Слайд 2Керамика - материалы на основе глин, обоженные до камнеподобного состояния
Слайд 3Состав керамических масс
пластичные материалы: - глины, - каолин; плавни: - полевой шпат, - пегматит, - костяная зола; отощающие материалы: - кварц, - кварцевый песок и др.
Слайд 4Пластичные материалы
Пластичные материалы определяют способность керамической массы формоваться. Глины-продукты выветривания горных пород, состоящие из каолинита (глинозем, Al2O3 .2SiO2 . 2H2O) с различными примесями: кварц, оксиды железа, слюда, известняк, органические вещества. Свойства глинистых материалов: пластичность, связанность, связующая способность; воздушная и огневая усадка, огнеупорность; температура спекания, интервал спекания определяются составом и структурой (однородностью частиц).
Слайд 5По минералогическому составу глины бывают:
мономинеральные – беложгущиеся, состоят из минералов каолинитовой группы, применяются для тонкой керамики; полиминеральные – красножгущиеся, содержат минералы различных групп, применяются для грубой (строительной) керамики.
Слайд 6включает окислы кремния, алюминия, а также соединения железа, кальция, магния, титана, калия, натрия. SiO2 - при содержании свыше 80% (запесоченность сырья) снижает связующую способность, прочность в высушенном и обожженном состоянии, повышает пористость. Al2O3 - определяет легкоплавкость (при содержании до 15%) или огнеупорность (свыше 30%). Щелочные окислы ухудшают формовочные свойства, на готовых изделиях образуют белый налет (выцвет) при повышенном их содержании. Щелочно-земельные окислы снижают огнеупорность, прочность, повышают пористость, увеличивают усадку черепка. Известняки в составе глин снижают возможность применения кирпича для строительства высокоэтажных зданий. Соединения железа придают окраску (красновато-коричневую), появление мушек, вздутий, выплавок на черепке.
Химический состав глин
Слайд 7Бентонитовые глины – вулканического происхождения. Высокодисперсные, пластичные, хорошо набухают. Применяются для изготовления фарфоровых изделий как пластифицирующие добавки. Каолин – беложгущаяся глина, состоящая преимущественно из каолинита. Имеет кристаллическое строение. Применяется для изготовления фарфора. Основными месторождениями глин и каолинов, содержащих мало (до 3%) красящих оксидов, являются: Просяновское, Часоверское, Дружковское, Новорайское, Глуховицкое(Украина).
Слайд 8Плавни
Плавни снижают температуру спекания, повышают просвечиваемость черепка, его прочность. Полевые шпаты разного состава (натриево-калиевые, натриево-кальциевые, калиево-бариевые) применяют наиболее широко. Добывают их в Карелии, Мурманской области, на Урале, в Сибири. Лучшими являются калиево-натриевые шпаты, применяемые в производстве твердого и мягкого фарфора. Пегматит – полевой шпат с кварцем (до 30-35%). Используется для изготовления фарфоровой химической посуды, плиток для пола, фаянсовых глухих облицовочных плиток. Тальк вводится в состав керамики специального назначения, облицовочных плиток. Перлит – применяется для изготовления изделий, если не требуется их белизна.
Слайд 9Отощающие материалы
Отощающие материалы снижают усадку черепка при сушке и обжиге, применяются для получения изделий с заданными свойствами. Кварцевый песок – кварц с примесями (слюда, глина). Песок Люберецкого и Новоселовского (Харьковская область) содержит 91-99% SiO2. Жильный кварц применяется главным образом для глазури. Добывается в Карелии, Челябинской и Иркутской областях.(слева) Пирофиллит содержит 65-71% SiO2.(справа) Шамот (керамический бой) – измельченный черепок неглазуровавнных изделий, забракованный при контроле качества.
Слайд 10II. Сырье для декорирования
1. Глазурь - тонкий стекловидный слой, наносимый на изделия для повышения эстетических и гигиенических свойств. Изделия приобретают блеск, меньше загрязняются и лучше отмываются. легкоплавкая. В составе много компонентов, легко наносится, используется для всех видов керамики. тугоплавкая. В составе мало компонентов, используется только для фарфора. бесцветные и цветные (с оксидами) прозрачные и матовые (с глушителями) декоративные (потёчные, кракле, кристаллические, кружевные)
Изделие, покрытое глазурью
Слайд 112. Ангобы - матовые белые или цветные массы из тугоплавких беложгущихся (архитектурно-строительная керамика) или легкоплавких (майолика, гончарные изделия) глин. Ангобы наносят по рисунку и получают объемные белый рисунок.
Горшки, декорированные ангобами
3. Краски керамические содержат красящие пигменты с флюсами и вспомогательными материалами. Могут быть: надглазурными для фарфора, для фаянса. подглазурными для фарфора, для фаянса, майоликовые.
Слайд 124. Золото в виде жидкого раствора. На 1 кв. м изделия наносится 1 г золота.
Ваза, декорированная золотом
Статуэтка, декорированная люстром
5. Люстры - соединения тяжелых металлов, растворенные в эфирах. Могут быть бесцветные (висмут, цинк) или окрашенные (уран, хром). Наносят кистью, закрепляют обжигом. Люстры образуют пленку, переливающуюся перламутром.
Слайд 13Виды керамики
Тонкая фарфор фаянс полуфарфор тонкокаменные изделия майолика
Грубая гончарные массы и изделия из них
Слайд 14Основные свойства керамики
Объемная масса Белизна Просвечиваемость Механическая прочность Твердость Пористость (водопоглощение).термическая стойкость Химическая стойкость
Слайд 15Фарфор
Белого цвета, иногда с голубоватым оттенком (фарфор Гжели имеет желтоватый оттенок). Черепок плотный (плотность 2,4- 2,5 г/см3), спекшийся, скол стекловидный. Просвечивает в слое толщиной 2,5-3 мм. Имеет низкое водопоглощение (0,1-0,15%), высокую механическую, термическую (до 1650С) и химическую стойкость. При ударе издает продолжительный мелодичный звук.
Слайд 17Виды фарфора:
1. Твердый фарфор (температура обжига 1380-1410о). Содержит 50% пластичных материалов (глина, каолин), 25% кварцевого песка, 25% полевого шпата. Его белизна составляет 60-65%, термостойкость не менее 165о. Используется для изготовления бытовой столовой и чайно-кофейной посуды, изоляторов высоковольтных линий электропередач,санитарно- технических и художественно- декоративных изделий.
Слайд 182. Низкотемпературный фарфор (температура обжига 1180о) состоит из глин (41-46%) и плавней (45-52%). Имеет высокую механическую прочность, но плохо просвечивает. Применяется для изготовления посуды для общественного питания.
Слайд 19Костяной фарфор
3. Мягкий фарфор (температура обжига 1250-1300о). В его составе 20-45% пластичных материалов (преимущественно каолина), 9-20% полевого шпата, 30-40% кварца. Имеет большую просвечиваемость (до 4мм). Для тонкостенной чайной и кофейной посуды, художественно-декоративных изделий. Разновидность мягкого фарфора- костяной фарфор, (до 60% костяной золы). Высокую просвечиваемость(до 4 мм), часто желтоватый оттенок меньшие прочность и термостойкость. Вырабатывают подарочные чашки с блюдцами (кофейные, чайные) и художественные изделия.
Мягкий фарфор
Слайд 204. Бисквитный фарфор
Неглазированный с матовой поверхностью. Применяется для изготовления скульптур, барельефов, сувениров.
Слайд 215. Цветной фарфор получают введением в состав керамической массы красящих пигментов (голубой, розовый, синий и др.)
Слайд 22Фаянс
Тонкокерамические изделия с пористым черепком белого цвета с желтоватым оттенком. Не просвечивает, при ударе издает короткий глухой звук. Имеет высокое (9-12%) водопоглощение, низкие прочность и термостойкость (до 145о - с бесцветной глазурью, до 115о - с цветной). Температура обжига фаянса 1250-1280о. В составе фаянса 50-65% пластичных материалов(глины), 25-40% отощающих м 9-10% плавней(полевой шпат). Применяют фаянс для изготовления столовой посуды, бытовой сантехники, облицовочных плиток.
Слайд 23Полуфарфор
Имеет белый или окрашенный полуспекшийся черепок, не просвечивает, издает низкий звук при ударе. Его водопоглощение составляет 3-5%, прочность в 5 раз ниже, чем у фарфора. В составе полуфарфора 45-55% глинистых материалов, 23-28% кварца, 9-30% полевого шпата. Температура обжига 1230-1280о. Из него вырабатывают посуду, художественно-декоративные изделия (вазы, скульптуры, пепельницы, сувениры), бытовую сантехнику.
Слайд 24Тонкокаменные изделия
Имеют черепок белый или окрашенный, глазурованный или неглазурованный. Излом гладкий, блестящий, при ударе издают звонкий звук. Водопоглощение 0,5-3%. В составе этих изделий 50% пластичных материалов и 50% кварцевого песка. Применяется для изготовления термостойкой кухонной посуды, технических, строительных изделий.
Слайд 25Майолика
Изделия на основе фаянсовых или гончарных масс, покрытые цветными непрозрачными глазурями. Пористость майолики до 16% ( бытовой –не более 12%), термостойкость до 130-150о, водопоглощение до 16%
Слайд 26Терракота
Терракота (от итал. terra — земля, глина и cotta — обожжённая) — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, облицовочные плитки и архитектурные детали. Терракота изготовляется из особых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой) и цвет (от чёрного и красно-коричневого до светлого кремового). В современной скульптуре терракота особенно часто используется как материал для пластики малых форм, позволяющий сохранить в законченном произведении выразительный лаконизм и живую непосредственность этюда.
Слайд 27Изделия из терракоты
Слайд 28Гончарные массы
Вырабатывают из глин с песком (до 20%) в качестве отощающего материала. Имеют крупнозернистый черепок различных оттенков красно-коричневого цвета. Водопоглощение до 15-18%.Применяются для изготовления гончарной посуды, кирпича, черепицы, строительных керамических труб, облицовочной плитки.
Слайд 30Шамот
Шамот (франц. chamotte) — огнеупорная глина или каолин, обожжённые до потери пластичности, удаления химически связанной воды и той или иной степени спекания. Иногда шамотом называют также некоторые другие исходные материалы для производства огнеупоров, обожжённые с целью окускования порошков (нередко в смеси с глиной) и стабилизации свойств материала (высокоглинозёмистый, корундовый, цирконовый «шамот»). В практике художественной керамики шамотом часто называют пластичную массу на основе глин разного состава с добавлением 30-40% собственно шамотной крошки крупностью 0,2-2,5 мм, а также готовые обожженные изделия из этой массы: шамотные вазы.
Слайд 31Шамот: получение
Шамот получают обжигом (преимущественно при 1300—1500 °С) во вращающихся, шахтных или других печах исходного сырья в виде естественных кусков или брикетов, приготовленных на ленточных, вальцевых и других прессах. Степень спекания шамота характеризуется водопоглощением, которое обычно составляет от 2—3 до 8—10% (для «низкожжённого» шамота 20—25%).
Слайд 32Изделия из шамота
Слайд 33Методы выработки керамических изделий
Слайд 34Литье в гипсовые формы
Слайд 35Пластическое формование. Получают изделия, имеющие форму тел вращения. Может быть механическое (для плоских изделий) и ручное (на гончарном круге)
Слайд 36Полусухое прессование. Получают кирпич, керамическую плитку
Слайд 37Сушка и обжиг
Сушка повышает прочность полуфабриката и подготовляет его к обжигу. Влажность доводится до 1-2%. При слишком быстрой или неравномерной сушке возможны деформация или образование трещин. Обжиг формирует структуру черепка и свойства керамических изделий. Обычно проводят двукратный обжиг. Первый обжиг - утильный – для твердого фарфора является предварительным (900-1000оС), для мягкого фарфора (1260оС), фаянса (1250-1280оС), майолики (990-1100оС) – основным, определяющим их свойства. Второй - политой – обжиг твердого фарфора (1350-1420оС) имеет целью завершение физико-химических превращений компонентов, окончательное формирование черепка и глазури, ее зеркальный разлив. При политом обжиге мягкого фарфора, фаянса и майолики происходит плавление и закрепление глазури.
Слайд 38Декорирование керамических изделий
Декорирование изделий является завершающей стадией производства фарфоровых и фаянсовых изделий, заключающейся в нанесении на неокрашенный полуфабрикат специальных разделок двумя методами: ручным и полумеханизированным.
Слайд 39Декорирование
Декорируют керамические изделия посредством окрашивания массы в розовый, голубой, зеленый цвета, нанесение декоративных глазурей (цветных, «кракле», кристаллических, матовых и др.), рельефными и углубленными рисунками, но чаще всего раскрашиванием. Основными видами разделок являются следующие.
Слайд 40полоски различной ширины. Усик - до 1 мм, отводка 2-4 мм, лента - свыше 5 мм)
Слайд 41печать - одноцветный графический рисунок, наносимый на столовую фаянсовую посуду
Слайд 42мелкий штамп - мелкий графический или плоскостной рисунок краской или золотом
трафарет - плоскостной рисунок, наносимый аэрографом через прорези трафарета
декалькомания (деколь) – многоцветные рисунки, переносимые со специальной литографской бумаги. Краски лежат тонким слоем, плавный переход оттенков
Слайд 43декалькомания (деколь) –
Слайд 44шелкография – одноцветные или многоцветные рисунки, наносимые на изделия через сетчатые трафареты. Краска ложится толстым слоем, мелкие элементы рисунков (штрихи, точки) хорошо различимы
Слайд 45живопись – рисунки кистью или агатовым пером. Краска ложится неравномерно, заметны следы мазков кистью
Слайд 46крытье – нанесение краски на изделие. Может быть сплошным, с прочисткой (незакрашенными частями поверхности), с ( нанесением рисунков на прочисткой и раскраской незакрашенные поверхности), полукрытье (закрашена половина изделия широкой полосой), нисходящее и восходящее ( с плавным усилением или ослаблением окраски сверху вниз).
Слайд 4869 группа в ТН ВЭД 1-ая подгруппа: изделия из кремнеземнистой каменной муки или из аналогичных кремнеземнистых пород и огнеупорные изделия. 2-ая подгруппа: прочие керамические изделия
При определении цены изделия из керамики учитывают: вид керамики декорирование размер
Слайд 49При контроле качества керамических товаров
Контролируется способ и состояние упаковки, полнота и четкость маркировки. Отбирается выборка 1% от партии, но не менее 10 изделий. Исследуются основные свойства и состав керамики.