Слайд 1Теория и практика массовой коммуникации
В.Л. МОЛОЖАВЕНКО
Слайд 2ЛИТЕРАТУРА
Теория и практика массовой информации. Общество. СМИ. Власть [Текст]: / Юнити-Дана, 2010. Гнетнев, А. И. Современная пресслужба. [Текст] : учебник для вузов / А.И. Гнетнев, Филь. - Феникс, 2010. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста. [Текст]: / А.Г. Киселев. - Питер, 2011.
Слайд 3АТТЕСТАЦИЯ
Максимальное количество баллов за каждую текущую аттестацию 1 срок предоставления результатов текущего контроля 2 срок предоставления результатов текущего контроля 3 срок предоставления результатов текущего контроля Итого 30 30 40 100
Слайд 4Из истории становления отечественного радиовещания
Древние греки считали, что их боги жили в эфире — верхнем лучезарном слое. Буквально все и, в частности, молния были подвластны только Зевсу. С наступлением научно-технической революции сделано величайшее достижение — создано радиовещание. Современная наука вырвала из рук Зевса молнию и заставила ее заговорить, поэтому не случайно новое открытие, вначале именовалось голосом Бога.
Слайд 5Первые радиотелефонные передачи, обращенные к массовой аудитории, состоялись весной 1921 г. Их осуществили инженеры Казанской базы радиоформирований. Был сконструирован усилитель, благодаря которому разговор по телефону можно было передавать через рупор наподобие грамофонной трубы. Такие рупоры были установлены на двух площадях Казани 1 мая 1921 г., и через передавались тексты газетных статей. Эта информация быстро разнеслась по стране. И уже 7 мая московские газеты напечатали об этом событии информацию РОСТА (Российского телеграфного агентства). Казанский опыт быстро переняли Москва и Петроград. С 28 мая па 1 июня 1921 г. громкоговорящая радиотелефонная установка была испытана в Москве (на балконе здания Мосcоветa). А 17 июня передачи
Слайд 6Регулярные передачи московской Сокольнической радиостанции имени АС. Попова начались 12 октября 1924 г. 23 ноября того же года началось ежедневное вещание радиопрограмм станции имени Коминтерна. Существуют два спорных мнения по поводу радиоизобретателей. Первооткрыватели А.С. Попов из России и Г. Маркони из Италии на самом деле и не предполагали что выйдет из изобретения, поскольку они сконструировали средства связи, а не средство массовой информации и культуры. Однако их великое открытие неоспоримо. И все же кто из них был первым? 25 апреля (7 мая) 1895 г. русский ученый АС. Попов выступил с научным докладам и демонстрацией прибора, который был назван «громкоговорителем» и выразил надежду его применении для передачи сигнала на расстоянии без проводов. Уже в марте 1896 г . он продемонстрировал свое открытие на практике, передав на расстояние 250 Азбукой Морзе первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: «Генрих Герц» (имя гениального физика, чьи работы легли в основу изобретения А. Попова). Суть спора о первенстве изобретения в основном в том, что АС. Попов по настоянию военно-морского ведомства свой прибор не патентовал - его изобретение засекретили. А в этом же году итальянский ученый Гульельмо Маркони получил патент от английского правительства на такое же изобретение. Изучение исторических обстоятельств и документов дает основание поддержать мысль об автономности исследований ученых. К сожалению, в России изобретение Попова в течение длительного времени использовалось главным образам в военных целях, тогда как Маркони привлекло к радиотелеграфии внимание широких деловых, кругов, благодаря чему он получил хорошие материальные возможности для развития.
Слайд 7Что же касается собственно радио, то голос человека по радио России прозвучал впервые лишь в 1919 г. - это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, который услышали в Москве и Петрограде. Между тем в качестве технического коммуникационного просветительско-пропагандистского канала радио заявило о себе еще на стадии «точек и тире» Морзе. Важно заметить, что радиотелеграф в этом свойстве было не автономным СМИ, а составлял звено информационно-пропагандистской цепочки. Так, в 1914-1917 гг., из Зимнего дворца передавались важнейшие сообщения высшего руководства страны, распоряжения царя и правительства. По той же схеме после революционных событий распространялись отдельные постановления и декреты Советского правительства. Экспериментальное массовое вещание в России начиналось с радиоконцертов, постепенно приобретая политическую направленность, которая была вызвана необходимостью на тот период. Так, в 1921 г. массовое печатное издание «Известия ЦИК и ВЦИК» выходило малым тиражом всего 350 тыс. экземпляров на страну.
Слайд 8Совнарком принял два постановления, чрезвычайно важных для развития отечественного радиовещания (4 июля 1923 г.) - Декрет о радиостанциях специального назначения и 28 июля. 1924 г. Секрет СНК СССР, которым разрешалось иметь радиоприемники, покупать их в магазинах и пользоваться ими по собственному усмотрению. Так активизировалось развитие радиодела в стране. Быстрыми темпами велось строительство станций передающей приемной радиосети. В 1924 г. уже существовало 10 таких станций, в 1926 - 48, а к концу 1928 г. - вещанием уже была охвачена территория в 2 млн. 940 тыс. кв. КМ. Число радиослушателей возросло до нескольких миллионов. Вполне естественен вопрос: почему руководство партии и государства, возглавляемые И.В. Сталиным, уделяли огромное внимание радиовещанию в период становления тоталитарного государства. Радио рассматривалось в агитационно-пропагандистской структуре как важнейшее оружие. Это привело к реорганизации 45-минутного выпуска «Радиогазеты РОСТА». Смысл этой реорганизации заключался, прежде всего, в дифференциации аудитории, увеличении и конкретизации «адресов» радиопередач. С 1925 г. появляются комплексные программы радио, и в его передачах звучат сообщения не только для малограмотных. Так появляются «Рабочая радиогазета» и «Крестьянская радиогазета», а затем «Комсомольская правда по радио», «Радиопионер», «Призывник», «Кустарь». Врачебно-физкультурная радиогазета» и ряд других.
Слайд 9Так возникла теория «дикторского единообразия», требующая от чтеца максимальной интонационной скупости, любое выражение диктором личного отношения к содержанию радио сообщения посредством эмоциональной окраски и голосового грима объявлялись, грубы нарушением профессиональной этики. Возможность активизировать эмоциональное состояние аудитории в большей степени начала проявляться в начавшихся внестудийных прямых событийных трансляциях. По социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разделить на: Общественно - политические; Просветительские; Развлекательные. По форме радиосообщения этого исторического периода представляется возможным разделить на: радиособрания; радиопереклички; радиолекции; радиоконцерты.
Слайд 10Теперь появилась новая техническая задача. При трансляции объемной передачи звука из концертного зала нежелательно было вмешательство посторонних шумов. Поэтому группой инженеров и музыкантов во главе с А.Л. Минцем была разработана схема установки параллельно работающих микрофонов (до шести одновременно). При этом создавалась возможность автономно регулировать уровень сигнала, идущего от каждого микрофона. Так родилось микширование - техническое и художественное средство, позволяющее вести звуковой монтаж в процессе не фиксируемой на пленку передачи. С конца 1925 т. музыкальные и литературные трансляции становятся постоянными на советском радиовещании. Радиопередачи уже рассматривались как радиоискусство.
Слайд 11сегодня радиоспектр чрезвычайно широк. Он характеризуется от сверхдальних волн, измеряемых тысячами метров до миллиметровых и субмиллиметровых. Но частотный ресурс ограничен - из-за технологических трудностей. Радиочастотный спектр уже много лет освоен радиоэлектронными средствами государственных структур, отвечающими не только за оборону стpaны и организацию правительственной связи, но и за обеспечение безопасности человека, например, при авиаполетах, воздушных перевозках. Пути решения проблемы были сформулированы в «Концепции использования радиочастотного спектра в Российской Федерации», одобренной 25 апреля 1994 г. Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве связи РФ (ГКРЧ). В частности, средствам радиосвязи предлагаются совместно использовать частотные полосы.
Слайд 12оборудования радиостанций
степень их насыщения зависит от запланированном зоны вещания. Так, для поселковой станции необходимы радиопередатчик, 50 м многожильного медного провода для антенны, устройство антенной настройки, два микрофона на стойках, два стационарных магнитофона, две пары наушников, две кacceтные деки, микшерный пульт на пять каналов микшер сводит источники звyкa во время передачи в прямом эфире и выводит сигнал на передатчик, аудиокабели и электропроводка. А также некоторая мелочь типа индикатора включения (выключения) передатчика и т.п. Для станции, вещающей на современный город, список этот существенно расширяется, включая большой ассортимент устройств, связанных с источниками звука (микрофоны, компакт-диски, в ходу также остаются магнитная пленка и кассеты и т. д.), преобразователями сигнала (микшерные пульты, репродукторы, фильтры и т. д.), линиями связи, студией-передатчиком (коаксиальный кабель, радиосистема) и передающей системой (передатчик, фидерная линия для передачи выходного сигнала передатчика к антенне, антенка и мачта ее установки и т. д.). Весьма полезно дополнительное студийное оборудование: фильтры низких частот, позволяющие уменьшить фоновый шум при записи интервью в аэропорту; фильтры высоких частот, улучшающие слышимость интервью, передаваемого по телефону; полосовые фильтры, пропускающие полосу средних частот, отсекая верхнюю и нижнюю части спектра; узкополосные режекторные фильтры (фильтры-пробки), способные подавлять часть звукового спектра в очень узком диапазоне, отсекая гудение, свист и т. п. Студийные магнитофоны подразделяются на четыре типа в зависимости от подачи пленки: на магнитных катушках, кассетах, современных компакт-дисках. Однако еще достаточно широко используются старые технологии. Пленка в магнитофонных кассетах может быть покрыта окисью железа или двуокисью хрома. В компакт-кассетах, или картриджах (каргах), концы короткой, рассчитанной на минутную запись пленки на бобине склеены, и ее не надо ни перематывать, ни прокручивать.
Слайд 13Картриджами
пользуются для коротких и часто повторяющихся сообщений - таких, как регулярные объявления, позывные станций и передач, реклама, звуковые эффекты и т. д. Магнитофоны третьего типа, работающие с открытой пленкой, намотанной на большие плоские бобины, используются только для производства и монтажа фонограммы (оператор находит нужное место записи, режет и склеивает пленку, переписывает фонограмму на кассету или картридж или сразу же пускает в эфир). Сегодня радиовещание перешло на цифровые технологии, когда компьютер, снабженный звуковой картой, цифровым пультом, студийным микрофоном, комплектом дек для мини- и компакт-дисков преобразовывает аналоговый звук в цифровой и наоборот. При этом существенно возрастет качество звучания. Это наиболее оптимальный вариант, использующийся в производстве радиовещания.
Слайд 14Ноосфера в конце ХХ столетия приобрела новое качество:
космическое пространство, окружающее нашу планету, наполнилось не только путями его материально-технической деятельности, но и самой мыслью, летящей в эфире со скоростью электромагнитных волн. Человек неизмеримо расширил освоенное им пространство и с помощью стремительного развития техники прорвался в Космос. Все эти радиосигналы, окутавшие землю, несут огромное количество звучащей информации. Радиовещание, с одной стороны, есть естественное продолжение наработанного человеческого опыта в. отражении и организации социальной информации. Радиоканал для трансляции других звуковых, речевых искусств передачи огромных массивов собственной творческой деятельности. С другой - это создание новой речевой реальности, языкового существования в эфире. Всепроникающая способность, огромная скорость в передаче информации, массовость и в то же время единичность обращения к слушателю определили масштаб распространения радиокоммуникации и ее значение в жизни людей. Для нас раскрытие специфики радиокоммуникации нужно прежде всего для лучшего понимания природы ее жанров, об особенностях которых будем говорить в следующих лекциях. Радиокоммуникация связана со временем, поэтому она необратима, одномоментная, линейна в своем движении. У слушателя нет возможности остановить ее (если, конечно, не брать в расчет отключение радиоприемника). Сведения усваиваются непрерывно в потоке поступления все новых фактов, мыслей. Поэтому радиоинформация действует в значительно большей степени на эмоции слушателя и обращена к его чувствам. Она активизирует его фантазию, зрительное представление. «Радио чрезвычайно удобно для создания именно эмоционального состояния. Непрерывный поток информации, поток высказываний, оценок, мнений, с одной стороны, чрезвычайно усложняет логическое мышление, с другой - способствует созданию
Слайд 15Радиожурналистика -звуковая коммуникация
Ее главные особенности распределяются природой звука, его возможностями, психологического восприятия. «Звуковой конвейер» определяет необходимость учета и смысловой, и стилистической, и тональной организации учащего материала, знания психологии его восприятия на слух. Радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между фрагментами литературного текста, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи. На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм - все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию. Характер звучания может быть дополнительным аргументом в речи выступающего у микрофона. И, наоборот, вызвать антипатию у слушателя к самому человеку, а значит, и к тому, о чем он говорит. Прослушивание радио часто не требует активного внимания. Его можно слушать, занимаясь другими делами, работая на кухне, убирая квартиру, обедая, передвигаясь в автомобилей и т.д. Поэтому радиовещание называют вторичным видом деятельности. На восприятие радиопрограмм накладывают отпечаток не только жизненный опыт человека, его образование, профессия, представления о мире, но и опыт общения с радиоканалом, его отношение к передачам
Слайд 16Речевой жанр представляет собой типовую модель построения речевого целого
Построение (процесс создания), структура (архитектоника) жанра определяются многими фактора- ми, но все они находятся в состоянии соподчиненности между собой и образуют определенную целостность на базе внутреннего единства вceх формообразующих компонентов. Создание целостного акустического радиопроизведения есть творческий процесс. Работа журналиста над тем или иным материалом, с точки зрения природы и особенностей радиотворчества, определяется возможностями, которыми он располагает, а они связаны со звуковым отражением действительности, поэтому все его формообразующие средства - это компоненты проявления действительности в звуке.
Слайд 17Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются : слово, музыка, шумы и монтаж
Все они подчинены решению задачи, которую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов могут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера.
Слайд 18В чем же заключаются психологические особенности звукового восприятия
?Все звуковые средства являются компонентами акустической целостности, в которой слово в эфире играет ведущую роль. Ведь слово в радиопублицистике nредсmaвляет собой исходный материал и продукт целенаnравленного речевого эфира. Звучащая речь несет в себе и смысловую, и эмоциональную нагрузки. Эти две функции звучащего слова неотделимы одна от другой, так как слово одновременно является формой проявления мысли и чувств. Основу всех жанров радиожурналистики составляют речевые тексты в виде огромного разнообразия письменных текстов (предварительно написанных) и элементов импровизированной речи. Каждый жанр организует их в речевую целостность, в звуковое единство. Базу такого формирования составляет внутренняя взаимозависимость элементов, соподчинение их решению общей задачи. Язык в целом обладает неисчерпаемыми выразительными ресурсами. Риторические приемы, метафоры, сравнения, гиперболы и Т.д. демонстрируют богатство языка, его возможности воздействия на слушателя. Однако нас интересуют звуковые выразительные средства речи.
Слайд 19интонация
Речевая интонация - это форма эмоционально-волевого отношения говорящего к предмету речи и слушателю, выраженная в физических характеристиках звука и обусловленная видом общения, целью, характером, особенностями речевого контакта и ситуацией коммуникативного акта.
Слайд 20Формы проявления личности в звучащей речи необычайно разнообразны
Они зависят от темы выступления, отношения к ней говорящего, от его эмоционального состояния, от стремления раскрыться в речевом выступлении. Жанр тоже многое определяет в направленности этих эмоций и состоянии, в их качестве. Хотя о жанровой тональности мало говорят в теории и практике радиожурналистики. Однако это - конечная форма воплощения текста, eгo реализация в эфире: от чтения хроникального сообщения в выпуске новостей до uмnровизированного nублиицистического выступления в прямом, эфире.
Слайд 21Музыка
Вторым важнейшим выразительным и формообразующим элементом радиовещания по праву является музыка. Музыка - это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека, по своей природе очень близка временному характеру радиокоммуникации. Общее: музыка так же, как и звучащее слово, в большей степени воздействует на эмоции слушателя. Мы будем различать в ней две разновидности: а) музыка как сопровождение и б) самостоятельная музыка. Самостоятельная в ее собственной сфере музыка выражает целый мир мыслей и переживаний человека, отраженный в разных формах и жанрах. Она играет огромную роль как формообразующий фактор радиопрограмм. Не случайно на Западе говорят об одной из функций вещания: «Музыка как вода из крана». Музыка как сопровождение широко используется в других видах искусства: театре, хореографии, телевидении. Под музыкальным сопровождением в радиопублицистике понимается не механическое следование за текстом, а активное участие музыкального материала в формировании произведений разных жанров.
Слайд 22функции
Музыка выполняет разнообразные функции и используется в виде: разбивок между информационными блоками в одной передаче; музыкальной «шапки» программы (характерных звуковых фраз), предназначенных для узнавания той или иной передачи в эфире; звуковой декорации, помогающей представить место действия, характеризующей историческую обстановку; звукового фона, подчеркивающего ритм звучания речевого текста (в настоящее время этот прием используется часто в новостных программах); передачи звуковой атмосферы, помогающей журналисту описать ситуацию, состояние героя, а слушателю представить их; определения темпа и ритма текстовых отрывков, которые пишутся с учетом музыкального сопровождения; художественного средства для создания целостного звукового образа.
Слайд 23Шумы
Под шумами в радиожурналистике обычно nонимаеmся звуковое проявление (в живой и неживой природе), nроmивоnосmавление речи и музыке как кoмnoнeнmaм, самосmояmельно и организованно звучащим в эфире. Так, неразборчивая речь, шум, обрывки музыкальных фраз, случайно попадающие в микрофон, являются в данном случае шумами. Шумы выполняют также важные функции: • служат звуковой характеристикой ситуации, действия, обращения или описываемой журналистом, или случайно попадающей в зону фиксации, записи на магнитную пленку. Документальный шум, записанный синхронно, с речью, в таком случае передает звуковую характеристику действительности, несет дополнительную конкретизирующую информацию: • составляют звуковой фон, выполняя роль своеобразной акустической, иллюстрации. Они оттеняют наиболее характерные детали обстановки, действия; • приобретают символику в литературном контексте, используются журналистом для образной характеристики. В таком случае они решают самостоятельную эстетическую задачу, являются художественной деталью, его звуковой «краской». Шумы проявляют выразительные и изобразительные оттенки радиотекста. Радиожурналисту и радиорежиссеру необходимы тонкий на тренированный слух, способность не только запоминать голоса, музыку; шумы, но и профессионально анализировать их, собирать их новые сочетания, комбинации, создавая единую тональность из набора звуковых компонентов. Радиожурналист использует шум в разных жанрах: репортаже, очерке, радиорассказе в том или ином его качестве в зависимости от задачи, которую он перед собой ставит; выбирая также и прием использования шума, обусловленный характером материала. Шум, записанный, синхронно с речью, составляет с ней неразрывное целое, часть ситуации общения.
Слайд 24«мoнmаж»
Слово «мoнmаж» в переводе с французского uмeeт два значения. Чисто техническое - «сборка и установка сооружений, сопутствующий, оборудования машин из других устройств, из готовых частей по определенному плану, проекту, чертежам». И второе - «подбор и соединение omдельных частей чего-либо для создания единства, законченного nроизведенuя, нanpuмep, в кино - подбор и соединение заснятых кустов фильма в требуемой по сценарию последовательности». Для нас важно второе значение слова, так как монтаж не только сам по себе является творческим процессом в литературе, искусстве, публицистике. Он обуславливает характер . всего процесса, определяет и создание структурных форм, так как человек, работающий над фильмом, спектаклем, романом, оперой, очерком, представляет себе назначение всех отдельных элементов будущего произведения и их место в его композиции. Это представление, конечно же, приближенное (оно может меняться в процессе работы), но оно существует в голове автора в первоначальном варианте. Составление плана радиорассказа, радиокомпозиции, перечень вопросов для будущего интервью, беседы - тоже уже первоначальная форма монтажа, влияющая на ход дальнейшей работы - отбор материала и мысленная компоновка будущих фрагментов.
Слайд 25монтаж
Именно монтаж лежит в основе создания звукового образа, который представляет собой совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде nредставление о материальном объекте, явлении, характере человека. Выделим формы назначения и использования монтажа: сокращение текста; композиционное перемещение фрагментов документальных записей в их сочетаниях с авторским текстом; уплотнение времени; использование звуковых выразительных средств в виде фона, декорации согласно замыслу автора и характеру материала; создание различных временных и пространственных планов, характеристика через них времени и места действия, показа событий с разных точек звуковой записи; использование контраста разных выразительных средств как приема сталкивания различных смысловых, психологических ситуаций, сцен; планов; использование ассоциативного, последовательного, параллельного приемов продвижении сюжета; создание целостной композиции радиопроизведения. Технические приемы осуществления монтажа также весьма разнообразны. Б числе первого и наиболее простого следует назвать монтаж встык, когда формообразующие элементы, звуковые выразительные средства следуют друг за другом без пауз.