- Воплощение былинных образов в опере Римского-Корсакова «Садко

Конспект урока «Воплощение былинных образов в опере Римского-Корсакова «Садко» по музыке для 5 класса

ГБОУ СОШ № 238 с углублённым изучением английского языка

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Учитель Троицкая Лада Марковна


Разработка урока музыки в 5 классе.

Тема: «Воплощение былинных образов в опере Римского-Корсакова «Садко»


Цели:

  • научить детей любить и понимать музыку

  • показать роль фольклора в композиторском творчестве

  • раскрыть связь музыки и литературы



Задачи:

  • продолжить знакомство учащихся с личностью и творчеством Н.А. Римского-Корсакова

  • продолжить формирование навыков вокально-хоровой работы

  • закрепить знания по теме «Устное народное творчество», полученные на предыдущих уроках

  • воспитывать патриотизм и любовь к Родине

  • развивать логическое мышление, умение вести диалог, способность формулировать свои мысли


Технологии:

Общепедагогические, развивающего и дифференцированного обучения, информационные, эмоционально-художественные.


Тип урока: комбинированный


Музыкальный материал: «Со вьюном я хожу», «Заиграйте, мои гусельки», «Ой, ты тёмная дубравушка», видео- или кино-фрагмент (Н.А.Римский-Корсаков Опера-былина «Садко»)


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано


Мультимедийное обеспечение: презентация по теме урока


ХОД УРОКА


Организационный момент

Приветствие, установка на сотрудничество, успешную работу.


Первый блок урока — практический — вокально-хоровая работа


1 этап — распевание — распеваемся сначала с закрытым ртом на мелодии песни «Со вьюном я хожу», поднимаясь по полутонам от до минора к фа минору, постепенно переходя сначала на гласную, а потом на текст песни. Добиваемся кантиленности и красоты звучания. Вспоминаем, что эта песня относится к жанру хороводных песен русского фольклора.













2 этап — продолжение работы над разучиванием песни «Заиграйте, мои гусельки» - отрабатываем чёткость распевов в словах «гу-усельки», «зво-онча-аты», «перели-ивы», «лебё-ёду-ушки», «лебе-еди», «белы-ые», «де-еви-ица», «цве-ети-ики», «души-исты-ые». Добиваемся хорошей дикции в быстром темпе в сочетании с напевностью и выразительностью исполнения — весело, радостно, подвижно, легко. Выясняем, что эта песня относится к жанру плясовых песен русского фольклора.

















3 этап — знакомство с песней «Ой, ты тёмная дубравушка» и начало работы над её разучиванием.

















Работаем с нотной записью, следим за поступенным движением мелодии, определяем большое количество распевов, учим a capella по двухтактовым фразам, повторяя за учителем, по возможности не ошибаясь в распевах, стараемся петь legatissimo, на опоре, брать дыхание, опираясь на смысловую пунктуацию. Затем с гармонической поддержкой соединяем все четыре фразы первого куплета и приходим к выводу о том, что эта песня относится к жанру протяжных лирических песен русского фольклора.



Второй блок урока — теоретический.


1этап — беседа о жизни и творчестве Н.А.Римского-Корсакова.

  • Где родился композитор и где провёл детство? (Тихвин)

  • Где учился Николай Римский-Корсаков? (Морской кадетский корпус)

  • Какие места в нашем городе связаны с его именем? (Консерватория имени Римского-Корсакова, музыкальное училище при консерватории, проспект Римского-Корсакова, памятник на Театральной площади, музей-квартира на Загородном проспекте).

  • Какой жанр был любимым жанром композитора? (опера)

  • Как называется литературная основа любой оперы? (либретто)

  • Мы знаем, что композитором написано 15 опер, из них 9 — на сказочные сюжеты. А сюжет одной из его опер непосредственно связан с русским фольклором — либретто оперы «Садко» основано на древнерусском былинном сюжете о новгородском гусляре.

На прошлом уроке мы слушали Вступление к опере «Садко» - «Окиян-море синее», говорили о том, как Римский-Корсаков любил море, недаром он был моряком, и о том, что тема моря очень важна для его творчества.

Сегодня мы с вами отправимся в театр — мы посмотрим и послушаем фрагмент второй картины оперы Римского-Корсакова «Садко». Поссорившись с новгородскими купцами, Садко в расстроенных чувствах приходит ночью на берег Ильмень-озера, садится на бел-горюч камень, играет на гуслях и поёт печальную песню.


2 этап — просмотр фрагментов из второй картины оперы Римского-Корсакова «Садко»

http://www.youtube.com/watch?v=XIUDkCls2Do


3 этап — беседа о том, что мы увидели и услышали. Выясняем:

  • Почему композитор использовал в своём произведении народные песни?

  • Почему вложил их в уста главного героя оперы?

  • А может быть, Римский-Корсаков не заимствовал музыку у народа, а сам очинил эти замечательные мелодии, но так, чтобы их было трудно отличить от истинно народных?

  • Если так, тогда почему и зачем он это сделал?

  • Оказывается, песни «Заиграйте, мои гусельки» и «Ой, ты тёмная дубравушка» - не русские народные песни, а принадлежат перу Николая Андреевича Римского-Корсакова. Композиторы часто берут подлинные народные мелодии и используют их в своих произведениях. Но нередко они сочиняют собственные мелодии в народном духе так, что человек несведущий не всегда может догадаться, где оригинал, а где «имитация». Делается это для того, чтобы музыкальный образ, создаваемый композитором, был художественно убедителен и правдив, отвечал общим задачам всего произведения. В данном случае надо было показать народный характер образа гусляра Садко, его неразрывную связь с русской народной интонационной культурой. Не будем забывать, что Римский-Корсаков собирал и обрабатывал русские народные песни и даже издал сборник «100 русских народных песен».

4 этап — подведение итога урока.

  • Мы с вами были сегодня не только умелыми, старательными исполнителями в первой части урока, но и прекрасными, внимательными зрителями и слушателями. Давайте подытожим — что мы сегодня делали, что нового узнали, чему научились, чему удивились и что запомнили?

(Ответы детей оцениваются не только в конце занятия, но на протяжении всего урока, во всех видах учебной деятельности.)





























































Здесь представлен конспект к уроку на тему «Воплощение былинных образов в опере Римского-Корсакова «Садко», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Музыка (5 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Удивительный мир музыкальный образов

Удивительный мир музыкальный образов

Урок музыки в 6 классе по теме: «Удивительный мир музыкальный образов». Учитель музыки Ариткулова И.И. 6в класс. 1. Оформление классной доски. ...
Жизнь музыкальных образов в одном произведении

Жизнь музыкальных образов в одном произведении

Жизнь музыкальных образов в одном произведении. 6 класс. Искандерова А.А.- учитель музыки 1 квалификационной категории МБОУ «СОШ №20» г. Альметьевск ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:19 сентября 2016
Категория:Музыка
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект