Слайд 1СОКРОВИЩНИЦА РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ -
Выполнила учитель изобразительного искусства МБОУ гимназии № 19 г. Липецка Юшкова Т.А.
Слайд 2И.Н. Крамской Портрет П. М. Третьякова, 1876 г.
Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898 г. г.) - потомственный купец и владелец льняной мануфактуры в Костроме. Третьяков был широко образованным и эрудированным человеком, принадлежал к прогрессивным кругам русской интеллигенции. Первоначально он собирал гравюры иностранных художников и картины старых голландских мастеров. С 1856 года Павел Михайлович сосредоточил свой интерес на произведениях русской школы.
Слайд 3Н. Шильдер Искушение. 1850 - 1856 г.г.
Первое произведение, приобретенное П. М. Третьяковым в 1956 году была картина художника Николая Шильдера «Искушение», которая отличалась глубиной жизненной силы.
Слайд 4Павел Третьяков желал "собрать русскую школу, как она есть, в последовательном своем ходе". "Я беру… только то, что нахожу нужным для полной картины нашей живописи", – писал он в одном из писем Л.Н.Толстому.
Автопортрет, 1882 г.
О. А. Кипренский (1782 – 1836г.г.)
Портрет поэта А. С. Пушкина, 1827 г.
Портрет Д. Н. Хвостовой, 1814 г.
Слайд 5Посещая антикварные магазины, П. М. Третьяков скупал картины художников предшествующих эпох. Таким образом, составилась превосходная коллекция полотен мастеров XVIII века.
К. П. Брюллов Автопортрет, 1848 г.
Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году, 1839-1849 г.г.
Слайд 6К. П. Брюллов Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью, 1840 г.
К. П. Брюллов Всадница, 1839 г.
Слайд 7В.В. Пукирев Неравный брак. 1862г.
Реалистическое направление живописи второй половины XIX века поднимало "больные вопросы" общества, которые волновали и Третьякова. Не случайно в собрании появились "Неравный брак" (1862) В.В. Пукирева, "Воспитанница" (1867) Н.В. Неврева, "Княжна Тараканова" (1864) К.Д. Флавицкого. Третьяков писал в своем завещании 1860 года: "[…] капитал /8186 р./ и что вновь приобретется в торговле … прошу употребить на выдачу в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей".
Слайд 8В.А. Серов Портрет И. И. Левитана, 1895 г.
Левитан Твой ясный март сам просится в стихи: Снег стал синее в это утро сразу, Светлее ветки серые ольхи И солнце так блестит, что больно глазу… …И туча в стих вползает с высоты, Свидетельница вечного покоя, Две-три могилы, черные кресты, Поникшие печально над травою… Весь этот мир сам просится в мой стих, Мир, полный солнца, воздуха, Прекрасных Осенних рощ, деревьев золотых,- Поэзии, а не бессильных красок. Э. Межелайтис
Слайд 9И. И. Левитан Осень в Сокольниках, 1880 г.
И. И. Левитан Над вечным покоем, 1894 г.
Слайд 10И. И. Левитан Март, 1895 г.
И. И. Левитан Весна – большая вода, 1897 г.
В последний год жизни М.П. Третьякова Галерея пополнилась пейзажами И.И. Левитана.
Слайд 11В конце 1890-х годов, почти перед кончиной, П.М.Третьяков приобретает древние иконы XV – XVII веков, заложив основу редкостного по богатству собрания древнерусской живописи – гордости галереи.
Троица, 20-е годы XV в.
Андрей Рублёв (около 1360 – около 1430 г.г.)
Архангел Михаил, 1420-е г.
Апостол Павел, 1420-е, г.
Слайд 12Спас в силах, 1500г.
Святой митрополит Алексий, с житием, конец XV в.
Дионисий (около 1440 – около 1505 г.г.)
Слайд 13Русское портретное искусство XVIII - XIX веков
Она давно прошла- И нет уже тех глаз И той улыбки нет, Что молча выражали Страданье – тень любви, И мысли – тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Я. Полонский
В. Л. Боровиковский Портрет М.И. Лопухиной, рожденной Толстой, 1797 г.
Слайд 14В.А. Тропинин Кружевница, 1823 г.
И.П.Аргунов Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, 1784 г.
Слайд 15И. И. Шишкин (1832 – 1898 г.г.)
И. Н. Крамской Портрет художника И.И. Шишкина, 1873 г.
Рожь, 1878 г.
Слайд 16Дождь в дубовом лесу, 1891 г.
Цветы на опушке леса, 1893 г.
Полдень. В окрестностях Москвы, 1869 г.
Слайд 17Пейзажная живопись XIX века
А. О. Куинджи (1841 – 1910 г.г.)
Березовая роща, 1879 г.
Днепр утром, 1881 г.
Слайд 18И. К. Айвазовский (1817–1900 г.г.)
Вид Леандровой башни в Константинополе, 1848 г.
Лунная ночь на Босфоре, 1894 г.
Черное море. (На Черном море начинает разыгрываться буря), 1881 г.
Слайд 19Репин Илья Ефимович (1844–1930)
Живопись нашу также трудно представить себе без Репина, как русскую литературу – без Л. Толстого, как русскую музыку – без П. Чайковского. Его искусство было подвигом всей его жизни, оно было необходимо ему как дыхание – с детского возраста до конца его долголетней жизни.
Портрет композитора М.П.Мусоргского, 1881г.
Осенний букет. Портрет В.И. Репиной, дочери художника, 1892г.
Слайд 20Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885 г.
Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883 г.
Картины И. Е. Репина волнуют зрителя, рождают у него новые мысли и чувства. Перед ним проходит огромная книга русской жизни, перелистывая ее страницы, зритель наглядно знакомится с историей русского народа, рассказанной мастером живописи мощным языком искусства.
Слайд 21Последним крупным приобретением Павла Михайловича Третьякова были "Богатыри" В.М. Васнецова. Они сразу были помещены в зал, где и находятся по сей день.
В. М. Васнецов Богатыри, 1881 – 1898 г.г.
Слайд 223 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена "государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики". С этого момента музей стал называться Государственная Третьяковская галерея. Директором был назначен И.Э. Грабарь. При его активном участии в том же 1918 году был создан Государственный музейный фонд.
И.Э. Грабарь (1871 – 1960 г.г.)
Мартовский снег, 1904 г.
Слайд 23Застройка внутренних двориков дала возможность создать новые залы для картин. Самый большой из них был специально спроектирован для огромного декоративного панно «Принцесса Греза» М.А. Врубеля.
М. Врубель (1856 – 1910 г.г.)
Царевна – Лебедь, 1900 г.
Принцесса Греза, 1896 г.
Слайд 24Натюрморты XX века
П.П.Кончаловский. Сирень, 1933 г.
И. И. Машков Натюрморт. Ананасы и бананы, 1938 г.
П. В. Кузнецов Утро, 1913 г.
Слайд 25А. А. Иванов 1806 – 1858 г.г.
Явление Христа народу, 1837–1857 г.г.
В 1925 году галерее были переданы на хранение произведения русской живописи из Московского Публичного и Румянцевского музеев. Это были коллекции известных собирателей – М.М. Львовой, А.П. Бахрушина, С.А. Щербатова и К.Т. Солдатенкова. Только через семь лет Галерея обрела из того же источника «Явление Христа народу» А.А. Иванова вместе с этюдами и эскизами. Тогда-то для этой картины и был построен специальный зал.
Слайд 26"Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музея или общественной картинной галереи…Картины будут принадлежать всему народу". П. М. Третьяков.
Слайд 27ИСТОЧНИКИ: http://www.artrussia.ru/russian/artists/rarities.php http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ GOSUDARSTVENNAYA_TRETYAKOVSKAYA_GALEREYA.html http://ru.wikipedia.org/wiki/Государственная_Третьяковская_галерея