- Древнерусская книжная миниатюра

Презентация "Древнерусская книжная миниатюра" (7 класс) по истории – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14

Презентацию на тему "Древнерусская книжная миниатюра" (7 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 14 слайд(ов).

Слайды презентации

Древнерусская книжная миниатюра Работу выполнила: Крысова Наталья 6-а
Слайд 1

Древнерусская книжная миниатюра Работу выполнила: Крысова Наталья 6-а

Миниатюра - это окна в историю, не только дающие возможность взглянуть на те или иные события, но и позволяющие понять представления художников Древней Руси, их отношение к Родине. Миниатюра - ЭТО ИСКУССТВО ПОВЕСТВУЮЩЕЕ, УСЛОВНОЕ, ЦЕРЕМОНИАЛЬНОЕ. "Красота воину — оружие, кораблю — ветрило, так
Слайд 2

Миниатюра - это окна в историю, не только дающие возможность взглянуть на те или иные события, но и позволяющие понять представления художников Древней Руси, их отношение к Родине. Миниатюра - ЭТО ИСКУССТВО ПОВЕСТВУЮЩЕЕ, УСЛОВНОЕ, ЦЕРЕМОНИАЛЬНОЕ.

"Красота воину — оружие, кораблю — ветрило, так и праведнику — почитание книжное", - читаем мы в "Изборнике" 1076 года. Многие из русских князей, будучи высокообразованными людьми, обладали прекрасными библиотеками. Особенным богатством отличалось книжное собрание киевского князя Ярослава Мудрого. Древнерусская рукописная книга была плодом труда многих людей разных профессий.

Книга пришла на Русь вместе с принятием христианства. В языческие времена письменность у восточных славян находилась в зачаточном состоянии. Это были так называемые "черты и резы" — примитивное знаковое письмо, которое употреблялось для гадания, счета и различных хозяйственных нужд. После
Слайд 3

Книга пришла на Русь вместе с принятием христианства. В языческие времена письменность у восточных славян находилась в зачаточном состоянии. Это были так называемые "черты и резы" — примитивное знаковое письмо, которое употреблялось для гадания, счета и различных хозяйственных нужд.

После крещения на Руси утвердилась "кириллица" — азбука, составленная для славян просветителями Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита. В это время Киевская Русь приобщается к великой христианской культуре, а через нее — и к античной традиции. Из Византии и Дунайской Болгарии появляется незнакомая доселе литература. Это были библейские книги, жития святых, сочинения по истории, естественным наукам, сборники изречений древних мудрецов. В монастырях велась огромная переводческая работа. На Руси создавалась и своя собственная литература — летописи, жития русских святых, замечательные образцы ораторского искусства: "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, и "Сказание о Борисе и Глебе", и "Повесть временных лет"...

Патерик Печерский. Киев, типография Печерской лавры. 1661.

В Древней Руси существовало несколько типов книжного письма. Самый древний из них — устав — употреблялся в XI-XIII веках. Он отличался особой тщательностью начертания букв — каждая писалась отдельно от другой, текст не делился на отдельные слова. С середины XIV века устав начинает вытесняться полуус
Слайд 4

В Древней Руси существовало несколько типов книжного письма. Самый древний из них — устав — употреблялся в XI-XIII веках. Он отличался особой тщательностью начертания букв — каждая писалась отдельно от другой, текст не делился на отдельные слова. С середины XIV века устав начинает вытесняться полууставом — письмом, которое уже не требовало прежней тщательности. Но и здесь писцы совершенствовали свое ремесло, вырабатывали красивые почерки. И полуустав, и скоропись относятся к минускульным видам письма, в них полностью сформировался рисунок маленьких (строчных) букв.

ТИТЛА (или ТИТЛО) — это надстрочные знаки, обозначавшие пропуск букв. Пропуск букв в словах применялся в целях увеличения скорости письма и экономии места в строках. Обычно сокращались гласные буквы, а на месте пропуска вверху строки ставился знак (титла) похожий на волнистую линию или уголок.

С XV века начинает распространяться третий тип письма - скоропись. Было на Руси распространено и декоративное письмо - вязь, которым обычно писали заголовки. Ему свойственны орнаментальность и обилие украшений. Четвертым видом русского письма была ВЯЗЬ. Она получила развитие к началу XV века. Вязь —
Слайд 5

С XV века начинает распространяться третий тип письма - скоропись. Было на Руси распространено и декоративное письмо - вязь, которым обычно писали заголовки. Ему свойственны орнаментальность и обилие украшений.

Четвертым видом русского письма была ВЯЗЬ. Она получила развитие к началу XV века. Вязь — декоративное письмо, в котором строка связана в декоративный орнамент. Буквы вязи различны по величине, слова имеют сокращения и пишутся без пробелов. Строка, написанная вязью, смотрится как орнамент. Читать вязь очень трудно, и в основном она служила для украшения рукописей и написания заголовков. Главной задачей такого письма было красиво разместить определенное количество слов на одной строке.

Огромную роль в создании рукописной книги играли художники. С замечательным искусством и фантазией выписывали они инициалы — заглавные буквы. В книге мастерски выполнены замысловатые и прихотливые инициалы, фон которых был исполнен золотом. Поскольку почти каждое чтение начинается со слов «Во время
Слайд 6

Огромную роль в создании рукописной книги играли художники. С замечательным искусством и фантазией выписывали они инициалы — заглавные буквы. В книге мастерски выполнены замысловатые и прихотливые инициалы, фон которых был исполнен золотом. Поскольку почти каждое чтение начинается со слов «Во время оно» или «Рече Господь», многие инициалы или «В» или «Р». Но ни один из них не похож на остальные. Все инициалы разноцветные, с причудливо переплетенным рисунком сказочных птиц, фантастических животных и человеческих лиц.

БУКВИЦА - в рукописной книге акцентировала начало главы, а потом абзаца. По характеру декоративного облика буквицы мы можем определить время и стиль. В орнаментике заставок и заглавных буквиц русских рукописей различаются четыре главных периода. Ранний период (XI-XII век), характеризуется преобладанием византийского стиля. В XIII-XIV веках наблюдается так называемый тератологический, или "звериный", стиль, орнамент состоит из фигур чудовищ, змеи, птиц, зверей, переплетенных ремнями, хвостами и узлами. XV век характерен южнославянским влиянием, орнамент становится геометрическим и состоит из кругов и решеток. В орнаменте XVI-XVII веков мы видим извивающиеся листья, сплетенные с большими бутонами цветов, выполненных под влиянием европейского стиля эпохи Возрождения. Буквица в рукописной книге является обязательным украшением начальной страницы книги.

Традиция книжной миниатюры пришла на Русь из Византии, и русские живописцы вначале во всём следовали канонам, воспринятым из средиземноморской «империи тёплых морей». В течение нескольких столетий сформировался русский стиль. Древнейшие миниатюры в русских книгах относятся к XI в. Они находятся во в
Слайд 7

Традиция книжной миниатюры пришла на Русь из Византии, и русские живописцы вначале во всём следовали канонам, воспринятым из средиземноморской «империи тёплых морей». В течение нескольких столетий сформировался русский стиль. Древнейшие миниатюры в русских книгах относятся к XI в. Они находятся во всемирно известных рукописях - Остромировом Евангелии 1056— 1057 гг. и Изборнике 1073 г., написанном для князя Святослава Ярославича, сына Ярослава Мудрого. Оба манускрипта относятся к числу древнейших, созданных в славянских странах. В первой из этих книг имеются три миниатюры: евангелисты (авторы сказаний об Иисусе Христе) Иоанн, Лука и Марк Изображение евангелистов было столь же традиционным для Евангелия, как, скажем, изображение иудейского царя Давида для священной книги Псалтирь или апостола Луки для рукописи Деяний апостолов. Миниатюры из «Остромирова Евангелия». 1056–1057. В Остромировом Евангелии фигуры евангелистов помещены в сложные орнаментальные рамки. Фон и основные линии рисунка выполнены золотой краской, которая составляет живописную основу в абсолютном большинстве наиболее ранних древнерусских книжных миниатюр. Вся остальная цветовая гамма складывается из сочных, насыщенных красок, среди них главенствуют ярко-красная и тёмно-синяя. Рисунок отличается изяществом, особенно тонко прорисованы ниспадающие складки одежд евангелистов.

В XII—XVI вв. искусство книжной миниатюры переживало в средневековой России расцвет. Живописцы в основном создавали миниатюры, связанные с духовными, религиозными темами. Поэтому в своём творчестве они ориентировались на образцы, которые давали им иконы и фрески на стенах храмов. Порой ни то ни друг
Слайд 8

В XII—XVI вв. искусство книжной миниатюры переживало в средневековой России расцвет. Живописцы в основном создавали миниатюры, связанные с духовными, религиозными темами. Поэтому в своём творчестве они ориентировались на образцы, которые давали им иконы и фрески на стенах храмов. Порой ни то ни другое не предоставляло необходимого материала. Тогда средневековым художникам приходилось становиться на путь самостоятельного создания новых сюжетов.

«И была сеча великая с римлянами, и избил он [Александр] бесчисленное множество римлян, и на лице самого короля оставил след острого своего меча.»

Миниатюры Лицевого Летописного Свода (1560-1570) .

Все события, изображаемые на миниатюрах, разворачиваются не внутри здания, а снаружи. Поэтому долгое время считалось, что художники Древней Руси просто "не умели" рисовать интерьеры. Но миниатюрист должен был показать, где происходит событие, а это можно сделать, только изобразив наружный
Слайд 9

Все события, изображаемые на миниатюрах, разворачиваются не внутри здания, а снаружи. Поэтому долгое время считалось, что художники Древней Руси просто "не умели" рисовать интерьеры. Но миниатюрист должен был показать, где происходит событие, а это можно сделать, только изобразив наружный вид сооружения. Затем следовало уточнить, что действие разворачивается внутри здания. Сделав в стене строения темный проем, мастер рисовал действующих лиц на его фоне. Подобному правилу он следовал неукоснительно. Следовательно, здесь не элементарное неумение, а определенная художественная система, где всё взаимосвязано. Характерно, что тёмные пятна служат хорошим фоном

Горки - символ природы: они обозначают, что действие происходит вне города. Если в летописи говорится, что событие произошло на поле, горки объединяются сверху плавной линией. В остальных случаях они служат "кулисами", из-за которых выступают группы людей. Горки позволяют разделить всю мин
Слайд 10

Горки - символ природы: они обозначают, что действие происходит вне города. Если в летописи говорится, что событие произошло на поле, горки объединяются сверху плавной линией. В остальных случаях они служат "кулисами", из-за которых выступают группы людей. Горки позволяют разделить всю миниатюру на отдельные сюжеты и одновременно сократить число фигур, оставив часть группы или даже одни головы. С их помощью можно дать только знак события, спрятав все, что показалось лишним.

Если место действия - город, то его признаком могли являться крепостные стены. Художник не ставил целью показать реальную архитектуру. Столб мог упираться в крышу нижестоящего здания, крепостная стена могла неожиданно входить в проём дома. Очень часто изображали ворота, чтобы показать, что войска по
Слайд 11

Если место действия - город, то его признаком могли являться крепостные стены. Художник не ставил целью показать реальную архитектуру. Столб мог упираться в крышу нижестоящего здания, крепостная стена могла неожиданно входить в проём дома. Очень часто изображали ворота, чтобы показать, что войска покидают город. Ворота эти тоже были условны: группы всадников, выезжающих из них не видны с противоположной стороны, хотя по своим размерам и размерам стен, они должны быть видны.

Обучение грамоте. Миниатюра из "Жития Антония Сийского" XVII в.

Ноги персонажей показаны условно: люди не стоят, а как бы парят в воздухе. Эта "невесомость" необходима для того, чтобы верхние сцены не "давили" нижние. Наиболее ранние события помещаются внизу, над ними - совершившиеся позднее. Поэтому миниатюры обрамлены снизу и с боков, а све
Слайд 12

Ноги персонажей показаны условно: люди не стоят, а как бы парят в воздухе. Эта "невесомость" необходима для того, чтобы верхние сцены не "давили" нижние. Наиболее ранние события помещаются внизу, над ними - совершившиеся позднее. Поэтому миниатюры обрамлены снизу и с боков, а сверху открыты: действие русской истории еще не завершено - "продолжение следует". Но нередко такая последовательность нарушается. Дело в том, что низ миниатюры имеет ещё значение главного места действия, поэтому основной эпизод может быть помещен здесь даже тогда, когда он завершает повествование. Но это исключение.

Миниатюра из рукописи «Житие Сергия Радонежского». Конец XVI в.

Миниатюрист стремится передать реальные черты того или иного исторического лица. Но художник тщательно следит за тем, чтобы главные особенности персонажей были переданы везде одинаково. Например, по форме бороды и одежде можно узнать Д.Донского. Лица простых воинов, всегда безбородых, не отличаются
Слайд 13

Миниатюрист стремится передать реальные черты того или иного исторического лица. Но художник тщательно следит за тем, чтобы главные особенности персонажей были переданы везде одинаково. Например, по форме бороды и одежде можно узнать Д.Донского. Лица простых воинов, всегда безбородых, не отличаются друг от друга.

Царь Иван IV Грозный. Гравюра из книги С. Герберштейна «Описания Москвы и Московии». XVI в.

Миниатюра Лицевого Летописного Свода (1560-1570) .

"Достоинства князя Александра Невского"

Развитие просвещения и культуры в Московии середины XVI в. привело к возникновению книгопечатания. Издания "Апостола" "хитрым мастером" Иваном Федоровым, дьяком кремлевской церкви, явилось официальным началом русского книгопечатания. Печатная книга в последующие столетия стала ва
Слайд 14

Развитие просвещения и культуры в Московии середины XVI в. привело к возникновению книгопечатания. Издания "Апостола" "хитрым мастером" Иваном Федоровым, дьяком кремлевской церкви, явилось официальным началом русского книгопечатания. Печатная книга в последующие столетия стала важнейшим инструментом образования и средством его демократизации.

"Апостол" Ивана Федорова. 1564 г. Гравюра евангелиста Луки и лист с заставкой.

Список похожих презентаций

Древнерусская архитектура

Древнерусская архитектура

Европейцы называли Русь «Градарики»- страна городов. Средневековые города были центрами культуры. Крупнейшими в Европе были Киев, Новгород, Галич. ...
Древнейшая история Приамурья

Древнейшая история Приамурья

АРХАЙОС –древний ЛОГОС – слово, знание Греческий философ Платон IV в. до н. э. Б.С. Сапунов, А.П. Окладников, А.П. Деревянко. КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ – слой ...
Древнейшая история края

Древнейшая история края

Заселение нашего края человеком началось в завершающий период древнего каменного века-палеолита. Около 10-12 тыс. лет назад наступил период мезолита(среднего ...
День народного единства в России: история праздника

День народного единства в России: история праздника

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом "О внесении в статью 1 Федерального закона. "О днях ...
Государственная символика России история и современность

Государственная символика России история и современность

Печать Ивана III. Герб России в XVII веке 1613 1699. Гербы в XIX веке. Герб России в XIX веке. Средний и Малый государственные гербы (XIXв.). Государственный ...
Всеобщая история

Всеобщая история

№1. Главное отличие человека от обезьяны а) умение говорить; б) умение пользоваться орудиями труда; в) умение ходить на двух ногах; г) умение рисовать; ...
Всеобщая история

Всеобщая история

Тест складається з трьох частин:. Завдання з вибором однієї правильної відповіді (№ 1–42). Приклад. Всесвітня історія. Епоха зрілого (високого) Середньовіччя ...
Всеобщая история

Всеобщая история

10 Средние века. Новая история (19 в.). Новейшая история Фразы Искусство Древний мир 30 40 50. Новая история (15-18 вв.). Они управляли родовой общиной-…. ...
Быт и нравы древней Руси 16 века

Быт и нравы древней Руси 16 века

Дом крестьянина XVI века. Дом бедного крестьянина. Дом зажиточного крестьянина. Традиционные славянские языческие праздники связаны с природой и событиями ...
Деньги на руси

Деньги на руси

Деньга́ (до конца XVIII века — денга, от тюрк. täŋkä — монета) — собирательное название древнерусских серебряных монет, чеканившихся начиная со второй ...
Аркаим-памятник древней цивилизации

Аркаим-памятник древней цивилизации

С первых дней своего открытия Аркаим стал местом, куда хотят попасть не только историки и археологи, но и самые разные люди. Что же влечет всех на ...
Арабская культура

Арабская культура

Виды сооружений:. Мечеть – (масджид – араб.) – место, где совершаются земные поклоны. Минарет – (маяк – араб.) – башня для созыва мусульман на молитву ...
Альманах "Наша древняя столица" (Москва)

Альманах "Наша древняя столица" (Москва)

«Кто думал-гадал, что Москве царством быти, И кто же знал, что Москве государством слыти». (из    летописи). Нестор-летописец. Колокольня Иван Великий. ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.