон сопротивления и самосохранения бытия, живой памяти, спасающей нас от безнадежного отчаяния, из какого мы не нашли бы исхода, согласись, что, увы, тут уж ничего не поделаешь и не стоит бесполезно надрывать сердце. Сам Кайсын не признавал подобных, неотразимых, казалось бы, доводов обыденного, робкого рассудка, хотя мало кто так остро переживал и скорбел при вести о чьей-то кончине. Он не искал уверток, как иные, кто легко способен заслониться от беспощадной реальности красивой изящной ложью. И говорил об этом так, будто заранее заказывал себе все пути к любому отступлению: Я не скажу, что малодушней всех, Но говорить, что уходить не больно,- Великий грех, особенно для тех, Кто приобщен к пророчествам невольно… А лгать поэту — это осе равно, Что предавать друзей забвенью смерти. Каким бы горьким ни было оно, Лишь слово правды — о высшем милосердье…
Слайд 17
Сам Кайсын, как раненый камень- неизменный символ его поэзии- мог Сам Кайсын, как раненый камень- неизменный символ его поэзии- мог сказать о себе: «Я всё выдержал». В этом »всё»- суровая биография сказать о себе: «Я всё выдержал». В этом »всё»- суровая биография времени, народа и человека, через чьё сердце прошли жгучие токи времени, народа и человека, через чьё сердце прошли жгучие токи великих и трагических событий истории; но не испепели его, а закалили, великих и трагических событий истории; но не испепели его, а закалили, пробудили в нём ответное мужество и достоинство- чувства, не испытай пробудили в нём ответное мужество и достоинство- чувства, не испытай которые, человек не вправе считать себя человеком, гражданином которые, человек не вправе считать себя человеком, гражданином «грозного века». «грозного века». Судьба, склоняюсь низко пред тобой, Судьба, склоняюсь низко пред тобой, Благодарю, что в пору лихолетий Благодарю, что в пору лихолетий В огне, под снегом или под водой В огне, под снегом или под водой Мой смертный час нигде меня не встретил. Мой смертный час нигде меня не встретил. Я мог и за решетчатым окном, Я мог и за решетчатым окном, Где моего никто б не слышал зова, Где моего никто б не слышал зова, Окончить жизнь и в мертвый глинозем Окончить жизнь и в мертвый глинозем Лечь, не увидев края дорогого. Лечь, не увидев края дорогого. …Спасибо, что за все мои грехи …Спасибо, что за все мои грехи Меня ты не лишила дара слова, Меня ты не лишила дара слова, Что ветром разнесенные стихи Что ветром разнесенные стихи Ты помогла собрать и вспомнить снова. Ты помогла собрать и вспомнить снова.
Слайд 18
Памятник и могила Кайсына Кулиева в Доме Музее Памятник и могила Кайсына Кулиева в Доме Музее
Слайд 19
«Скольким я обязан безупречно искренней, чарующей русской поэзии», — восклицал «Скольким я обязан безупречно искренней, чарующей русской поэзии», — восклицал Кулиев. Образование поэт получил перед войной, обучаясь в Гиттисе и одновременно Кулиев. Образование поэт получил перед войной, обучаясь в Гиттисе и одновременно посещая занятия в Литературном институте имени Горького. Всегда с любовью отзывался посещая занятия в Литературном институте имени Горького. Всегда с любовью отзывался о годах, проведенных в Москве, как о периоде накопления интеллектуального капитала. о годах, проведенных в Москве, как о периоде накопления интеллектуального капитала. В годы Великой Отечественной войны Кулиев стал военным корреспондентом, его очерки В годы Великой Отечественной войны Кулиев стал военным корреспондентом, его очерки и стихи передавались по радио в сводках Совинформбюро на 14 языках Европы. В боях и стихи передавались по радио в сводках Совинформбюро на 14 языках Европы. В боях был ранен, но вернулся на фронт, несмотря на демобилизацию, которую устроил ему был ранен, но вернулся на фронт, несмотря на демобилизацию, которую устроил ему Александр Фадеев. Кулиева представили к присуждению Сталинской премии, но этому Александр Фадеев. Кулиева представили к присуждению Сталинской премии, но этому помешала депортация балкарцев в марте 1944 г. помешала депортация балкарцев в марте 1944 г. После войны поэт разделил участь своего народа, добровольно переехав в Среднюю После войны поэт разделил участь своего народа, добровольно переехав в Среднюю Азию, где публиковался под псевдонимом «К.Чегемли». Азию, где публиковался под псевдонимом «К.Чегемли». «Поэзия рождена из света и добра», — писал поэт. Такими были и его стихи: «Мир и «Поэзия рождена из света и добра», — писал поэт. Такими были и его стихи: «Мир и радость, вам, живущие,\\ Не от ваших ли забот \\ Жизнь идет, земля цветет, \\ радость, вам, живущие,\\ Не от ваших ли забот \\ Жизнь идет, земля цветет, \\ Существует в мире сущее». Но годы, проведенные в Киргизии, он не забывал. Существует в мире сущее». Но годы, проведенные в Киргизии, он не забывал. «Я счастлив тем, — писал поэт, — что в тяжелых условиях не махнул рукой на жизнь, не «Я счастлив тем, — писал поэт, — что в тяжелых условиях не махнул рукой на жизнь, не разуверился в ней. Мне оставались дорогими снежные вершины, и примятая трава, у разуверился в ней. Мне оставались дорогими снежные вершины, и примятая трава, у дороги, поэзия Пушкина и музыка Бетховена. Я никогда не забывал о том, что не зря дороги, поэзия Пушкина и музыка Бетховена. Я никогда не забывал о том, что не зря Прометей похитил огонь для людей, а в том, что порой на земле горят дома, титан не Прометей похитил огонь для людей, а в том, что порой на земле горят дома, титан не виноват. Как хорошо, что никогда я не проклинал саму жизнь и не считал ее никчемной. виноват. Как хорошо, что никогда я не проклинал саму жизнь и не считал ее никчемной. Это один из центральных моментов всего мной написанного». Это один из центральных моментов всего мной написанного». Кайсын Кулиев был дружен со многими современниками. Кайсын Кулиев был дружен со многими современниками. «Кулиев всегда достойно представлял свой народ как человек и достойно представлял «Кулиев всегда достойно представлял свой народ как человек и достойно представлял Балкарию как поэт», — вспоминал Левон Мкртчян. Балкарию как поэт», — вспоминал Левон Мкртчян. «Мой дорогой, пока с тобой мы живы, // все будет хорошо у нас с тобой», — эти строки «Мой дорогой, пока с тобой мы живы, // все будет хорошо у нас с тобой», — эти строки посвятил Кайсыну Булат Окуджава в 1965 году. посвятил Кайсыну Булат Окуджава в 1965 году. Станислав Рассадин отмечал, что в творчестве Кайсына не было заискивания перед Станислав Рассадин отмечал, что в творчестве Кайсына не было заискивания перед читателем, работ «на вынос». Он не спекулировал на национальной экзотике, с равным читателем, работ «на вынос». Он не спекулировал на национальной экзотике, с равным почтением относясь как к земляку, так и к русскому читателю. Его стихи стали широко почтением относясь как к земляку, так и к русскому читателю. Его стихи стали широко известны советскому читателю благодаря великолепным переводам Наума Гребнева, известны советскому читателю благодаря великолепным переводам Наума Гребнева, Наума Коржавина, Семена Липкина и ряда других литераторов. Наума Коржавина, Семена Липкина и ряда других литераторов.
Слайд 20
Кайсын Кулиев написал много поэтических и прозаических произведений. Кайсын Кулиев написал много поэтических и прозаических произведений. Его книги печатались на языках народов СССР, переводились на японский, Его книги печатались на языках народов СССР, переводились на японский, хинди и другие иностранные языки. Стихи поэта любила цитировать Индира хинди и другие иностранные языки. Стихи поэта любила цитировать Индира Ганди. Особенно ей нравились вот эти строчки из стихотворения «Где-то Ганди. Особенно ей нравились вот эти строчки из стихотворения «Где-то стонет женщина вдали…»: «Первой пулей на войне любой // Поражает стонет женщина вдали…»: «Первой пулей на войне любой // Поражает сердце материнское.// Кто б ни выиграл последний бой,// Но страдает сердце материнское.// Кто б ни выиграл последний бой,// Но страдает сердце материнское». сердце материнское». Художественным итогом деятельности Кайсына Кулиева стала книга Художественным итогом деятельности Кайсына Кулиева стала книга «Человек. Птица. Дерево»(1985), за которую он получил посмертно «Человек. Птица. Дерево»(1985), за которую он получил посмертно Ленинскую премию в 1990 г. Поэту присуждались Государственные премии Ленинскую премию в 1990 г. Поэту присуждались Государственные премии РСФСР и СССР, он был кавалером ордена Ленина, который был высшей РСФСР и СССР, он был кавалером ордена Ленина, который был высшей наградой в советское время, имел ряд орденов и медалей. наградой в советское время, имел ряд орденов и медалей.
Слайд 21
Трудно было начать эти заметки - ещё не умею думать о нём в прошлом времени. Кажется, вчера лишь, Трудно было начать эти заметки - ещё не умею думать о нём в прошлом времени. Кажется, вчера лишь, возвращаясь поздним вечером с юбилея, посвящённого памяти Тициана Табидзе, мы бродили по Тбилиси под возвращаясь поздним вечером с юбилея, посвящённого памяти Тициана Табидзе, мы бродили по Тбилиси под вековечными платанами в окружении смутно маячивших очертаний гор, и луна плыла над миром. В гостиницу вековечными платанами в окружении смутно маячивших очертаний гор, и луна плыла над миром. В гостиницу не хотелось. Как бы предчувствуя, что не много нам выпадет таких вечеров, Кайсын упивался стихами, не хотелось. Как бы предчувствуя, что не много нам выпадет таких вечеров, Кайсын упивался стихами, завораживая и меня. Память его поистине была феноменальной. В его сердце жили Пушкин, Лермонтов, завораживая и меня. Память его поистине была феноменальной. В его сердце жили Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок, Есенин, Низами, Физули, Пастернак, Твардовский, Верхарн... Он знал поэтов, как своих родных Тютчев, Блок, Есенин, Низами, Физули, Пастернак, Твардовский, Верхарн... Он знал поэтов, как своих родных братьев. Любил и гордился ими. А сколько великих композиторов, художников, философов озаряли его жизнь! братьев. Любил и гордился ими. А сколько великих композиторов, художников, философов озаряли его жизнь! Но общение с ними было заповедным. Он готовился к нему. Должен явиться особый час, когда встреча могла Но общение с ними было заповедным. Он готовился к нему. Должен явиться особый час, когда встреча могла бы состояться. И встреча случалась. Как, например, эта: бы состояться. И встреча случалась. Как, например, эта: Снег идёт, Снег идёт, Как он шёл при моём отце, Как он шёл при моём отце, Снег идёт, Снег идёт, Как он шёл для отца в Чегеме. Как он шёл для отца в Чегеме. Снег идёт, Снег идёт, И, глазами следя снегопад, И, глазами следя снегопад, Наконец-то вчитаюсь я пристально в Лорку. Наконец-то вчитаюсь я пристально в Лорку. Снег идёт, Снег идёт, Над орешиной и алычой, Над орешиной и алычой, Как в тот день, Как в тот день, Когда шёл я из леса домой Когда шёл я из леса домой И с чинаровым хворостом ослик за мной. И с чинаровым хворостом ослик за мной. Снег идёт, Снег идёт, Снег идёт, Снег идёт, И, следя снегопад, И, следя снегопад, Наконец-то я вслушаюсь зорко в Шопена. Наконец-то я вслушаюсь зорко в Шопена. Снег идет Снег идет Над орешиной и алычой, Над орешиной и алычой, Снег идёт, Снег идёт, Снег идёт, Снег идёт, Снег идёт, Снег идёт, Белый-белый!.. Белый-белый!.. Из воспоминаний Чингиза Айтматова
Слайд 22
Чингиз Айтматов и Кайсын Кулиев Чингиз Айтматов и Кайсын Кулиев
Слайд 23
Памятник Кайсына Кулиева в г.Нальчике
Слайд 24
Пусть вовек не гаснет в доме нашем Пусть вовек не гаснет в доме нашем Простой очаг, что мы зажгли теперь, Простой очаг, что мы зажгли теперь, И пусть беда, чей лик знаком и страшен, И пусть беда, чей лик знаком и страшен, Не отопрёт вовеки нашу дверь. Не отопрёт вовеки нашу дверь. И пусть, коль будет радость мчаться к людям, И пусть, коль будет радость мчаться к людям, Облавы путь не преграждают ей. Облавы путь не преграждают ей. Пусть для врагов мы твёрже стали будем Пусть для врагов мы твёрже стали будем И мягче всех мы будем для друзей. И мягче всех мы будем для друзей. Пусть мы подружим, как вода с мукою, Пусть мы подружим, как вода с мукою, Когда хозяйки делают чурек, Когда хозяйки делают чурек, Пусть трусость будет нам всегда чужою, Пусть трусость будет нам всегда чужою, А с мужеством сроднимся мы навек. А с мужеством сроднимся мы навек. И пусть хлеба настолько густо встанут, И пусть хлеба настолько густо встанут, Что и змея не проползёт сквозь них, Что и змея не проползёт сквозь них, Пусть наши изреченья люди станут Пусть наши изреченья люди станут Века хранить в пословицах своих. Века хранить в пословицах своих. И самой крупной трудностью народа И самой крупной трудностью народа Пусть будет радостный приём гостей. Пусть будет радостный приём гостей. Как наши горы, вечно пусть свобода Как наши горы, вечно пусть свобода Стоит неколебимей крепостей! Стоит неколебимей крепостей!
Слайд 25
Пока Кайсын Кулиев воевал, в 1944 году по Пока Кайсын Кулиев воевал, в 1944 году по приказу Сталина была осуществлена приказу Сталина была осуществлена операция по депортации балкарцев в операция по депортации балкарцев в Среднюю Азию. Среднюю Азию.
Слайд 26
Рано утром 8 марта 1944 г. всему балкарскому народу, старикам, Рано утром 8 марта 1944 г. всему балкарскому народу, старикам, женщинам, детям было приказано немедленно собираться в дорогу. женщинам, детям было приказано немедленно собираться в дорогу. Операция по выселению балкарцев из родных домов длилась всего два Операция по выселению балкарцев из родных домов длилась всего два часа. К местам нового поселения в Среднюю Азию в 14 эшелонах было часа. К местам нового поселения в Среднюю Азию в 14 эшелонах было отправлено 37 тыс. 713 балкарцев. Выселение происходило в то время, отправлено 37 тыс. 713 балкарцев. Выселение происходило в то время, когда каждый четвёртый балкарец находился в рядах воюющей когда каждый четвёртый балкарец находился в рядах воюющей Красной Армии. Каждый второй из них погиб в боевых действиях в Красной Армии. Каждый второй из них погиб в боевых действиях в составе Красной Армии. В местах ссылки жизнь регламентировалась составе Красной Армии. В местах ссылки жизнь регламентировалась жесткими правилами и инструкциями НКГБ СССР — МГБ СССР. жесткими правилами и инструкциями НКГБ СССР — МГБ СССР. После демобилизации, благодаря хлопотам Бориса Пастернака, После демобилизации, благодаря хлопотам Бориса Пастернака, Кулиеву было выдано разрешение на проживание в Москве. Однако он Кулиеву было выдано разрешение на проживание в Москве. Однако он предпочел разделить участь балкарцев и поехал в место ссылки предпочел разделить участь балкарцев и поехал в место ссылки балкарцев — в Киргизию. балкарцев — в Киргизию. В 1956 году Кайсын Кулиев вернулся в Кабардино-Балкарию. В 1956 году Кайсын Кулиев вернулся в Кабардино-Балкарию. В разное время Кайсын Кулиев занимал следующие должности: был В разное время Кайсын Кулиев занимал следующие должности: был членом Правления Союза писателей СССР, первым секретарем членом Правления Союза писателей СССР, первым секретарем Правления Союза писателей КБАССР, РСФСР. Правления Союза писателей КБАССР, РСФСР. Награды и звания. Кайсын Кулиев был награждён медалями Награды и звания. Кайсын Кулиев был награждён медалями Отечественной войны I и II степени, орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами I и II степени. Ему была Трудового Красного Знамени, орденами I и II степени. Ему была присвоена Государственная премия РСФСР за книгу «Раненый камень» присвоена Государственная премия РСФСР за книгу «Раненый камень» (1966); Народный поэт Кабардино-Балкарской Республики (1967); (1966); Народный поэт Кабардино-Балкарской Республики (1967); Государственная премия СССР за «Книгу земли» (1974); Ленинская Государственная премия СССР за «Книгу земли» (1974); Ленинская премия (1990, посмертно) за книгу «Человек. Птица. Дерево» (1985). премия (1990, посмертно) за книгу «Человек. Птица. Дерево» (1985).
Слайд 27
Человек, Дерево, Птица Человек, Дерево, Птица Видно, никогда не разлучиться Видно, никогда не разлучиться Человеку, дереву и птице. Человеку, дереву и птице. Вместе полюбуются рассветом Вместе полюбуются рассветом И закатным предвечерним светом. И закатным предвечерним светом. Вместе встретят горестную зиму Вместе встретят горестную зиму С белизной её невыразимой. С белизной её невыразимой. И к весне, улыбчивой, зелёной, И к весне, улыбчивой, зелёной, Вместе повернутся изумлённо. Вместе повернутся изумлённо. Нет, не суждено им разлучиться- Нет, не суждено им разлучиться- Человеку, дереву и птице. Человеку, дереву и птице. …Кайсын естественно сочетал в себе землепашца и рыцаря. …Кайсын естественно сочетал в себе землепашца и рыцаря. Он был человеком высоких нравственных принципов, Он был человеком высоких нравственных принципов, правил, от которых не отступал никогда. Ему органически правил, от которых не отступал никогда. Ему органически был чужд конформизм. Для него не было и не могло был чужд конформизм. Для него не было и не могло найтись причины, побудившей бы его к компромиссу, к найтись причины, побудившей бы его к компромиссу, к сделке с совестью. Нечего говорить, что это значит в иные сделке с совестью. Нечего говорить, что это значит в иные времена. времена.
Слайд 28
Быть со своим народом в радости и горе - в этом весь Кайсын. Честь. Она Быть со своим народом в радости и горе - в этом весь Кайсын. Честь. Она проявлялась и в гордости, с которой он нес, как знамя, звание Человека, проявлялась и в гордости, с которой он нес, как знамя, звание Человека, всегда и везде помнящего, откуда он родом. Горец, Кайсын говорил: "Выше нас всегда и везде помнящего, откуда он родом. Горец, Кайсын говорил: "Выше нас только небо и солнце". Но в этих словах и в том, как они звучали в его устах, только небо и солнце". Но в этих словах и в том, как они звучали в его устах, не было ни малейшего намека на кичливость. Ведь это же относится к любому не было ни малейшего намека на кичливость. Ведь это же относится к любому человеку, чей дух окрылен мечтой о свободе, о счастье для всex людей. человеку, чей дух окрылен мечтой о свободе, о счастье для всex людей. Человек чести не боится задавать себе самые острые и трудные вопросы. Он Человек чести не боится задавать себе самые острые и трудные вопросы. Он не передоверяет их "специалистам", кто не прочь бы взять на себя труд не передоверяет их "специалистам", кто не прочь бы взять на себя труд мыслить за него. мыслить за него. …Кайсын среди всех поэтов узнаваем по особой интонации, по …Кайсын среди всех поэтов узнаваем по особой интонации, по целомудренному, скажу, отношению к слову. Такое отношение предполагает целомудренному, скажу, отношению к слову. Такое отношение предполагает расшифровку генетического кода, заложенного в первослове. В принципе акт расшифровку генетического кода, заложенного в первослове. В принципе акт речи, по Кулиеву, - величайшее событие. Благодаря слову человек точно речи, по Кулиеву, - величайшее событие. Благодаря слову человек точно выходит из тьмы, из хаоса. Ведь пока он молчит, он невидим. И также выходит из тьмы, из хаоса. Ведь пока он молчит, он невидим. И также благодаря слову человек включается в историю, в природу, приникает к благодаря слову человек включается в историю, в природу, при

Другие презентации по литературе



  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru