- Традиционное орнаментальное вязание рукавиц в Карелии

Презентация "Традиционное орнаментальное вязание рукавиц в Карелии" (8 класс) по технологиям – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24

Презентацию на тему "Традиционное орнаментальное вязание рукавиц в Карелии" (8 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Технологии. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 24 слайд(ов).

Слайды презентации

«Традиционное орнаментальное вязание рукавиц в Карелии». Руководитель: Солодкая А. А., учитель технологии Выполнила ученица 8а класса Зайцева Валерия. Петрозаводск 2010. МОУ «Средняя школа № 36»
Слайд 1

«Традиционное орнаментальное вязание рукавиц в Карелии»

Руководитель: Солодкая А. А., учитель технологии Выполнила ученица 8а класса Зайцева Валерия

Петрозаводск 2010

МОУ «Средняя школа № 36»

Цель моей работы: Изучить народные традиции орнаментального вязания рукавиц на спицах в Карелии.
Слайд 2

Цель моей работы:

Изучить народные традиции орнаментального вязания рукавиц на спицах в Карелии.

Немного из истории вязания. Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства; оно существует более 3000 лет. Самая древняя вязаная вещь – декоративный вязаный пояс с птицей колибри – найдена в Перу и относится к началу III в. н. э. Ученые считают, что прародиной вязания был
Слайд 3

Немного из истории вязания

Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства; оно существует более 3000 лет. Самая древняя вязаная вещь – декоративный вязаный пояс с птицей колибри – найдена в Перу и относится к началу III в. н. э. Ученые считают, что прародиной вязания был Ближний Восток. В египетских гробницах найдены экземпляры некоторых вязаных вещей IV-V вв. н. э. Самая древняя рукавица была найдена в гробнице фараона Тутанхамона.

В XIII в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Позднее оно проникло во Францию, Англию, Шотландию, Россию.

Первая спица, скорее всего, была деревянной, просто гладкая веточка дерева. Потом количество спиц увеличилось до пяти. В прошлом спицы изготовлялись лишь из природных материалов – кости, дерева и металла. Вязаные изделия были предметами повседневного обихода, они быстро изнашивались или же их распус
Слайд 4

Первая спица, скорее всего, была деревянной, просто гладкая веточка дерева. Потом количество спиц увеличилось до пяти. В прошлом спицы изготовлялись лишь из природных материалов – кости, дерева и металла. Вязаные изделия были предметами повседневного обихода, они быстро изнашивались или же их распускали и перевязывали, поэтому ранние вещи не сохранились. На Руси рукавицы известны с XIII века. Целые вязаные рукавицы найдены при раскопках в культурных слоях древнерусских городов. Нередко находят фрагменты шерстяных носков, чулок, туфель, вязаных поясов.

Наладоники. Фотография музейного экспоната №530 из книги Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, 2000. Повсеместно одной иглой вязали рабочие рукавицы, которые известны под разными названиями: наладонки, надолонки, дельницы. Обычно
Слайд 5

Наладоники

Фотография музейного экспоната №530 из книги Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, 2000.

Повсеместно одной иглой вязали рабочие рукавицы, которые известны под разными названиями: наладонки, надолонки, дельницы. Обычно на связанные рукавицы (дельницы) сверху надевали еще кожаные рукавицы, чтобы они не промокали и дольше носились.

Мохнатки (лохматки) -. женские или мужские рукавицы для ношения в зимнее время. Они изготавливались из овчины, шкуры собаки, диких животных мехом наружу. Мохнатки шились широкими, длинными, прикрывали обычно край рукава. верхней одежды. Носили их обычно поверх вязаных шерстяных рукавиц (их называли
Слайд 6

Мохнатки (лохматки) -

женские или мужские рукавицы для ношения в зимнее время. Они изготавливались из овчины, шкуры собаки, диких животных мехом наружу. Мохнатки шились широкими, длинными, прикрывали обычно край рукава

верхней одежды. Носили их обычно поверх вязаных шерстяных рукавиц (их называли исподки или исподочки).

Мохнашки –. рукавицы, связанные из конского волоса, употреблялись рыбаками при вытаскивании невода.
Слайд 7

Мохнашки –

рукавицы, связанные из конского волоса, употреблялись рыбаками при вытаскивании невода.

Исподочки -. рукавицы, мужские и женские, надевавшиеся зимой. Они вязались обычно на спицах, крючком из серой, черной, белой шерсти, иногда с узором, выполненным цветной нитью – красной, зеленой, желтой, синей. По праздникам надевались орнаментированные исподочки, в будни – однотонные. В будние дни
Слайд 8

Исподочки -

рукавицы, мужские и женские, надевавшиеся зимой. Они вязались обычно на спицах, крючком из серой, черной, белой шерсти, иногда с узором, выполненным цветной нитью – красной, зеленой, желтой, синей. По праздникам надевались орнаментированные исподочки, в будни – однотонные. В будние дни поверх исподочек надевались холщовые или кожаные рукавицы.

Фотография музейного экспоната №508 из книги Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, 2000.

Материалы для вязания. Изделия вязали, в основном, из овечьей шерсти, которая имела природные цвета: серый, черный и белый. В другие цвета (красный, синий и другие) её красили в домашних условиях купленными красками или способами своего изобретения.
Слайд 9

Материалы для вязания

Изделия вязали, в основном, из овечьей шерсти, которая имела природные цвета: серый, черный и белый. В другие цвета (красный, синий и другие) её красили в домашних условиях купленными красками или способами своего изобретения.

Обработка пряжи. Карды – специальная щетка для чесания шерсти. В Поморье их называют картами, а сам процесс картаньем. Юная пряха. Начало XX века. Каждая крестьянская семья в Карелии имела в своем хозяйстве несколько овец для получения шерсти. Овец стригли, волокно чесали, а затем зимними вечерами п
Слайд 10

Обработка пряжи

Карды – специальная щетка для чесания шерсти. В Поморье их называют картами, а сам процесс картаньем.

Юная пряха. Начало XX века

Каждая крестьянская семья в Карелии имела в своем хозяйстве несколько овец для получения шерсти. Овец стригли, волокно чесали, а затем зимними вечерами пряли пряжу. Женщины и девушки пряли шерсть дома и на посиделках, которые заполняли каждый будничный вечер в период от Покрова до Великого поста.

Инструменты. В Карелии практиковали три способа вязания: одной иглой, на спицах и вязальным крючком. Способ вязания одной иглой является одним из древних. Этим способом вязали рабочие рукавицы и носки. Мужчины вязали себе одной иглой. Фотография музейного экспоната из книги Григорьевой Г.А. «Ткани и
Слайд 11

Инструменты

В Карелии практиковали три способа вязания: одной иглой, на спицах и вязальным крючком. Способ вязания одной иглой является одним из древних. Этим способом вязали рабочие рукавицы и носки. Мужчины вязали себе одной иглой

Фотография музейного экспоната из книги Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, 2000

все, что одевали в лес, на охоту или рыбалку: носки, рукавицы, шарф, рубаху. Вязание на нескольких спицах распространено повсеместно до сих пор. Это самый древний и самый усовершенствованный вид рукоделия. Этим способом вязали рукавицы, носки, рубахи.

Обереги. Оберег – это спасающий, оберегающий от несчастий. Почти все узоры в прошлом несли обереговую функцию. Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, ворота, рукавиц, чулок. Чтобы уберечься от нее, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко
Слайд 12

Обереги

Оберег – это спасающий, оберегающий от несчастий. Почти все узоры в прошлом несли обереговую функцию. Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, ворота, рукавиц, чулок. Чтобы уберечься от нее, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно. Мотивы или элементы орнамента подсказывала человеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа. Символика геометрических мотивов: круга (ромба), креста, треугольника – одинакова у многих народов. Они означают огонь, солнце, жизнь, землю.

Узоры придавали вещам магическую силу: рукавицы должны были защищать не только от холода, но и предохраняли их носителя от злых духов и несчастий. После манжеты вывязывали обручок - перевив из двух или более ниток. Это специальный прием, при выполнении которого удваивалась сила оберега.
Слайд 13

Узоры придавали вещам магическую силу: рукавицы должны были защищать не только от холода, но и предохраняли их носителя от злых духов и несчастий. После манжеты вывязывали обручок - перевив из двух или более ниток. Это специальный прием, при выполнении которого удваивалась сила оберега.

Узоры Карелии. При вязании изделий использовали два-три цвета, как говорили по-местному, в две или три нитки (две-три шерсти, двурядки, троерядки). Полосатый узор называли «рядки». Если изделие вязали без узора, их называли нагольными. Охотничьи узоры Заячьи уши Семеричные узоры
Слайд 14

Узоры Карелии

При вязании изделий использовали два-три цвета, как говорили по-местному, в две или три нитки (две-три шерсти, двурядки, троерядки). Полосатый узор называли «рядки». Если изделие вязали без узора, их называли нагольными.

Охотничьи узоры Заячьи уши Семеричные узоры

Пестрые узоры. Узор «косорядки» - зигзагообразные полосы. Пестрые узоры, которые использовали мастерицы, состояли из треугольников, клеток, полос, прямых и зигзагообразных линий. До нашего времени сохранились их старинные названия: «косоножки», «косорядки», «рядочки», «столбики», «елочки», «клинчики
Слайд 15

Пестрые узоры

Узор «косорядки» - зигзагообразные полосы

Пестрые узоры, которые использовали мастерицы, состояли из треугольников, клеток, полос, прямых и зигзагообразных линий. До нашего времени сохранились их старинные названия: «косоножки», «косорядки», «рядочки», «столбики», «елочки», «клинчики», «ячея», «очки» - клетки, «рябушки» .

Образцами вязания рукавиц являются чулочная вязка, резинка и рубчик. Узоры на рукавицах равномерно заполняли всю поверхность изделия. Внутреннюю сторону рукавицы и пальцы вывязывали менее сложным узором, чем тыльную сторону. Узорные рукавицы Поморья по форме и художественным особенностям можно разби
Слайд 16

Образцами вязания рукавиц являются чулочная вязка, резинка и рубчик. Узоры на рукавицах равномерно заполняли всю поверхность изделия. Внутреннюю сторону рукавицы и пальцы вывязывали менее сложным узором, чем тыльную сторону. Узорные рукавицы Поморья по форме и художественным особенностям можно разбить на три группы.

Классификация рукавиц Карелии (Поморье)

Первая группа. Рукавицы начинаются с резинки, на кистевой части провязываются узоры, состоящие из простых геометрических мотивов. Фотография музейного экспоната №517 по книге Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, 2000. Из белых и
Слайд 17

Первая группа

Рукавицы начинаются с резинки, на кистевой части провязываются узоры, состоящие из простых геометрических мотивов.

Фотография музейного экспоната №517 по книге Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, 2000. Из белых и темно-коричневых шерстяных нитей. Узор — «клинчики», состоит из треугольников, раппорт 5 х 2,5. Пальцы связаны в косой ряд, вверху — коричневая резинка. 13 х 26 1979 год Летний берег, Уна. О. Ф. Киселева (1922 г. р.). Поступили в июне 1982 года. Очищены от загрязнений. Укреплены по разрывам с восполнением утрат по узору.

Вторая группа. Рукавицы начинаются обычно рубцами. За ними идут 2-3 семеричных бордюра, а в верхней части располагаются узоры, состоящие из точек и крестиков. Фотография музейного экспоната №519 по книге Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». А
Слайд 18

Вторая группа

Рукавицы начинаются обычно рубцами. За ними идут 2-3 семеричных бордюра, а в верхней части располагаются узоры, состоящие из точек и крестиков.

Фотография музейного экспоната №519 по книге Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, 2000. Из белых и черных шерстяных нитей. Узор — «частенький»: белые и черные клетки с косым крестом, расположенные в шашку, раппорт 3,4 х 3,2. Пальцы связаны в косой ряд, верхний край — в рубичок. 12,5 х 29,5 1980 год. Летний берег, Яреньга. А. В. Серухина (1908 г. р.). Поступили в 1983 году.

Третья группа. Рукавицы начинаются резинкой. На тыльной стороне кистевой части располагаются крупные восьмиконечные звезды, а на внутренней – узоры из простых мотивов. Фотография музейного экспоната №524 по книге Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Ка
Слайд 19

Третья группа

Рукавицы начинаются резинкой. На тыльной стороне кистевой части располагаются крупные восьмиконечные звезды, а на внутренней – узоры из простых мотивов.

Фотография музейного экспоната №524 по книге Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, 2000. Из светло-серых и коричневых шерстяных нитей. На тыльной стороне вывязаны две восьмилепестковые розетки, остальная часть — в шашку, пальцы — в косой ряд, резинка с двумя полосами. 10,5 х 24, 1981 год, А. П. Катарина (1906 г. р. — Летний берег, Летняя Золотица), Поступили в 1983 году из поселка Солонки.

Разработка вывязывание рукавиц по фотографии музейного экспоната. Схема вязания пальца. Схема вязания рукавицы. Фотография музейного экспоната №517
Слайд 20

Разработка вывязывание рукавиц по фотографии музейного экспоната

Схема вязания пальца

Схема вязания рукавицы

Фотография музейного экспоната №517

Итоги работы. Целью моего исследования было изучение народных традиций орнаментального вязания рукавиц на спицах в Карелии. Я начала работу с чтения литературы по данной теме, провела исследовательскую работу по традиционному вязанию рукавиц народов Русского Севера и Карелии. С помощью ИКТ разработа
Слайд 21

Итоги работы

Целью моего исследования было изучение народных традиций орнаментального вязания рукавиц на спицах в Карелии. Я начала работу с чтения литературы по данной теме, провела исследовательскую работу по традиционному вязанию рукавиц народов Русского Севера и Карелии.

С помощью ИКТ разработала технологию вязания рукавиц по фотографиям экспонатов музея-заповедника на Соловецких островах.

Мои рукавицы. Используя материал этого исследования, мне удалось разработать и создать коллекцию вязаных рукавиц. Я уверена, что в будущем продолжу орнаментальное вязание изделий. Считаю, что моя работа является одним из путей сохранения традиций узорного вязания на спицах в Карелии для будущих поко
Слайд 22

Мои рукавицы

Используя материал этого исследования, мне удалось разработать и создать коллекцию вязаных рукавиц. Я уверена, что в будущем продолжу орнаментальное вязание изделий. Считаю, что моя работа является одним из путей сохранения традиций узорного вязания на спицах в Карелии для будущих поколений.

Литература. 1. Григорьева Г.А. Ткани и одежда Поморья. Каталог. Архангельск: Правда Севера, 1999. 2. Косменко А.П. Карельское народное искусство. Петрозаводск: Карелия, 1977. 3. Косменко А.П. Традиционный орнамент финоязычных народов Северо-западной России. Петрозаводск, 2002. 4. Поверина Г. П. Узор
Слайд 23

Литература

1. Григорьева Г.А. Ткани и одежда Поморья. Каталог. Архангельск: Правда Севера, 1999. 2. Косменко А.П. Карельское народное искусство. Петрозаводск: Карелия, 1977. 3. Косменко А.П. Традиционный орнамент финоязычных народов Северо-западной России. Петрозаводск, 2002. 4. Поверина Г. П. Узорные рукавички. М.: Культура и традиции, 2006. 5. Рожков С. Рукоделие. Москва, 1994. 6. Энциклопедия вязания. Петрозаводск, 1994.

Спасибо за внимание
Слайд 24

Спасибо за внимание

Список похожих презентаций

Русское узорчатое вязание

Русское узорчатое вязание

Оренбургские пуховые платки знамениты на весь мир. Так в Перу был найден редкий экземпляр декоративного вязаного пояса. Сложность рисунка, тонкость ...
Вышивка Карелии

Вышивка Карелии

Карельская вышивка. вид декоративно-прикладного творчества, шитьё узорами на ткани. Значение карельской вышивки. украшение, декорирование текстильных ...
Двухцветное вязание

Двухцветное вязание

Цели урока:. Дать представление о художественном разнообразии, красоте народных хантыйских орнаментов; Научить выполнять двухцветные узоры способом ...
Водяная Змея - техника вязание крючком и на спицах

Водяная Змея - техника вязание крючком и на спицах

Материалы и инструменты. МАТЕРИАЛЫ: 1.Пряжа для тела змеи полушерстяная №32/2 голубая. 2.Пряжа для шарфа и шапки YARNART Begonia двух цветов. 3.Нитки ...

Конспекты

Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные приемы вязание крючком

Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные приемы вязание крючком

План урока. Тема: Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные приемы вязание крючком. Цели. Ознакомить учащихся с новым видом рукоделия- ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:19 апреля 2018
Категория:Технологии
Классы:
Содержит:24 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации