Тестовые формы контроля на уроках музыкальной грамоты и слушания музыки на общеэстетическом отделении
МОУ ДОД ДШИ
г. Добрянка
Тестовые формы контроля
на уроках музыкальной грамоты и слушания музыки на общеэстетическом отделении
методическое сообщение
преподавателя II квалификационной категории
Братчиковой Н.А.
1. Понятие педагогического теста
Тест – стандартизированное задание, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого. Тест в переводе с английского означает «проба, испытание».
Тест как средство педагогического измерения дает возможность осуществлять управление деятельность учащихся в общеобразовательном процессе. Тесты используются как средство проверки, контроля и оценки.
Педагогический тест – это система заданий специальной формы, позволяющая измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков в той или иной области содержания.
Основные задачи использования тестов в преподавании музыкального искусства в школе направлены на:
- определение объема и качества освоения содержания программного материала;
- проверку и контроль уровня освоения основных видов деятельности учащихся (музыкальной, учебной, исследовательской);
- проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребенка, необходимых для занятий музыкальной деятельностью;
- оценку педагогической деятельности самого педагога.
Педагогические тесты в системе дополнительного образования подразделяются на виды: вступительные, текущие, на тесты промежуточной и итоговой аттестации. По форме различаются на «бумажные» (распечатка теста на бумаге) и «звуковые» (тестовые задания предъявляются в звуковой форме).
Входящие (вступительные) тесты – предназначены для предварительного измерения степени готовности к освоению учебного содержания, являются способом адаптации к требованиям учебной дисциплины, при этом главная их функция связана с самооценкой.
Текущие – направлены на: 1) диагностирование хода дидактического процесса; 2) проверку одной из единиц содержания образовательного процесса; 3) организацию экспресс контроля осознания усвоения информации программного содержания.
Этот тип тестов имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к самостоятельной систематической работе на уроках, повышает интерес к учебе.
Промежуточные – позволяют оценить качество освоения темы урока («мелодия – душа музыки», «музыкальный образ» и т.д.), в конце учебного периода (четверть, полугодие).
Содержание этих тестов основано на большом объеме материала. Оценка этих тестов осуществляется на основе тех критериев, которые предусмотрены учебной программой.
Итоговые – предназначены для: 1) контроля и оценки степени сформированности знаний, умений, навыков по окончании учебного года, этапа обучения в школе (начальное, среднее, старшее звено обучение) или по завершению изучения учебной дисциплины; 2) оценки уровня музыкально-учебных достижений учащихся по основным компонентам содержания музыкального образования.
Содержание тестов может быть разработано на основе блоков.
На основе оценки итоговых тестов педагог может делать выводы об эффективности и результативности своей педагогической деятельности.
Общие требования, предъявляемые к педагогическим тестам
Они должны быть:
-
Относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени для выполнения тестовых заданий.
-
Однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий.
-
Относительно краткими, требующими сжатых ответов.
-
Информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотношения количественной оценки за выполнение теста, с порядковой шкалой измерения.
-
Удобными, т.е. пригодными для практического использования всеми учащимися.
-
Проверяемыми, т.е. соответствовать проектируемым целям обучения.
-
Надежными, т.е. показывать устойчивый результат.
-
Валидными, т.е. ценными, имеющими значение для процесса обучения.
-
9. Объективными, т.е демонстрирующими в результате измерения именно то, что предусмотрено целью контроля.
Преимущества тестовых форм контроля
-
Индивидуальный характер контроля каждого ребенка.
-
Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах контроля обучения.
-
Возможность сочетания её с другими традиционными формами педагогического контроля.
-
Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
-
Объективность тестового контроля.
-
Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений.
-
Эффективность, позволяющая проводить контроль за короткое время с минимальными затратами.
-
Тестовые формы контроля как средство стимулирования систематической деятельности учащихся на уроке.
Формы тестовых заданий
Выбор содержания теста зависит от цели тестирования. Оно связано с:
-
опознанием автора произведения
-
определением названия произведения
-
соотнесением звучания с предъявленным нотным текстом
-
ответом на вопросы
-
поиском ошибки в нотном тексте
-
дополнением недостающего ключевого понятия нот и т.д.
Вид тестового задания зависит от средств его предъявления. В практике преподавания музыкального искусства возможно использовать следующие виды тестовых заданий: звуковые (с использованием аудиосредств), графические (с использованием рисунка, графического изображения), «написательные».
Логическая структура текстового задания будет определяться выбором формы:
-
с выбором ответа
-
на дополнение
-
на соответствие
-
на установление порядка
Тестовые задания с выбором ответа
Эти задания состоят из двух частей:
Первая часть – содержит постановку проблемы;
Вторая часть – варианты готовых ответов.
Тестовые задания сопровождаются инструкцией по их выполнению.
Задания с двумя ответами
Среди двух ответов один – ошибка, другой верный.
Данная форма легко оценивается.
Основные требования для составления тестовых заданий:
-
в тексте задания должна быть устранена всякая неясность формулировки.
-
формулируется предельно кратко.
-
в ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда».
-
основная часть задания формулируется в форме утверждения.
Задание 1 Согласны ли вы с утверждением что мюзикл, оратория, кантата, баллада, ария являются вокальными жанрами
А) да
Б) нет
Задание 2 Вариация – это форма в музыке, состоящая из темы и ряда измененных повторений
А) да
Б) нет
Задание с тремя ответами
Эти задания связаны с выбором правильного ответа из предлагаемых трех вариантов ответа.
Задание 1 Автора музыки называют:
А) художник
Б) писатель
В) композитор
Задание 2. Каким инструментальным «голосом» в симфонической сказке «Петя и волк» «поет» утка:
А) гобой
Б) кларнет
В) скрипка
Задания с выбором нескольких правильных ответов
Задание 1. Литература «дружит» с музыкой в:
А) опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
Б) «Курских песнях» Свиридова
В) романсе «Жаворонок» М.И. Глинки
Г) концерте №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского
Д) «Песне без слов» Мендельсона
Задание 2. Сюжетные зарисовки традиционного русского нарядного обряда «Масленица» встречаются в произведениях:
А) «Снегурочка» Римского-Корсакова
Б) «Петрушка» И. Стравинского
В) «Жар-птица» И. Стравинского
Г) «Князь Игорь» Д.П. Бородина
Д) «Кикимора» Лядова
Задание на выбор неправильного ответа
Задание 1. Какая из сказочных опер не принадлежащих Н.А. Римскому-Корсакову:
А) Конек-Горбунок
Б) Золотой петушок
В) Снегурочка
Г) Садко
Тестовые задания на дополнение
В заданиях на дополнение готовые ответы не даются. Задания бывают двух видов: 1) с ограниченным ответом (конкретным); 2) свободный (сочинение-эссе). В тексте задания не должно быть повторов.
В инструкции – ДОПОЛНИТЕ.
Задание 1. Колядки исполняются во время ________ обрядовых праздников.
Задание 2. как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд:
1 – песня
2 – опера
3 –
4 –
5 – и т.д.
Тестовые задания на установление соответствия
Данная форма задания позволяет многократно активизировать одну и ту же единицу содержания в процессе обработки умений и довести их до уровня навыков. Этот тип заданий позволяет выявить причинно-следственные связи между элементами музыкального языка и их выразительными возможностями, жанром и его содержанием, автором и произведением и т.п.
Задание на установление связей направлены на проверку понимания на основе установления связей между элементами двух множеств.
Такими множествами могут быть:
1 композитор и его произведения
2 фамилия композитора и его имя
3 автор и музыкальный фрагмент
4 произведение и его жанр
5 средства музыкальной выразительности и их функции в произведении
6 тип голоса и исполняемое произведение
Задания и ответы располагаются столбцами
Установите соответствие – инструкция.
И.С. Бах Симфония № 5
В.А. Моцарт Токката и фуга ре-минор
Л.В. Бетховен Симфония № 40
Итоговые тесты
Позволяют выявить качество знаний, умений определить уровень освоения музыкальной деятельности, определить степень развития психологических процессов (мышление, воображение, память и т.д.). В соответствии с задачами итогового контроля комбинируются различные формы тестовых заданий, определяются критерии оценки их выполнения и время на выполнение каждого задания. Задания в тестах располагаются по принципу возрастания их трудности.
Тестовые задания для итогового контроля могут быть составлены таким образом, что позволяют выявить знания и умения учащихся, и уровни музыкальной деятельности и степень развития психологических качеств.
Необходимо искать задания, комплексно отображающие основные темы учебного курса.
На основе уровней музыкальной деятельности могут быть определены меры оценок тестовых заданий.
I. Тестовые задания репродуктивного уровня – 1 балл
Реконструктивного – 2 балла
Вариативного – 3 балла
Созидательного – 4 балла
Контрольный лист итогового тестирования
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Всего баллов | |
Кол-во баллов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 27 |
Критерии для выставления отметки (сколько баллов какой отметке соответствуют):
«5» -
«4» -
«3» -
II. Можно анализировать ответы на предложенные тесты.
где, К – качество усвоения знаний
а – число правильно решенных заданий теста
n – общее число заданий
Например:
К= 9 / 10 = 0,9
0,9 – 1 | 0,8 – 0,7 | 0,6 – 0,5 | |
Отметка | 5 | 4 | 3 |
Отметка «5» - исчерпывающий ответ, показывающий полное понимание музыкального материала.
Отметка «4» - полный ответ, но присутствуют неточности или незначительные ошибки.
Отметка «3» - музыкальный материал в основном усвоен, но сделаны существенные ошибки.
Отметка «2» - противоречит эстетическим задачам предмета «Музыкальная грамота и слушание музыки», направленного на формирование положительного отношения к музыкальному искусству.
Здесь представлены материалы теста на тему «Тестовые формы контроля на уроках музыкальной грамоты и слушания музыки на общеэстетическом отделении», которые могут быть просмотрены в онлайн режиме или же их можно бесплатно скачать. Предмет теста: Музыка (все классы). Также здесь Вы найдете подборку тестов на схожие темы, что поможет в еще лучшей подготовке к тестированию.