- ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ. ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ

Конспект урока «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ. ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ» по информатике для 9 класса


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25

Тема: «Программирование на ЯЗЫКЕ Паскаль.

ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ»

Сценарий урока по информатике

9 класс

Выполнила: учитель информатики

Турганова Нина Васильевна

(e-mail:sch-s25@mail.ru)

Томск – 2012

Аннотация

Сейчас в образовательном пространстве страны приняты определения одарённости и одарённого ребёнка, основанные на современных концепциях творчества и одарённости.

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Программирование - это наиболее важный раздел курса “Информатика и ИКТ”. Как и математика, программирование очень хорошо тренирует ум, развивает у человека логическое и комбинаторное мышление. Может быть, не последнюю роль в формировании нового человека XXI в. сыграют основы логического и комбинаторного мышления, заложенные в школьные годы на уроках программирования.

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, —присвоение переменной нового значения. Присваивание является одной из центральных конструкций в императивных языках программирования, эффективно и просто реализуется на фон-неймановской архитектуре, которая является основой современных компьютеров.

Оглавление

Аннотация 3

Оглавление 4

Сценарий урока «Программирование на языке Паскаль. Оператор присваивания» 5

Программирование на языке Паскаль 8

Список литературы 11


Сценарий урока «Программирование на языке Паскаль. Оператор присваивания»

Тип урока:

  • обучающий. Учащиеся знакомятся с новым оператором языка Паскаль;

  • повторение темы «Внутренняя память компьютера»;

  • закрепляющий приобретенные знания.

Тема урока: «Программирование на языке Паскаль. Оператор присваивания»

Цели урока:

  • ввести понятие «Оператор присваивания».

  • различать операции, допустимые для целых и вещественных чисел;

  • правильно составлять и вычислять выражения с использованием оператора присваивания;

  • писать программы для простейших задач.

Задачи урока:

  1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.

  2. Учебная – знакомство с оператором присваивания, структурой и формой оператора.

  3. Развивающая развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Авторский медиапродукт:

1. Мультимедийная презентация урока выполнена в среде MS PowerPoint, примеры программ и задания для самостоятельной работы выполнены в приложении MS Word, тест для самоконтроля разработан в среде Boland Delphi.

2. Вид медиапродукта:

  • наглядная презентация учебного материала,

  • компьютерная тест.

Длительность урока: 2 урока по 40 минут.

Необходимое оборудование: демонстрационный экран и компьютер с лицензированным программным обеспечением, на компьютере должна быть установлена операционная система Windows и пакет MS Office.

Ход урока:


Первый урок

  1. Повторение темы предыдущего урока «Типы данных».

Учитель и обучающиеся работают в форме «вопрос-ответ».

(5 минут)

  1. Учитель объясняет новую тему, используя мультимедийный урок-презентацию «Программирование на языке Паскаль. Оператор присваивания». Дается определение понятия «оператор присваивания», приводится общая и структурная форма оператора. Прежде, чем рассмотреть работу оператора присваивания, вспоминаем и повторяем тему «Оперативная память, свойства Оперативной памяти».

Сопровождается показом презентации. Приложение1.

(15 минут)

  1. Обучающиеся работают самостоятельно, читая и конспектируя новую тему (урок-презентация предварительно записан на компьютеры обучающихся, вопросы для конспектирования определены учителем). Здесь же ученики могут познакомиться с текстами программ, в которых используется оператор присваивания. Приложение2.

(20 минут)

Второй урок

  1. Обучающиеся работают у доски, выполняя упражнения.

(12 минут)

  1. Учитель проводит контроль знаний в форме теста. Программа-тест предварительно записывается на компьютеры обучающихся. Оценка выставляется программой. Приложение5.

(10 минут)

  1. Ученики выполняют небольшую самостоятельную работу по карточкам, либо пишут и отлаживают программу на АЯП Паскаль, в которой используется оператор(ы) присваивания (учитель называет номера карточек с заданиями). За работу учащиеся получают оценку. Приложение3. Приложение4.

(15 минут)

Домашнее задание. Ученикам предлагается написать текст простой программы на АЯП Паскаль, в которой используется оператор(ы) присваивания (для тех учеников, которые не успели выполнить задание в классе).

(3 минуты)


Выводы:

  1. Через блок 1 повторение темы предыдущего урока.

  2. Через блоки 2, 3 и 4 дается и закрепляется новая тема «Оператор присваивания».

  3. Через блоки 5 и 6 выполняется контроль знаний.

Программирование на языке Паскаль

Переменные и константы. Оператор присваивания.


  1. Проверка домашнего задания.

  2. Новая тема.

  3. Домашнее задание.

  1. Проверка домашнего задания.

2. Новая тема: « Переменные и константы. Оператор присваивания.»

Переменная – это имя области памяти (размер области зависит от типа данных), в которой хранится значение, присвоенное переменной. Переменную можно сравнить с ящиком, в котором находится значение (лучшее сравнение с многоквартирным домом, т. к. из ящика можно извлечь что-то и это будет последним, т. е. ящик остаётся пустым, а переменная, даже если ею воспользовались, остаётся в области памяти.).

Константа фиксированные одиночные числовые или текстовые значения, которые не могут изменяться в ходе выполнеия программы.

Оператор присваивания. Один из наиболее часто используемых операторов оператор присваивания. Общий вид оператора присваивания:


имя переменной := выражение;


Выражение может быть и конкретным значением (т.е. число целое или вещественное, например, 22 или 2.5, символьная величина: 'ABC', логическая величина: TRUE или FALSE), и некоторым выражением (величины + операции над ними), результат которого будет присвоен переменной в левой части.

ПРИМЕРЫ: PAG := 10; (конкретное значение в виде числа);

X := X + 1; (выражение);

C := B; (имя переменной);

G := ‘ПРИВЕТ‘; (конкретное значение символьное);

X := (-A + SIN(Y) – 4 * B * X) / (2 * C); (математическое выражение);

Y := TRUE; (конкретая логическая величина).

Отличие знака равенства в математике и операции присваивания в программировании

В математике выражение а = в означает, что вычисленные значения для а и в должны быть равными.

В программировании А := В понимается так, что значение, хранимое в области памяти с именем В, помещается в область памяти с именем А . Поэтому обратное выражение

В := А даёт другой результат.

Пример: в А и в В помещаются значения 5 и 9 соответственно.

А

А := 5;

В := 9;

5


В





а) Результат операции А := В; б) Результат операции В := А;


А



5


В А В

9



9





Далее ещё одно существенное различие между знаком равенства и оператором присваивания:

А = А + 1;

В математике такое выражение просто бессмысленно, поскольку тождество ложно. Не существует таких числовых значений А, для которых оно было бы справедливо. В программировании это означает, что к значению, хранимому в ячейке А, прибавляется 1, и вновь получаемое значение заменяет старое в ячейке А. Например, если до выполнения этого оператора А имело значение 5, то после выполнения будет равно 6.

Следующее отличие: математическое выражение А + 9 – В = Х вполне обосновано и может означать, что при подстановке некоторых чисел вместо А и В в левую часть выражения вы получите Ч. В то же время в программировании это выражение лишено смысла, поскольку левая часть выражения должна содержать имя области памяти, которой присваивается значение, вычисляемое в правой части. Если же вы попытаетесь вставить такое выражение в свою программу, то получите сообщение об ошибке, поскольку имя переменной А + 9 – В не поймёт.

3. Домашнее задание:

а) читать конспект урока;

б) в тетради:

- записать на Паскале соответствующие операторы присваивания:


х3+3х; cos2x2 ; (1+x)2; y = 1+ x2 /2! + x3/3!/

- записать в общепринятой форме:

(-b+sqrt(sqr(b)–4*a*c))/(2*a);

a/b*(c+d)-(a-b)/b/c+1E-8;

Список литературы

  1. В. Б. Попов «TURBO PASCAL для школьниковI», «Финансы и статистика», Москва, 1996 г.

  2. А.А. Чернов «Конспекты уроков информатики в 9 – 11 классах», «Учитель», Волгоград, 2004.

  3. Д.М. Златопольский «Я иду на урок информатики. Задачи по программированию, 7 – 11 классы», «Первое сентября», Москва, 2001.


Здесь представлен конспект к уроку на тему «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ. ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика (9 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:6 августа 2016
Категория:Информатика
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект