Слайд 1Архитектурный ордер
Слайд 2Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».
Слайд 3Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера. Иллюстрация из Энциклопедии, XVIII век
Слайд 4Типы ордеров
Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер (колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).
Слайд 5Ордер : А - дорический; Б - тосканский; В - ионический; Г - коринфский; Д - композитный.
Слайд 6Основные элементы
карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля. фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку. архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.
Слайд 8
Слайд 9храм Аполлона в Коринфе
Слайд 10
Слайд 11— один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями. Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э. Первым из больших ионических храмов был храм Геры на Самосе, построенный приблизительно в 570—560 годах до н. э. архитектором Роикосом и вскоре разрушенный в результате землетрясения. Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним из «Семи чудес света».
Ионический ордер
Слайд 12Капитель отличают так называемые волюты — сдвоенные спиральные орнаменты
Слайд 13Первым из больших ионических храмов был храм Геры на Самосе, построенный приблизительно в 570—560 годах до н. э. архитектором Роикосом и вскоре разрушенный в результате землетрясения. Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним из «Семи чудес света».
Слайд 14Мраморные ворота Пропилеи в Афинском акрополе
архитектор Мнесикл 437 г. до н.э.
Слайд 15Коринфский ордер Сцена древнего амфитеатра.
Слайд 16Один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.
Слайд 17Тосканский ордер
Архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I век до н. э. — I век н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без канелюр.
Слайд 18В простейшем тосканском ордере высота базы равна половине диаметра колонны. База разделена на две части — плинт (собственно основание) и циркульную полочку (её валик выступает примерно на 1/6 ширины колонны)
Слайд 19Композитный ордер
Архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров — в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта.
Слайд 20Композитный ордер ионический
Слайд 21Композитный ордер. Колонна
Сформировался в древнеримской архитектуре, которая восприняла греческие архитектурные формы. Усложненная версия коринфского. К привычной коринфской капители, состоящей из колокола с рядами листьев аканфа, добавляются ионические эхин и подушка с волютами, характерные для ионического ордера. Высота композитной колонны обычно равна десяти ее диаметрам в основании.
Слайд 22
Слайд 23Основные ордера: дорический, ионический, коринфский
Слайд 24Элементы ордера
Основание называется стереобат и располагается на верхнем ряде кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны. Вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, который разделяется на следующие части
Слайд 25литература
Грубе Г., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам — М.: Стройиздат, 2001 Витрувий, Десять книг об архитектуре, пер. с [итал.], т. 1, М., 1936; Альберти Л. Б., Десять книг о зодчестве, т.1-2, М., [1935]- Виньола, Правило пяти ордеров архитектуры, пер. с [итал.], М., 1939; Михайловский И. Б., Теория классических архитектурных форм, 3 изд., М., 1944; Михайлов Б. П., Витрувий и Эллада, М., 1967; Маркузон В. Ф., Архитектурные ордера. Происхождение ордера, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 2, М., 1973