Слайд 2ПРОБЛЕМА МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА- ВАЖНЕЙШЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. ШЛЯГЕРЫ, БЛОКБАСТЕРЫ, ХИТЫ, БЕСТСЕЛЛЕРЫ - ВОШЛИ В ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ. НО ВОКРУГ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТОЯННО ИДУТ СПОРЫ И ДИССКУССИИ. В ЧЕМ ЖЕ ПРОБЛЕМА МК.?
Слайд 3ЦЕЛИ УРОКА.
РАССМОТРЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СВЯЗЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО ОБЩЕСТВА, ПРОДУКТОМ КОТОРОГО СТАНОВИТСЯ «ЧЕЛОВЕК МАССЫ» В ЧЕМ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. РАЗВИТИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ. СВЯЗЬ СМИ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОЦЕНКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ – СИМПТОН ВЫРОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА ИЛИ УСЛОВИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ.
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА, ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА, МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО, СМИ. ТЕРМИНЫ: ЖЕЛТАЯ ПРЕССА, «ЧЕЛОВЕК МАССЫ», БЛОКБАСТЕР, БЕСТСЕЛЛЕР, ШЛЯГЕР, ХИТ.
Слайд 5КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ.
КУЛЬТУРА МНОГОЛИКА И МНОГООБРАЗНА.
МЫ УЖЕ ГОВОРИЛИ О КУЛЬТУРЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ. ТАКЖЕ ВЫДЕЛЯЕМ КУЛЬТУРУ НАРОДНУЮ, ЭЛИТАРНУЮ, И МАССОВОЮ. УЖЕ В 19 В. ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЭЛИТАРНАЯ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРЫ, ЧТО СВЯЗАНО С СОЦИАЛЬНЫМ РАССЛОЕНИЕМ ОБЩЕСТВА
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА- ЦЕННОСТИ СОЗДАВАЕМЫЕ НАРОДОМ СУЩЕСТВОВАЛИ ВСЕГДА. В СЕРЕДИНЕ 19 ВЕКА ДЖ. ТОМПСОН – ФОЛЬКЛОР- УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, СКАЗКИ, ТАНЦЫ, ПЕСНИ, ЧАСТУШКИ. ИГРУШКИ.
Слайд 6НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ ОТРАЖАЮТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «ПРОСТЫХ « ЛЮДЕЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ ВЕКАМИ. В НИХ: ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ, ИДЕАЛЫ ДОБРА , КРАСОТЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ. ЭТО ИСКУССТВО НА ПРАЗДНИКАХ, ОБРЯДАХ. В НЕМ НЕТ СОЗДАТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА НЕСЕТ В СЕБЕ СВОЕБРАЗИЕ НАРОДА, ЕГО МЕНТАЛИТЕТ, ТРАДИЦИИ
Слайд 7ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА.
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПОЛУЧИЛА РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ГОРОДАХ, СРЕДИ ОБРАЗОВАННОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ И СОЗДАВАЛАСЬ ПО ЗАКАЗУ ХУДОЖНИКАМИ, ПИСАТЕЛЯМИ. ДО ПОЯВЛЕНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ СЧИТАЛОСЬ , ЧТО ОТЧУЖДЕНИЕ НАРОДА ОТ ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СВЯЗАНО С НИЗКИМ МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ И НЕГРАМОТНОСТЬЮ. ОДНАКО В ДАЛЬНЕЙШЕМ ВОСТРЕБОВАННОЙ МАССАМИ ОКЕЗАЛОСЬ НЕ ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА А ТА КТОРУЮ В ДАЛЬНЕШЕМ НАЗОВУТ МАССОВОЙ. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА АДРЕСОВАНА НАИБОЛЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ.
Слайд 8МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО И «ЧЕЛОВЕК МАССЫ»
ПОЯВЛЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ СВЯЗАНО СО СТАНОВЛЕНИЕМ НА РУБЕЖЕ 19- 20 ВЕКОВ - МАССОВОГО ОБЩЕСТВА.
МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО
МАТЕРИАЛЬНОЙ ОСНОВОЙ ПЕРЕХОДА К МАССОВОМУ ОБЩЕСТВУ СТАЛО МАШИННОЕ ПРОИЗВОДСТВО , ПРИ КОТОРОМ УВЕЛИЧИЛОСЬ ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ И УМЕНЬШИЛАСЬ ИХ ЦЕНА. ПРОИСХОДИТ СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ТАКЖЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
ОБОЗНАЧИЛИСЬ ДВЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ РАБОТАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА: РАБОТА И ДОСУГ.
Слайд 9ВОЗНИКАЕТ СПРОС НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЛИ ПРОВЕСТИ ДОСУГ. РЫНОК ОТВЕТИЛ ТИПОВЫМ КУЛЬТУРНЫМ ПРОДУКТОМ
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОТРЕБОВАЛИ ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ. В ОЕЗУЛЬТАТЕ ПОЯВИЛАСЬ ШИРОКАЯ ЧИТЕТЕЛЬСКАЯ АУДИТОРИЯ И ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ЖАНРОВ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ЗАМЕНИЛИ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ТРАДИЦИОННОГО К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ.

Слайд 10ЧЕЛОВЕК МАССЫ.
ЧЕЛОВЕК МАССЫ- ГЛАВНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
ФИЛОСОФЫ НАЧАЛА 20 ВЕКА НАДЕЛЯЛИ ЕГО ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ- «ЧЕЛОВЕК БЕЗ ЛИЦА» , «ЧЕЛОВЕК КАК ВСЕ» ОРТЕГА-И ГАССЕТ ДАЛ КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТОГО НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА-МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: РОСТ ЖИЗНЕНЫХ ЗАПРОСОВ И НЕБЛОГОДАРНОСТЬ К ТЕМ, КТО ЕЁ УДОВЛЕТВОРЯЕТ- ПОСРЕДСТВЕННОСТИ, ВАРВАРЫ. ИМЕННО С НИМИ ФИЛОСОФ СВЯЗЫВАЕТ КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ. В СЕРЕДИНЕ 20 ВЕКА « МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА» СТАЛИ СООТНОСИТЬ С С БЛАГОНАМЕРЕННЫМ СРЕДНИМ КЛАССОМ. ИХСТАНДАРТЫ, ПРИВЫЧКИ, ЗАПРОСЫ СТАЛИ СЧИТАТЬСЯ НОРМОЙ.

Слайд 11ВЫВОДЫ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ ПОСТЕПЕННО СЛОЖИЛОСЬ ПОНИМАНИЕ, ЧТО ПОТРЕБЛЕНИЕ И ДОСУГ ЧЕЛОВЕКА МАССЫ НЕ МЕНЕЕ ВАЖНЫ. ЧЕМ РАБОТА И КАРЬЕРА. СОЦИОЛОГИ ПРИНЯЛИ ВЫРАЖЕНИЕ- ОБЩЕСТВО МАССОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА.
В НАУКЕ ЕСТЬ И ЕЩЕ ОДНА ТОЧКА ЗРЕНИЯ. СОГЛАСНО ЕЙ МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО СХОДИТ С ИСТОРИЧЕСКОЙ АРЕНЫ. ПРОИСХОДИТ ДЕМАССИФИКАЦИЯ. НА СМЕНУ МАССОВОМУ ЧЕЛОВЕКУ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ ПРИХОДИТ ИНДИВИДУАЛИСТ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. ИТАК «ОТ ВЫРВАВШЕГОСЯ НА СЦЕНУ ВАРВАРА ДО ДОБРОПОРЯДОЧНОГО ГРАЖДАНИНА» ТАКОВЫ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

Слайд 12СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
ТЕРМИНОМ «МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ» НАЗЫВАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРОДУКТЫ И СИСТЕМЫ ИХ РАСПРАСТРАНЕНИЯ И СОЗДАНИЯ. ЭТО КОМИКСЫ, ПОП- МУЗЫКА, ТРИЛЛЕРЫ, БЛОКБАСТЕРЫ. КРОМЕ ЭТГО СЮДА ОТНОСЯТСЯ- ОБРАЗЦЫ ПОВСЕДНЕВНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ВНЕШНЕГО ВИДА И Т.Д. ВСЕ ЭТО ПРИХОДИТ ЧЕРЕЗ СМИ, РЕКЛАМУ, МОДУ.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МК. ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ. (ЛЕГКОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ, РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ) ОДНАКО ЭТО НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ НИЗКИМ УРОВНЕМ КУЛЬТУРЫ. 2.ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ. ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫ, ГЕРОИ ПОНЯТНЫ. 3.СЕРИЙНОСТЬ, ТИРАЖИРУЕМОСТЬ - ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ТИРАЖ, МЫЛЬНЫЕ ОПЕРЫ. 4.ПАССИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ- НИКАКИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ УСИЛИЙ. 5. КОММЕРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.

Слайд 13МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ.
ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ 19в
ЗАРОЖДЕНИЕ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ –МАССОВОЕ ФАБРИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И МАССОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ: «КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР» , МЕБЕЛЬ, ДИЗАЙН, МНОГОТИРАЖКИ, КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ, МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. САЛОННОЕ ИСКУССТВО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПУБЛИЧНОЕ.
1920 – 1930 г.
В 1920- 1930 ПРОЦЕСС « ОМАССОВЛЕНИЯ» НА ОСНОВЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕСТВ. ПОЛИТ. СТРОЯ, ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ: АСКЕТИЗМ, КОЛЛЕКТИВИЗМ. МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО «МОБИЛИЗАЦИОННОГО ТИПА»
Слайд 1460 – 80 Г 20 ВЕКА.
В 1960 ГОДУ В СССР СРАВНЯЛАСЬ ЧИСЛЕННОСТЬ СЕЛЬСКОГО И ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, МАССОВОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ: СНИЖАЕТСЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОММУНАЛЬНО- КОЛЛЕКТИВИСТСКОЙ СФЕРЫ, НО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РЫНКА ТОВАРОВ МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ. ВСЕ ЭТО НА ФОНЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭФФЕКТА ЗАПАДНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. УРАВНИТЕЛЬНО- АСКЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ТЕРЯЕТ СВОЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ.
Слайд 15ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ: ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЦЕННОСТИ.
С ОДНОЙ СТОРОНЫ СОХРАНЯЮТСЯ СОВЕТСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ, А С ДРУГОЙ ВНЕДРЯЮТСЯ ОБРАЗЦЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ РЫНОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ. 1.ВНЕДРЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. 2.СЛАБОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПЬЮТЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ. 3 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – СЛАБОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ МАССОВЫМ ПОТРЕБИТЕЛЕМ.
Слайд 16СМИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.
СМИ- ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ, РАДИО, ТВ, КИНО ,ИНТЕРНЕТ: 17в.- ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ. 19в.- РАЗДЕЛЕНИЕ НА КАЧЕСТВ. ИМАССОВУЮ ПРЕССУ. 20в- РАДИО,ТВ, ИНТЕРНЕТ. ТЕЗИС ОБ ВЛИЯНИЕ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ. «ЧЕТВЕРТЫЙ ВИД ВЛАСТИ»
РЕЗКОЕ УСИЛЕНИЕ РОЛИ СМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ГЛОБАЛЬНЫЕ ГАЗЕТЫ, УСИЛЕНИЕ СПРОСА НА СЕРЬЕЗНЫЕ ИЗДАНИЯ. УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТВ. МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ В РАМКАХ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
Слайд 17ОЦЕНКИ МК.
ПРОТИВНИКИ МК ГОВОРЯТ ЧТО ОНА СНИЖАЕТ КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ , НАСАЖДАЕТ ЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ. В ОСНОВЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЕЖИТ ИДЕОЛОГИЯ КОММЕРЧЕСКОГО УСПЕХА. А ВОСТРЕБОВАННЫЕ «ЧЕЛОВЕКОМ МАССЫ» ФИЛЬМЫ, МУЗЫКА ПРОБУЖДАЮТ НИЗМЕННЫЕ ЧУВСТВА, ПОРОЧНЫЕ ЖЕЛАНИЯ
МЕЖДУ ТЕМ, В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЕСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ОТВЕЧАЮЩИЕ ВСЕМ КРИТЕРИЯМ ИСКУССТВА. ОНА ДЕМОКРАТИЧНА
Слайд 18ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ.
ВОПРОСЫ НА С.367– 368. ПОРАБОТАЙТЕ С ИСТОЧНИКОМ. С.369.
Слайд 19ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНИК ДЛЯ 11 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ /( Л.Н. БОГОЛЮБОВ, А.Ю ЛАЗЕБНИКОВА, А.Т. КИНКУЛЬКИН И ДР.); ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л. Н. БОГОЛЮБОВА (И ДР.).- М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008