Слайд 1Киевский Софийский Собор
Селиверстова И.А. Сарапул ГОУ НПО 29
Слайд 2Софийский собор – главный храм Киевской Руси.
Предисловие
Слайд 3В истории известны три знаменитых Собора с именем «СОФИЯ». Самая древняя София - Константинопольская в столице Византии, а сейчас в Стамбуле в Турции. А также Софийский Собор в Древнем Новгороде и София Киевская.
Слайд 4Софийский Собор в Древнем Новгороде и София Киевская.
Слайд 5Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. В ряду всемирно известных храмов он занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII век – в не самые лучшие для нее времена, – сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять».
Слайд 6Нет общепринятой датировки строительства церкви. Согласно летописям, в 1036 году Ярослав Мудрый находился в Новгороде Великом, когда к нему дошла весть о том, что печенеги «без числа» подступают к Киеву.
История
Слайд 7Ярослав собрал дружину из варяг и новгородцев и выступил к Киеву. «На поле вне граде» сошлись печенеги и киевские дружины. Целый день бились противники, и только к вечеру одолел Ярослав печенегов.
Слайд 8На месте своей победы над печенегами он заложил храм. Место под строительство было выбрано там, где сходились все четыре дороги ведущие в Киев. В строительстве участвовали и византийские, и русские мастера.
Слайд 9Русское православие пришло из Византии, поэтому новая церковь была названа в честь святой Софии, как и главный православный храм Константинополя. В переводе с греческого имя София означает «мудрая», отчего посвящение храма Святой Софии воспринималось как символ христианской мудрости.
Слайд 10В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена. Разрушения, причиненные собору в течение XVI в., были столь велики, что некогда величавый собор стоял в это время уже без кровли.
Слайд 11Храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам. Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства.
Слайд 12В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная композиция в строительстве каменных храмов. Прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма .
Архитектура
Слайд 13Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от четырёх до двенадцати меньших куполов. Эту центральную «главу» поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре главных столба, находящихся внутри храма.
Слайд 14В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным. Число глав (куполов) было глубоко символично. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Слайд 15Главные и прочие столбы делили храм на нефы. НЕФ (франц. nef от лат. navis — "корабль") — главное помещение христианского храма крестово-купольного или базиликального типа. В более узком значении — продольное, вытянутое в плане помещение. В восточной части заканчивается алтарным выступом — апсидой.
Боковой неф Центральный неф апсида
Слайд 16Нефов, как правило, было три или пять. Вход в церковь был в западной части храма. Над ним древнерусские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые люди: князь, его семья и приближённые.
Слайд 17Киевская София - огромный пятинефный собор с пятью апсидами с большими хорами-«палатами», светлыми и широкими, имел купол с необычным взлётом в самом центре.
1 2 3 4 5
Слайд 18Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство – высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.
Интерьер
Слайд 19Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест. В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,— огромное поясное изображение Христа-Вседержителя (Пантократор) Христос - Вседержитель расположен в куполе горнего Неба, словно в необъятной дали.
Слайд 21Прямо навстречу входящему в храм (на стене центральной апсиды), из полумрака выходит Богоматерь в ярко-голубых одеждах, в мягком золотом мерцании, с воздетыми руками – «Богоматерь Нерушимая Стена». Её руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении.
Слайд 22
Слайд 23«Богоматерь Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место. Возвышающаяся над главным алтарем Софийского собора «Оранта» на протяжении почти десяти веков оставалась неповрежденной, хотя и город, и сам собор неоднократно подвергались разрушениям. По преданию, Отечество не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь Оранта «Нерушимая Стена».
Мозаика
Слайд 24Голова Милостивой Матери покрыта платом (омофором), перекинутым через левое плечо. Позднее этот плат получит на Руси оригинальное осмысление как «Покров Божией Матери», которым Она духовно сокрыла Русскую Землю от злых напастей, бед и неприятелей. Оттенки Ее синего одеяния с темными складками отчетливо выделяются на общем золотом фоне смальты.
Слайд 25Отдельные кусочки мозаики положены под разными углами таким образом, что вокруг фигуры Богородицы всегда видно неяркое сияние. Цветовая палитра мозаики весьма богата: синяя смальта насчитывает двадцать один оттенок, а зеленая — тридцать пять. «Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место.
Слайд 26Главный алтарь Софии Киевской
Слайд 27Евхаристия (причащение)- таинство, при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в православной церкви и миряне, и духовенство причащаются хлебом и вином).
Слайд 28Композиция «Евхаристии» включает фигуры Иисуса Христа (часто он пишется дважды в центре)и к нему подходящих для причастия апостолов. Их возглавляют Петр и Павел. Господь стоит у престола и подает своим ученикам хлеб и вино. Ангелы прислуживают ему. В храме изображение «Евхаристии» традиционно помещается в алтаре, в центральной апсиде.
Слайд 31Фрески писались заезжими византийскими мастерами разных артелей на протяжении нескольких лет. В итоге стены Софийского собора были сплошь покрыты фресками. Древние росписи были обнаружены случайно: в 1843 году в одном из южных приделов отвалился кусок штукатурки с масляной живописью и открылась фреска XI века
Слайд 32Расположение фресок в Софии Киевской рассчитано на круговой осмотр по часовой стрелке, как и в любом другом византийском крестово-купольном храме. В центральном кресте помещено шестнадцать евангельских сюжетов, из которых не все сохранились до сегодняшнего дня.
Апостол Павел Фреска
Слайд 33Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. Фреска сохранилась, к сожалению, лишь частично.
Слайд 34Портрет представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями
Слайд 35Дочь Ярослава Анна была замужем за французским королем Генрихом I. Елизавета Ярославна вышла замуж за норвежского короля Геральда Смелого.
Елизавета Ярославна
Слайд 36Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской.
Слайд 37Здесь находилась одно из самых больших и древних книгохранилищ в мире – библиотека Ярослава Мудрого, аналогов которой в Западной Европе не было.
Софийский собор
Слайд 38Софийский собор художественным совершенством, красотой, величием и масштабами затмил все, что было тогда создано в Киевской Руси и Европе. И сейчас среди зелени деревьев, поблескивают золотом купола Софийского собора.
Слайд 41
Слайд 42http://agent-lik.livejournal.com/14543.html http://web-local.rudn.ru/ web-local/uem/ido/9/add/kievsof.htm