Слайд 2Якуты – тюркский народ, который пришел в край вечной мерзлоты в восьмом веке. Они мигрировали несколькими волнами с Прибайкалья. Якутами их назвали русские, но сам народ помнит свое древнее имя Саха. Саха значит белый, солнечный, наверное, поэтому якуты называют себя детьми Белого солнца.
Слайд 3Исследователи дореволюционной России делали следующие зарисовки их жизни и быта: «Стужу и голод якуты могут переносить, как ни один другой народ. Ночуя под открытым небом при 46-градусном морозе, они разводят костер и преспокойно укладываются спать. Якут с младенчества приучен к холоду. Новорожденных детей якуты по нескольку раз в день натирают снегом, и те, которые от этой операции не умирают, становятся в высшей степени крепкими и выносливыми.
Якуты– народ, проживающий в Сибири, на берегах рек Лены, Вилюя и Индигирки,– очень неприхотливы, выносливы и организованны.
Слайд 4Как правило, хорошо подготовлены в физическом отношении, терпеливы, обладают заметными организаторскими способностями. Якуты, бесспорно, самые даровитые из всех кочевых инородцев Сибири. Они очень способны к разным искусствам: из них выходят хорошие музыканты и живописцы» Современные якуты унаследовали лучшие черты национального характера своего народа.
Слайд 6Большинство учёных полагает, что в VIII—XII веках н.э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков и юкагиров, живших здесь ранее.
История и происхождение народа
Слайд 7Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.
Слайд 8Включение якутов в состав Русского государства в 1620-1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII – XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. О Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялся и шаманизм
Слайд 10Весенне-летний кумысный праздник Ысыах
Слайд 11Национальная кухня
Слайд 14Национальные жилища
Балаган (юрта)- зимнее жилище
Слайд 16летняя разборная ураса
Слайд 17Национальный костюм
Слайд 18Традиционная мужская и женская одежда — короткие кожанные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожан. ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой — меховой, летом — из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых — из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых — с серебряными и медными бляшками.
Слайд 19Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения.
Слайд 20Обувь — зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин — с аппликацией, длинные меховые чулки.
Слайд 23Новгородов, Семен Андреевич [1892—1924] — якутский писатель, лингвист. Окончил Ленинградский институт восточных языков. После нескольких лет работы по созданию национальной транскрипции получил в 1920 командировку в Ленинград, где им под руководством Академии наук окончательно разработана латинизированная якутская транскрипция и напечатан первый букварь. В течение восьми лет она была величайшим орудием культурной революции среди трудящихся масс неграмотной, отсталой Якутии.
Слайд 24Фёдор Матвеечич Охлопков Родился 3 марта 1908 года в селе Крест-Хальджай ныне Томпонского улуса Якутии. Якут. Работал механизатором . В Красной Армии с сентября 1941 года. С 12 декабря того же года на фронте. Был пулемётчиком, командиром отделения роты автоматчиков 1243-го стрелкового полка 375-й дивизии 30-й армии, а с октября 1942 года — снайпером 234-го стрелкового полка 179-й дивизии. К 23 июня 1944 года сержант Охлопков уничтожил из снайперской винтовки 429 гитлеровских солдат и офицеров. Был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза, но командир 1-го стрелкового корпуса понизил статус награды до ордена Красного Знамени. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Фёдору Матвеевичу Охлопкову присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года.
Слайд 25Михаил Архипович Скрябин (родился 28 декабря 1946года, с. 2-й Жемкон, Хангаласский улус, Якутия, СССР)— российский актёр театра и кино. В 1974г. окончил третью актерскую якутскую студию ВТУ им М.С. Щепкина при Малом Театре России (курс М. Гладкова). Служил в Нюрбинском передвижном Драматическом театре Республики Саха. С 1992г.— актер Саха академического театра им. П.А.Ойунского. За роль в фильме «Кочегар» был номинирован на премию Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон».Скончался 6 мая 2011 года на 65-м году жизни.
Слайд 26Культура. Фольклор
В якутском фольклоре был развит богатырский эпос (олонхо), исполнявшийся речитативом особыми сказителями (олонхосут) при боль¬шом стечении народа. Были популярны и другие жанры: исторические предания, сказки (особенно о животных), пословицы, песни, своеобразные скороговорки.
Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), трехструнная смычковая лютня, духовые флейты, различные ударные. Из танцев распространены хороводный осуохай, различные игровые танцы и др.
Слайд 27Хомус- народный якутский инструмент
Слайд 29Проект подготовили ученики 6 А класса ОКООУСТ «Клюквинская школа-интернат» Классный руководитель Непринцева Елена Валериевна