Слайд 1МАРКЕТИНГ В ПОСТКРИЗИСНОМ МИРЕ: НОВЫЕ ТРУДНОСТИ, НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Профессор, д.э.н. ЛИПСИЦ Игорь Владимирович, Высшая школа экономики, ilipsits1@yandex.ru
Слайд 2ВРЕМЯ
ЦЕННОСТЬ\БОГАТСТВО
?
ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИКИ РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА
Слайд 3БИЗНЕС В ЭПОХУ НИЗКОЙ ПРИБЫЛЬНОСТИ И МЕДЛЕННОГО РОСТА ЭКОНОМИКИ
Коммодитизация и быстрая имитация ведут к сокращению жизненного цикла продуктов. Все больше поток дешевых товаров из Китая и других стран. Издержки по организации продвижения и продаж продуктов растут, а эффективность продаж падает. Рентабельность активов падает. Появление множества каналов продаж и рекламы. Рыночная власть смещается к гигантским ритейлерам, требующим низких цен. Мировая рецессия: низкие доходы и малая покупательная способность. Волна слияний, банкротства крупных компаний в развитых странах.
Слайд 4КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ЗАМЕДЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Пересмотреть текущее распределение ресурсов: географическое присутствие на рынках; присутствие в различных сегментах рынка; круг клиентов; набор продуктов; набор каналов продвижения; набор инструментов маркетинговых коммуникаций. Решить – надо ли идти в атаку для увеличения доли рынка или ввести программу экономии средств. Проверить – продолжаете ли вы предоставлять клиентам ту ценность, которую обещает ваш бренд. Попробовать повысить ценность вашего предложения вместо снижения цены.
Слайд 5Время
НА МНОГИХ ЗРЕЛЫХ РЫНКАХ РАСТУЩЕЕ ЧИСЛО КОНКУРЕНТОВ ЗАГОНЯЕТ КОМПАНИИ В ЦЕЛЕВЫЕ НИШИ С НИЗКОЙ ПРИБЫЛЬНОСТЬЮ
Слайд 6МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ ДЕМОНСТРИРУЮТ ПАДАЮЩУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Дифференциация продукта – добиться ее становится все труднее. Слияния и поглощения – доля неудач куда больше, чем успехов. Интернационализация – возможностей все меньше, так как хорошие рынки переполнены конкурентами, а на незаполненных рынках у потребителей нет денег. Создание новых продуктов – доля неудач куда выше, чем успехов. Снижение цен – успех сводится на нет аналогичными шагами конкурентов. Повышение цен – добиться его удается редко, так как для его оправдания не хватает дифференциации продукта. Снижение издержек – оно удаляет «жирок», но сейчас все чаще ведет и к потере «мускулов».
Слайд 7СОВРЕМЕННОЕ УСТРОЙСТВО РЫНКА
Слайд 8БУДУЩЕЕ УСТРОЙСТВО РЫНКА
Слайд 9ТО, ЧТО: власть на рынках переходит от компаний к потребителям; 2. меняется даже смысл аббревиатуры FMCG (Fast Moving Consumer Goods) - быстро оборачивающиеся потребительские товары. Теперь она означает Fast Moving Consumer Groups - быстро изменяющиеся группы потребителей; 3. побеждать будут компании, тратящие основную массу ресурсов не на разработку продукта как такового, совершенствование контроля за производством и качеством и логистику, но на создание неотразимой для потребителей ценности, а также на укрепление бренда и его верное позиционирование.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ НОВОЕ УСТРОЙСТВО РЫНКА ?
Слайд 10ПОЧЕМУ ПОДВОДИТ СТАРАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (1)
Четыре фундаментальные перемены, произошедшие за последние полвека, бросили вызов экономистам и до сих пор представляют для них проблему: рост «сетевых индустрий», то есть сфер производства, в которых использование продукта одним человеком увеличивает его ценность для других людей. Чем больше людей обзаведутся сотовыми телефонами, тем с большим числом людей теоретически можно связаться благодаря своему, и это делает более полезными все телефоны в сети, а следовательно — и более ценными; «не соперничающий», неисчерпаемый характер продуктов знания. Пользуясь алфавитом, мы не наносим ему никакого ущерба. Что касается программного обеспечения, то, единожды заплатив цену за его создание, мы можем бесконечно копировать его практически бесплатно. С материальными продуктами дело обстоит далеко не так, и далеко идущие последствия этой перемены еще не полностью оценены;
Слайд 11ПОЧЕМУ ПОДВОДИТ СТАРАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (2)
демассификация - новая экономика выводит множество продуктов и услуг за рамки массового потребления в сферу полной персонализации — т.е. еще большего разнообразия. Параллельно этим изменениям возрастет разнообразие формата семьи, в результате чего дети со все более различающимися индивидуальными особенностями и разным опытом взросления будут иметь между собой все меньше общего. Это указывает на дальнейшую демассификацию индустриального общества и ведет к возникновению экономики, где не будет выпускаться двух идентичных предметов. Но тогда, теоретически, каждый единичный объект будет иметь свою цену. Таким образом, меняется природа рынка, и возникают новые сложности; возникла глобальная портативность капиталов, что фундаментально изменило то, как работает экономика при формировании отраслевых пропорций – теперь это происходит глобально.
Слайд 12СМЕРТЬ «РЫНОЧНОЙ» ЦЕНЫ (1)
Растущая персонализация потребления приведет ко все большей индивидуализации цен на рынке, то есть сдвигу от фиксированных цен на стандартный товар к дифференцированным или договорным. На доиндустриальных рынках покупатели и продавцы торговались о цене, и эта практика до сих пор жива в бедных странах. В экономиках массового производства с его единообразием действовал принцип единой цены (рыночная цена, рождаемая как результат взаимодействия массового спроса и массового предложения). Сегодня, по гегелевскому закону отрицания отрицания, мир возвращается к гибкому персональному ценообразованию. Сегодня продавцы, используя «альтернативные» или «динамичные» ценовые модели, назначают цены в соответствии с каналом распространения, временем и характеристиками конкретного клиента (стоимость билета на авиалиниях на одно и то же место и один и тот же рейс может фантастически варьироваться - известен случай, когда одно место предлагалось за 15 разных сумм). Возрастающая персонализация ценообразования становится очевидной благодаря феноменальному успеху «еВау» и других онлайновых сайтов, где цена определяется с помощью аукциона. Резервирование номера в отеле, покупка компьютерного оборудования, автомобилей, лодок, одежды — на все это устанавливаются цены специализированными аукционными рынками.
Слайд 13Новый шаг на пути ценообразования был сделан так называемым «обратным аукционом», где покупатели, не заинтересованные в приобретении конкретного бренда, назначают цену, которую они готовы заплатить, и продавцы сами обращаются к ним. Вслед за этим появились и другие новшества. Персонализированное ценообразование будет развиваться в силу нескольких связанных друг с другом причин. Для продавцов цены на персонализированные или полуперсонализированные продукты не являются одинаковыми, компьютеры могут справиться с дополнительной сложностью многообразных ценовых схем, а продавцы могут теперь собирать все больше подробной информации о конкретных клиентах. Для покупателей наконец наступает день, когда в Интернете встречается множество продавцов, способных удовлетворить самые сложные индивидуальные запросы по самой низкой цене. Следует учитывать и то, что фиксированные цены, идеальные в условиях массового промышленного производства, лучше всего работают на относительно стабильных или медленно развивающихся рынках, а именно этого в будущем ожидать не приходится.
СМЕРТЬ «РЫНОЧНОЙ» ЦЕНЫ (2)
Слайд 14ПРОТРЕБЛЕНИЕ И ЕГО НОВЫЙ ОБЛИК
«ПРОТРЕБИТЕЛЬ (prosumer)» - тот, кто создает товары, услуги и опыт для собственного пользования или удовольствия, а не для продажи или обмена. (Э.Тоффлер, Х.Тоффлер).
В будущем доля экстернализированного труда будет увеличиваться. Сдвиг определенных видов труда от производителя к протребителю под лозунгом самообслуживания является очередным рубежом аутсорсинга (мониторинг движения грузов клиентами, банкоматы, биржевые сделки, бронирование гостиниц и билетов через Интернет, самосканирование покупок в супермаркетах и т.п.). Задача бизнеса – расширять участие протребителей в выполнении бизнес-операций (клиенты Amazon.com снабжают ее сайт бесплатной рекламой в виде книжных и музыкальных рецензий, мнений, списков любимых книг и т.п. ). Пока лавры победителя в этом соревновании принадлежат сети японских ресторанов «Дотон-Бори», которая сделала следующий шаг вперед от буфетной концепции самообслуживания: ее клиенты сами готовят еду на жарочном приспособлении у себя на столе.
Слайд 15ПРОТРЕБИТЕЛИ МОГУТ СОЗДАВАТЬ ОТРАСЛИ (1)
Протребители – если они мотивированы и соединены в сети – могут создавать новые отрасли бизнеса: 1) 25 лет назад умные компьютерное игры и моделирование были преимущественно достоянием военных. Но штатские любители игр, пользовавшиеся маломощными дешевыми компьютерами, несравнимыми с армейскими супермашинами, вскоре сформировали онлайновые сообщества и начали сообща модифицировать, адаптировать и усложнять коммерческие игры, чаще всего посвященные военным стратегиям. И уже к концу 1990-х почти каждая стратегия и военная игра выпускались на рынок со встроенным редактором уровней и инструментами создания соответствующих персонажей и сценариев. В итоге сегодня с точки зрения инноваций, индустрия коммерческих игр обгоняет военную на игровом уровне, будучи мотивированной, глобальной, самоорганизующейся популяцией игроков, стремящихся обыграть друг друга. Таким образом, протребительские инновации в неденежной экономике помогли создать сегодняшнюю индустрию игр с оборотом в 20 миллиардов долларов, большим чем кинобизнес Голливуда;
Слайд 16ПРОТРЕБИТЕЛИ МОГУТ СОЗДАВАТЬ ОТРАСЛИ (2)
2) Linux, WWW – рынки, изначально созданные протребителями бесплатно, но сегодня уже дающие возможность многим компаниям зарабатывать на этом немалые деньги Так, правительства более чем 160 стран инвестировали в «Linux» более двух млрд долл. Нельзя забывать о платном сервис Linux (Red Hat), контекстной рекламе Google и т.п. Наконец почти три миллиарда сайтов Всемирной паутины в значительной степени являются продуктом протребления; 3) модель «распространенной компьютеризации» - вначале ее использовали в рамках проектов SETI, при изучении сибирской язвы и рака. Сейчас вслед за протребительскими проектами сотни крупных компаний создали свои внутренние проекты, чтобы регулярно использовать незадействованные мощности PC в дополнение к своим сетям. Теперь домашний пользователь, в принципе, может быть вовлечен в рынок, продавая мощность своего PC через Интернет и брокера какой-либо корпорации, которой может потребоваться помощь виртуального суперкомпьютера.
Слайд 17ПРОТРЕБИТЕЛИ+ ФАБРИКАТОРЫ= ДОМАШНИЕ ФАБРИКИ+ ПРОДАЖА ПРОТОТИПОВ
Чарльз Халл (3D-Systems) в 1984 году изобрел стереолитографию («фабрикатор», «трехмерный принтер», «фабрика- десктоп», «голоформинг»). Эта технология уже используется повсюду — для создания прототипов застежек-молний, электролампочек и сердечных клапанов, дымоходов, кухонной посуды и зубных протезов. Их используют архитекторы, скульпторы, голливудские бутафоры, зубные техники и многие крупные мировые компании, включая «Airbus» и «Boeing», «Mattel» и «Motorola», «Texas Instruments». Цена – 30 тыс. долл. Производство на десктопе с помощью персонального фабрикатора открывает новые перспективы для взаимообмена: пользователи могут обмениваться файлами, которые превращаются в игрушки, одежду, мебель, спортивный инвентарь, бытовую технику и даже — придет день — автомобили. Пользователи этой технологии когда-нибудь сделают «любой продукт, который только смогут вообразить (и даже, возможно, нечто, что и представить себе нельзя)!». Сегодня в мире насчитывается более 800 млн персональных компьютеров, и «фабрикатор» обязательно будет распространяться, потому что он — «искомый друг PC». Уже сегодня сотни университетов, корпоративных и правительственных лабораторий во всем мире работают над технологией фабрикатора, и некоторые пользователи уже обмениваются соответствующими файлами. Задолго до того, как фабрикаторы придут в миллионы квартир, можно ожидать появления оснащенных ими ателье и каждый желающий сможет воспользоваться такими машинками, как сейчас пользуется копировальной техникой в сервисных фирмах и магазинах.
Слайд 18ЭКОНОМИКА БУДУЩЕГО – ЭКОНОМИКА РЕМЕСЛЕННИКОВ ?
Рождающаяся сегодня экономики будущего может оказаться гораздо более децентрализованной. В ней будут заняты миллионы обменивающихся файлами людей, протребляющих товары для себя и производящих товары для других. Это предполагает: появление миллионов мелких производств, использующих передовые инструменты для создания индивидуализированной продукции и протребления, и значительный рост числа искусных ремесленников нового типа; изменение типа реализуемых благ и услуг.
Слайд 19МАРКЕТИНГ ПО МОДЕЛИ “СДЕЛАЙ САМ” (1)
САМОИНФОРМИРОВАНИЕ: потребители могут теперь сами разобраться в продукте и связанных с ним проблемах использования, не полагаясь на мнение продавцов как экспертов (см. такие сайты как WebMD, MedlinePlus.com) САМООЦЕНКА: потребители могут теперь сами сравнить характеристики различных продуктов и их цены, сделав лишь несколько щелчков мышью (см. такие сайты как PriceGrabber.com, DealTime.com) САМОСЕГМЕНТАЦИЯ: потребители могут сами проектировать модели продукта и конфигурировать их свои запросы (см. такие сайты как Dell, Reflect.com) САМОЦЕНООБРАЗОВАНИЕ: потребители могут сами предлагать цены производителям (см. такие сайты как eBay, PriceLine.com, Free Markets) САМОПОДДЕРЖКА: потребители могут сами решать свои проблемы с помощью баз знаний и дискуссионных форумов (см. такие сайты как www.remotecentral.com, www.treocentral.com)
Слайд 20МАРКЕТИНГ ПО МОДЕЛИ “СДЕЛАЙ САМ” (2)
САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ: потребители могут сами определять свои программы для средств массовой информации (см. такие сайты как TiVo, MyYahoo!) САМООРГАНИЗАЦИЯ: потребители могут создавать сообщества по интересам для обсуждения продуктов или проблем их использования (см. такие сайты как Meetup.org., IVillage) САМОРЕКЛАМА: потребители могут создавать обратные связи друг для друга по поводу продуктов или услуг (см. такие сайты как Amazon.com, Planet Feeeback, BlogSpot.com) САМОИНСПЕКЦИЯ: потребители могут вести мониторинг и давать оценки репутации производителей (см. такие сайты как eBay, BizRate.com) См.: Mohan Sawhney
Слайд 21ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА ОТ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Маркетинг уже пора понимать как совокупность процессов поиска, создания и предоставления ценности, а не как микс из 4P. Пора признать, что идея 4P ориентирована на продавца, а не на потребителя. Новый профиль маркетинга это ориентированность на потребителя по модели 4A, где: первое А – осведомленность (Awareness (A1) второе А – приемлемость (Acceptability (A2) третье А – доступность (Affordability (A3) четвертое А – легкость приобретения (Accessibility (A4) Соответственно тогда рыночный потенциал продукта (market value, MV) может быть выражен как MV= A1 x A2 x A3 x A4 И если, допустим, A1=100%, A2=100%, A3=50%, A4=50%, тогда - MV=25% См. : Prof. Jagdish Sheth (Ягдиш Шет), Charles H. Kellstadt Chair of Marketing in the Goizueta Business School at Emory University
Слайд 22КАК ПРИВЛЕЧЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ К СОЗДАНИЮ ЦЕННОСТИ: ДВА ВОЗМОЖНЫХ ПОДХОДА
1) ПРЕДЛАГАТЬ КАК МОЖНО БОЛЕЕ ШИРОКУЮ ПРОДУКТОВУЮ ЛИНЕЙКУ, ТАК ЧТОБЫ ПОТРЕБИТЕЛЬ СМОГ ВЫБРАТЬ ТО, ЧТО НАИБОЛЕЕ ЕМУ НРАВИТСЯ. НАПРИМЕР: Компания «Mars» позволяет клиентам заказывать конфеты M&Ms в любом из 20 цветов; Компания «Branches Hockey» позволяет игрокам выбирать клюшки с дифференциацией по 26 параметрам: длина ручки, форма пера клюшки и т.д. 2) ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО ТАК, ЧТОБЫ ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗНАЧАЛЬНО КАСТОМИЗИРОВАТЬ ТОВАР ПОД ЖЕЛАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: Компьютеры Dell собираются по комплектации заказчиков. Компания Lands’ End продает слаксы по эскизам клиентов. P&G на своем сайте reflect.com (№183 в рейтинге 400 крупнейших интернет- магазинов) позволяла клиентам самим проектировать для себя косметику. Yankee Candle Company позволяет заказчикам смешивать цвета и ароматы, чтобы получить именно те свечи, которые им нужны. Аналогичные примеры можно найти в: проектировании гольф-клубов, производстве сухих хлопьев, формировании условий эмиссии кредитных карточек.
Слайд 23ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КРИВАЯ ПРОДАЖ АСИМПТОТИЧЕСКИ СТРЕМЯЩЕЙСЯ К НУЛЮ?
Композиции, ранжированные по популярности
Песни, продавае-мые и в Wal-Mart и в Phapsody
Песни, продавае-мые только в Phapsody
Среднее число скачиваний в месяц с сайта Rhapsody
Асимптота ?
С точки зрения Wal-Mart, вся музыкальная индустрия состоит из 60 тыс. композиций. Однако для интернет-магазинов, например Rhapsody, рынок кажется бесконечным. Не только лучшие 60 тыс. композиций Rhapsody загружаются хотя бы раз в месяц — то же можно сказать и о лучших 100 тыс., лучших 200 тыс., лучших 400 тыс., даже 600 тыс. и 900 тыс. и далее. Как только Rhapsody добавляет композицию в библиотеку, эта композиция находит где-то в мире свою аудиторию, хотя бы и несколько человек в месяц.
Слайд 24НАСКОЛЬКО ВЕЛИК «ДЛИННЫЙ ХВОСТ» ? (1)
Самое удивительное в «длинном хвосте» — это его размер. Если собрать не-хиты, то можно создать рынок, по размеру соперничающий с рынком хитов. Например, книги. В среднем книжном магазине Borders продается около 100 тыс. наименований. Однако четверть книжных продаж Amazon — это книги за пределами наиболее популярных 100 тыс. Таким образом, рынок книг, которые не продаются в обычных магазинах, уже составляет близко к трети всего рынка книг и продолжает быстро расти. При развитии таких тенденций реальный рынок книг может стать в два раза больше, если только удастся преодолеть дефицитную экономику и начать с прибылью торговать в «длинном хвосте».
«Самые большие деньги - в наименьших продажах». Венчурный капиталист и бывший консультант в области музыкальной индустрии Кевин Лоуз
Слайд 25ПРИСУЩ ЛИ «ДЛИННЫЙ ХВОСТ» ТОЛЬКО ЦИФРОВЫМ ТОВАРАМ?
Где можно найти «длинные хвосты»? Повсюду: Google нашел способ присоединиться к «длинному хвосту» рекламы; Microsoft удлиняет «хвост» видеоигр до небольших и дешевых игр, которые можно загрузить в сети Xbox Live; проекты с открытым исходным кодом, такие как Linux и Firefox, - это «длинный хвост» работы программистов; офшорный бизнес - «длинный хвост» рынка труда; развитие мини-пивоварен и продаваемых ими сортов пива - «длинный хвост» пивоварения; продажа особых футболок, обуви и другой одежды - «длинный хвост» моды; развитие сетевых университетов - «длинный хвост» образования; расширение круга послепродажных услуг для клиентов – «длинный хвост» на B2B рынках.