Слайд 1Эрвинг Гоффман, (иногда Ирвин Гофман) 11 июня 1922, Мэнвилл, Альберта, Канада — 19 ноября 1982, Филадельфия, США
Американский социолог канадского происхождения. Первая же его книга – Представление себя другим в повседневной жизни, сразу после выхода стала почти культовой, а Гоффман почти великим. Среди социологических текстов книг, выходивших такими тиражами, просто нету. Почти до самой смерти в социологии считался почти безусловным маргиналом. Ставилось под сомнение, является ли вообще социологией то, что он делал. Его называли «Кафкой нашего времени». За своего его считали почти во всех социальных науках – антропологии, политологии, PR и т. д. Спецкурсы по Гоффману читают даже в спецшколах разведки. Уже в 60-е годы в социологии формируется некий культ Гоффмана. После его кончины культ стал только разрастаться.
Слайд 2Награды
В течение своей жизни был удостоен следующих наград: Doctor of Laws (LL.D.), Университет Манитобы, 1976 Guggenheim fellowship, 1977—1978 In Medias Res, Международная награда по коммуникации, 1978 Doctor of Hebrew Literature/Letters (D.H.L.), Университет Чикаго, 1979 Mead-Cooley Award по социальной психологии Forms of Talk, номинирован на премию Круг критиков национальной книги, 1981
Слайд 3Институты
Университет Чикаго, Отдел социальных наук, Чикаго: 1952—1953 — ассистент, 1953—1954 — постоянный сотрудник Национальный институт психического здоровья, Бетесда, Мэриленд: 1954—1957 — приходящий сотрудник Университет Калифорнии, Беркли: 1958—1959 — старший преподаватель, 1959—1962 — адъюнкт-профессор, 1962—1968 — профессор социологии Университеты Пенсильвании, Филадельфии, Бенджамина Франклина: 1969—1982 — профессор антропологии и социологии Также являлся 73-м президентом Американской социологической ассоциации.
Слайд 4Основные работы Э.Гоффмана
1956 (новое издание 1959) — «Представление себя другим в повседневной жизни» («The Presentation of Self in Everyday Life»). 1961 — «Приюты: очерки о социальной ситуации пациентов психиатрических клиник и иных заключенных» («Asylums»). 1961 — «Столкновения: два исследования по социологии взаимодействия» («Encounters»). 1963 — «Поведение в общественных местах: заметки о социальной организации сборищ» («Behavior in Public Places»). 1963 — «Стигма: заметки об управлении испорченной идентичностью» («Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity»). 1967 — «Ритуал взаимодействия: очерки о поведении лицом-к-лицу» («Interaction Ritual»). 1969 — «Стратегическое взаимодействие» («Strategic Interaction»). 1971 — «Отношения на публике: микроисследования публичного порядка» («Relations in Public»). 1974 — «Рамочный анализ: очерк об организации опыта» («Frame Analysis»). 1981 — «Формы разговора» («Forms of Talk»). 1983 — «Интеракционный порядок» (посмертно опубликованное президентское обращение к АСА).
Слайд 5Значительным вкладом Гоффмана в социологию является его определение символического взаимодействия как формы игры, появившееся в 1959 году в его книге «Представление себя другим в повседневной жизни». В соответствии со взглядами Гоффмана, общество не обладает однородной структурой. В различных условиях мы действуем различным образом. Условия, в которых мы вынуждены принимать решения, относятся не к обществу в целом, а обладают собственной спецификой. Гоффман рассматривает жизнь как театр, но нам также требуются места, где можно припарковать машину и справить нужду: существует более широкий план, находящийся над уровнем межличностного символического взаимодействия.
Слайд 6Плодотворными для дальнейшего развития социологии оказались разработанные Гоффманом понятия «ритуалов взаимодействия», «тотального института» (близкое понятие «всепоглощающих» или «ненасытных» институтов предложил, на примере армии, Льюис Козер), «стигмы» (развито позднее в трудах по социологии религии немецкого социолога Вольфганга Липпа, феномен сексуальной стигмы исследовал коллега Гоффмана Кеннет Пламмер, 1975), его подход к интерпретации человеческого поведения с позиций «рамочного анализа» или «фрейм-анализа» (термин фрейм, или англ. - frame здесь восходит к понятию «кадра» в кинематографе и почерпнут Гоффманом у Г. Бейтсона).
Слайд 7Труды Гоффмана оказали значительное влияние на мировую социологию 1970—1980-х годов, которое ощущается и поныне. В России пропагандистами идей и трудов Гоффмана являются В. С. Вахштайн, концептуализирующий основания социологической теории Э. Гоффмана, преимущественно его поздней работы "Анализ фреймов", а также М.М. Соколов, использующий идеи американского социолога в исследовании виртуальной идентичности и теории статусных сигналов в академическом мире
Слайд 8Цитаты
«Человек отличается от животных в тех отношениях, которые действительно значимы: у животных — инстинкты, у нас — налоги». «Общество — это сумасшедший дом, которым управляют его пациенты». «Мир — это поистине свадьба». «Стигматизация — это процесс, когда реакция других портит нормальную личность».