Слайд 1Гегель Абсолютный идеализм
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
Слайд 2Род. 27 августа 1770 г. в Штутгарте Учёба в Тюбингенском университете (1788-1793) Преподавание в Йенском университете (1801-1807) Директор гимназии в Нюрнберге (1808-1816) Преподавание в Гейдельбергском университете (1816-1818) Преподавание в Берлинском университете (1818-1831) Ум. 14 ноября 1831 г. в Берлине
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Штутгарт Тюбинген Йена Нюрнберг Гейдельберг Берлин
Слайд 3Феноменология духа (1807) Наука логики (1812, 1813, 1816) Энциклопедия философских наук (1817)
Основные сочинения
Слайд 4Основные принципы философии Гегеля Тождество субстанции и субъекта Действительность как процесс саморазвития Структура абсолютной реальности (система Гегеля) Логика (дух «в себе») Природа (инобытие духа) Дух («в себе и для себя») Диалектика (метод Гегеля) Соотношение между системой и методом Противоречие между системой и методом Панлогизм Гегеля и классический рационализм Принцип и законы диалектики Единство противоположностей Переход количественных изменений в качественные Отрицание отрицания
Слайд 5Объект Субъект
Может показаться, что если нам известен способ действия орудия, мы можем вычесть из результата то, что в нём принадлежит этому орудию.
Эта скептическая аргументация лишь кажется неопровержимой; на деле же она исходит из предпосылок, которые сами нуждаются в доказательствах,
Основные принципы философии Гегеля Тождество субстанции и субъекта
а именно: из представления о познавании как о некотором орудии и из отличия нас самих от этого познавания.
Если познавание рассматривать как орудие для овладения сущностью, то следует учесть, что применение орудия изменяет объект воздействия.
Однако если из объекта воздействия вычесть результат воздействия, мы лишь получим объект в исходном, в данном случае – непознанном, виде.
орудие
Аргументация агностиков
Дух (субстанция- субъект)
Познание мира как самопознание духа
Слайд 6Основные принципы философии Гегеля Действительность как процесс саморазвития
Истинное есть целое. Но целое есть только сущность, завершающаяся через своё развитие. Об абсолютном нужно сказать, что оно по существу есть результат, что оно лишь в конце есть то, что есть оно поистине; и в том-то и состоит его природа, что оно есть действительное, субъект или становление самим собою для себя.
Гегель. «Феноменология духа».
Слайд 7тождественно противоположно P есть S Роза красная Трава зелёная Снег белый Лиса рыжая хитрая
Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе»)
Чистое бытие Бытие Ничто Стано- вление ничто становление
Чистое бытие образует начало, потому что… первое начало не может быть чем-то опосредованным и определённым.
Результат становления представляет собой… наличное бытие.
Слайд 8Загадай животное
Оно четверо- ногое?
Я знаю! Это – корова!
Как ты говоришь? Лошадь?
Никогда раньше не слышал о лошади!
А какой надо задать вопрос, чтобы отличить лошадь от коровы?
Загадай другое животное
Оно – четверо- ногое?
У него есть рога?
Я знаю! Это – лошадь!
Как ты говоришь? Собака?
Никогда раньше не слышал о собаке!
А какой надо задать вопрос, чтобы отличить собаку от лошади?
Слайд 9«В себе», в которое нечто рефлектировано внутри себя из своего бытия-для-иного, уже не есть абстрактное «в себе», а как отрицание своего бытия-для-иного опосредовано последним, которое составляет, таким образом, его момент.
Гегель. «Наука логики».
Слайд 10Качество Наличное бытие Иное Нечто В- себе- бытие Корова Лошадь – не корова – как корова, но без рогов. Для-себя- бытие
Наличное бытие есть бытие, имеющее определённость, которая есть непосредственная, или сущая определённость, есть качество.
Слайд 11Единое Коли- чество Многое
Качество есть определённость, тождественная с бытием.
Количество есть определённость бытия, не тождественная с самим бытием.
Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть.
Количество, в отличие от качества, есть такое определение, к изменению которого определённая вещь относится безразлично.
Слайд 12Количе- ство Качест- во Мера Для- себя- бытие
Чистое количество
Опре- делённое количество
Степень
Специ- фическое количество
Реальная мера
Стано- вление сущности
Мера есть качественно определённое количество, т.е. количество, с которым связано некое наличное бытие или некое качество.
Когда изменяется мера вещи, изменяется сама вещь, и нечто, переходя свою меру, увеличиваясь или уменьшаясь сверх меры, исчезает.
Слайд 13Логика Поня- тие Сущность Каче- ство
Осно- вание существо- вания
Явление
Действи- тельность
Субъек- тивность Объек- тивность Идея
Снятое бытие есть сущность.
Мера как единство качества и количества есть, следовательно, завершённое бытие.
Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования.
Слайд 14Абсолют- ный дух Дух Приро- да
Структура абсолютной реальности Логика – природа – дух
Меха- ника
Орга- ническая физика
Физика
Субъ- ектив- ный дух
Объ- ектив- ный дух
Абсо- лютный дух Суб. Об.
Развитие духа состоит в том, что его выход из себя и самораскрытие есть вместе с тем его возврат к себе.
Мы начали с бытия, с абстрактного бытия… Теперь… мы имеем идею как бытие. Но эта идея, обладающая бытием, есть природа.
Природа есть идея в форме инобытия.
Слайд 15Объек- тивный дух
Субъек- тивный дух
Структура абсолютной реальности Дух («в себе и для себя»)
Душа Сознание Мораль- ность Право Нравст- венность Искусство Фило- софия
Религия откровения
Природа… не доходит до сознания самой себя… Только человек впервые поднимается от единичности ощущения к всеобщности мысли, к знанию о самом себе, к постижению… своего «я».
В душе пробуждается сознание; сознание полагает себя как разум, освобождающий себя посредством своей деятельности…
Подлежащий порождению духом и порождённый им мир – это объективный дух.
Слайд 16Искус- ство
Религия открове- ния
Кри- тическая философия
Мета- физика Эмпи- ризм Скульп- тура Архи- тектура
Есте- ственная религия
Абсо- лютная религия
Рели- гия ду- ховной ин- дивидуальн.
Жи- вопись Му- зыка По- эзия
Слайд 17Диалектика (метод Гегеля) Противоречие между системой и методом
… Гегель вынужден был строить систему, а философская система, по установившемуся порядку, должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода. И тот же Гегель, который подчёркивает, что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический (resp.: исторический) процесс, <...> видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить свою систему. А именно, нужно было так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию абсолютной идеи и объявляет, что это познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии.
Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
Слайд 18Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм
Классический рационализм
Панлогизм Гегеля
Субъект и объект познания функционируют по одним и тем же законам.
Мир понятен разуму, потому что он разумен.
Мир понятен разуму, потому что он и есть Разум.
Субъект и объект познания совпадают, а процесс познания и есть, в сущности, процесс становления этого разумного мира.
Слайд 19Природа творящая
Природа сотворённая
Метафизика Спинозы
Диалектика Гегеля
Разум (дух) для себя в себе в ином
Существует только одна субстанция – Бог, или Природа.
Природа – стадия в процессе становления абсолютной субстанции-субъекта.
Слайд 20«Геометрический метод» Спинозы
Диалектический метод Гегеля
Формально- логическая дедукция
Восхождение от абстрактного к конкретному
M Большая посылка Меньшая посылка Вывод А ~А ~(~А) А1 ≡ Тезис Антитезис Синтез
Слайд 21Диалектика (метод Гегеля) Принцип и законы диалектики
Источник развития находится не вовне, а внутри развивающегося объекта: это – борьба составляющих его противоположностей. «Механизм» развития: развитие происходит путём перехода количественных изменений в качественные. Результат развития: развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне.
Истинное развитие есть саморазвитие.