» » » Софиология после В. С. Соловьёва

Презентация на тему Софиология после В. С. Соловьёва


Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Софиология после В. С. Соловьёва. Предмет презентации: Философия. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 31 слайд.

Слайды презентации

Слайд 1
Софиология после В. С. Соловьёва Московский государственный институт международных отношений Кафедра философии Prezentacii.com
Слайд 2
Софиология после В. С. Соловьёва • С. Н. Булгаков (1871-1944) • П. А. Флоренский (1882-1937)
Слайд 3
С. Н. Булгаков (1871-1944) Софийность мироздания • От марксизма к идеализму: Сборник статей (1903) • Два града: Исследования о природе общественных идеалов (1911) • Философия хозяйства (1912) • Свет невечерний: Созерцания и умозрения (1917) • Трагедия философии (1920) • Философия имени (1920) Основные сочинения
Слайд 4
С. Н. Булгаков (1871-1944) Софийность мироздания  Сущность и типы философии • «Троическая аналогия» и троичность предложения • История философии как история тринитарных ересей  Учение о Софии • Религиозный материализм • Понятие Софии • «Тварная София»  Литургический критерий софийности  Софиология хозяйства  Софиология искусства  Софиология пола  Софиология творчества  Софиология власти  Софиология смерти  Софиология истории
Слайд 5
Троично предложение (суждение), в котором следует видеть не просто форму выражения мысли, но универсальный выразительный акт. Суждение, оно же грамматическое предложение, онтологической первоосновой сводится всегда к типу: я есмь нечто. Сущность и типы философии «Троическая аналогия» Это – «первосуждение», универсальная форма; как единство трёх членов: подлежащего, сказуемого и связки – оно несёт в себе образ троичности. Сущностное строение здешнего бытия определяется сущим в нём (особенно – в природе человека и в сфере человеческого духа) образом св. Троицы. Само существование человека может рассматриваться как суждение – развёрнутое высказывание человека о том, что он есть.
Слайд 6
Истинная реальность, скрытая в форме Первосуждения, есть единство, равновесие и равноправие трёх грамматических начал, понятых как начала онтологические. Философия в принципе неспособна выразить цельность триединой реальности и обречена сводить Троицу к единице, избирая часть вместо целого. Сущность и типы философии История философии как история тринитарных ересей Она является поэтому или «философией субъекта» (Фихте), или «философией сказуемого» (Гегель), или «философией связки» (Спиноза). Первосуждение, таким образом, – это универсальная онтологическая структура, «схема сущего», но также и «схема истории философии». Но философии как таковой (и, следовательно, всякой философской системе) присущ монизм, утверждение единственного верховного начала.
Слайд 7
Акт творения есть поднятие укона в меон творческим актом Бога. Но хотя и после Бога и по Его воле, материя есть также творческое начало: её ключевые определения – «Земля» и «Мать». Учение о Софии Религиозный материализм На вершине своего рождающего и творческого усилия Земля-мать потенциально является «Богоземлёй» и Богоматерью. Мир сотворён из «ничто», но следует различать абсолютное ничто (укон) и относительное ничто (меон). В своём онтологическом существе материя есть меон. «Укон» ( греч . ουχ ό ν ) – абсолютное ничто, всецелая противоположность бытия. «Меон» ( греч . μη ό ν ) – относительное ничто, небытие, чреватое бытием.
Слайд 8
София («Премудрость Божия») – «идеальный первообраз» мира в Боге. София – не только первообраз тварного бытия в целом, но и собрание первообразов каждой из вещей и каждого из явлений мира. В ней неотъемлемо присутствует аспект множественности и единства множества: она есть всеединство. В то же время это не просто всеединство или мир идей, но всегда – их персонификация, олицетворение. Учение о Софии Понятие Софии
Слайд 9
Учение о Софии «Тварная София» Под софийностью понимается свойство причастности отдельного явления или всего тварного мира Софии как своему идеальному первообразу. «Софийность» вообще есть некий гармонический лад вещей, принцип закономерности и сообразности, «универсальная связь мира», противостоящая «несофийным» тенденциям вражды, хаоса, распада. Главные имена или дефиниции Софии суть Благо, Истина и Красота.
Слайд 10
Поскольку церковная молитва – не об идеальном, а именно о грешном и падшем мире, темами софиологии оказываются: его нужды (труд, хозяйство), «Тварная София» Литургический критерий софийности и узы (семья, власть). Не чуждо софийности всё то, «за что можно молиться», что благословляет и освящает Церковь в своём богослужении. узловые вехи земного существования (рождение, продолжение рода, смерть),
Слайд 11
«Тварная София» Софиология хозяйства В своём истоке хозяйство не порождено лишь падшим состоянием мира, существует и «райское хозяйство» как бескорыстный любовный труд человека над природой для её познавания и усовершенствования, раскрытия её софийности». Однако в падшем состоянии мира смысл и мотивы хозяйства радикально меняются: оно требует теперь усилия и является тяжким бременем, служит не раскрытию софийности, а нужде человека. Но оно сохраняет «низшие формы софийности»: в своей хозяйственной функции человек утверждает своё центральное, главенствующее место в мироздании, что соответствует его софийному первообразу.
Слайд 12
«Тварная София» Софиология искусства Если «райское хозяйство» и «райское искусство» тождественны (эта синтетическая активность именуется теургией ), то в падшем модусе они утрачивают важные (но противоположные) свойства теургии и становятся как бы дополнительными друг другу. Хозяйство, сохраняя способность действенного изменения мира, утрачивает ориентир софийности – способность созерцания красоты; искусство сохраняет способность видеть софийность, но утрачивает возможность её осуществить. Его отношение к Софии выражается понятием Эроса: это – влечение, стремление, которое, однако, никогда не достигает полного соединения со своим предметом, в чём и заключается «трагедия искусства».
Слайд 13
софиология творчества и софиология власти. «Тварная София» Софиология пола «Мужское» и «женское» – два универсальных софийных принципа, на базе которых развиваются, в частности, Двуполость присуща тварному бытию вне зависимости от грехопадения, хотя в падшем состоянии она и «затемняется» привнесением похоти.
Слайд 14
дара гениальности – и дара талантливости – «мужской» способности зачатия, открытия новых идей, «женской» способности вынашивать, развивать уже данные идеи. «Тварная София» Софиология творчества Творчество возникает из соединения
Слайд 15
к господству и к подчинению ( «мужского» начала) ( «женского» начала). «Тварная София» Софиология власти Власть – это единство заложенных в человеческой природе противоположных стремлений:
Слайд 16
умирание – и смерть – дурную, безысходную длительность, застывший миг смертного страдания, истинное завершение нашего существования, «законченность, исход и освобождение от умирания». «Тварная София» Софиология смерти Необходимо различать
Слайд 17
«Тварная София» Софиология истории София тварная не есть неподвижный атрибут: она раскрывается, развёртывается, то есть имеет характер процесса; динамический аспект софийности выявляется через различие между «образом» и «подобием». Софийность как целокупная причастность человека Богу есть вместе и образ – сходство по некоторым неизменным признакам, и подобие – развёртывание образа до отождествления с Первообразом. Это соединение мира со своим Божественным Первообразом есть «ософиение» – Богочеловеческий процесс, в центре которого стоит Церковь и который в перспективе должен охватить всю Вселенную.
Слайд 18
П. А. Флоренский (1882-1937) Конкретная метафизика • Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах (1914) • У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики) (1918) • Иконостас (1920-е гг.) • Мнимости геометрии (1922) Основные сочинения
Слайд 19
П. А. Флоренский (1882-1937) Конкретная метафизика  Конкретная метафизика • Философский символизм • Гносеология символизма • Пан-Символ • Дискретный характер реальности и уровни смысловой выразительности • Концепция пространства и пространственное понимание бытия  Эстетика • Искусство и культ • Прямая и обратная перспектива
Слайд 20
Нет никаких отвлечённых духовных сущностей или абстрактных идей, ибо духовный предмет всегда выражен в чувственном – явлен пластично и зримо. Феномен и ноумен выражают друг друга, образуя нераздельное двуединство, которое есть символ. Конкретная метафизика Философский символизм Вся реальность состоит из символов. Символ совмещает в себе «природное» и «духовное»; реальность едина, она повсюду, в любом своём элементе и чувственна, и духовна. Конкретность означает не отсутствие духовного предмета, но именно конкретный характер духовного предмета, обретаемый им за счёт его непременной воплощённости в чувственном. Но нет и чисто эмпирических явлений, ибо всякое явление есть выявление духовной сущности – чувственный облик определённого ноумена.
Слайд 21
Конкретная метафизика Философский символизм Бытие, которое больше самого себя, – таково основное определение символа.
Слайд 22
При таком подходе иначе понимаются и цели познания: а на выявление фундаментальных, первичных символов, из которых складывается данная область. Конкретная метафизика Гносеология символизма Эти первичные символы выделяются среди других символов своей простотой и элементарностью, за счёт которых они и обретают общность и универсальность. В любой сфере познание означает раскрытие символической природы явлений, узрение ноумена в феномене, так что принципиальные различия между родами знания исчезают. оно должно быть направлено не на открытие отвлечённых законов, «управляющих» разными сферами реальности,
Слайд 23
Этот Пан-Символ, с одной стороны, не есть простая сумма сущего, а есть единое целое с собственным ноуменальным содержанием, Его внутренняя организация предполагает, таким образом, тождество частей целому, то есть образует всеединство. Конкретная метафизика Пан-Символ Всеединство есть вообще принцип внутренней формы символической реальности. Реальность в целом также составляет единый символ. а, с другой стороны, есть собирательное целое (не единство, а множество), поскольку объемлет и содержит в себе все символы.
Слайд 24
Иными словами реальность состоит из дискретных элементов. В мире явлений существуют градации, ступени символичности, которые также не непрерывны, а дискретны. Конкретная метафизика Дискретный характер реальности Реальность «многослойна»: в Бытии-Космосе выделяется ряд «пластов», различающихся по степени выявленности ноуменов в феноменах. Реальность должна, таким образом, пониматься как состоящая из элементов, каждый из которых представляет собой отдельную и законченную цельность. Поскольку здешний мир нельзя отождествлять с полнотой и совершенством бытия, феномен может не в совершенстве выражать собой ноумен.
Слайд 25
И феномен, и ноумен пространственны, следовательно, пространственной является и связь их друг с другом. Ноуменальное пространство не является копией эмпирического пространства, но оно и не абсолютно иное: ноуменальный мир есть мир «обращённый» («мнимый»). Конкретная метафизика Пространственное понимание бытия Обе стороны символа: и чувственная, и умнáя – получаются одна из другой выворачиванием наизнанку. Пустое, бескачественное пространство, независимое от вещества, есть всего лишь абстракция, лишённая истинного существования. Существует особое пространство, отличное от пространства чувственных вещей и служащее вместилищем ноуменального.
Слайд 26
Конкретная метафизика Пространственное понимание бытия Если переднюю сторону плоскости мы видим, то о задней только знаем. Но отвлечённо знать о некотором наглядном образе, сущность которого – именно в его наглядности, это значит иметь восприятие его каким-то иным, не зрительным, способом, но с коррективом на зрительность через отвлечённое понятие или через образ воспоминания. Действительность есть в этом смысле воплощение отвлечённого в наглядный материал, из которого и было получено отвлечённое; а мнимость – это воплощение того же самого отвлечённого, но в наглядном материале инородном. < … > В этом смысле и надлежит говорить о понятиях ощущений, как ощущениях мнимых, или ощущениях мнимого… П. А. Флоренский. «Мнимости геометрии».
Слайд 27
Поэтому особый характер, тесно связанный с культом, приобретает всякая активность, затрагивающая границу миров: смерть, сновидения, мистический экстаз и т.п. Искусство, таким образом, оказывается под эгидой культа. Эстетика Искусство и культ Иконопись сущностно едина с онтологией: обе области – одна в слове, другая в изображении – дают выявление незримых духовных сущностей. Ключевой момент в устройстве символической реальности – это отношение её двух миров, подлежащее ведению культа. В более широком понимании пограничной активностью следует полагать и всякое творчество, поскольку оно направлено на раскрытие смысловой стороны явлений.
Слайд 28
Эстетика Прямая и обратная перспектива К. Брюллов. «Наездница» (1832, Третьяковская галерея).      • Двум основным видам миропонимания:  « в о з р о ж д е н ч е с к о м у »  и «средневековому» – соответствуют два типа художественного изображения:  прямая
Слайд 29
Эстетика Прямая и обратная перспектива «Крещение» (30-ые гг. XV в., Тверская школа)       • Двум основным видам миропонимания: – «возрожденческому» – и « с р е д н е в е к о в о м у » – • соответствуют два типа художественного изображения: – прямая – и обратная перспектива.
Слайд 30
Эстетика Прямая и обратная перспектива  Е в к л и д о в о п р о с т р а н с т в о о д н о р о д н о , и з о т р о п н о , н е п р е р ы в н о , с в я з н о , б е с к о н е ч н о и б е з г р а н и ч н о ; п о э т о м у о н о н е п р и г о д н о д л я с и м в о л и з а ц и и г л у б и н н о й , п р е р ы в н о й , м н о г о с в я з н о й , з а м к н у т о й и и е р а р х и ч н о й р е а л ь н о с т и .
Слайд 31
В о п р о с ы ?

Другие презентации по философии



  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru