Слайд 1ПРОЕКТ ЯКУШЕВОЙ ВАЛЕРИИ АЛЕКСЕЕВНОЙ
КАК ОДНВАЛИСЬ АМЕРЕКАНЦЫ до 1900 года
Слайд 2Колонисты, приезжавшие в Северную Америку в 17-18 веках, везли с собой европейские привычки и традиции, в том числе манеры одеваться. Еще накануне Войны за независимость 1775-1783 годов костюмы колонистов разных занятий выглядели вполне по-европейски:
Слайд 3Однако, рассорившись с Великобританией, американцы начали демонстрировать свою «особость», что было проще всего сделать с помощью костюма. Представитель Соединенных Штатов в Европе Бенджамин Франклин поразил двор Людовика 16 своим скромным нарядом и отсутствием парика:
Слайд 4А также знаменитой меховой шапкой, которую можно считать одним из первых мощных культурных влияний Северной Америки в Европе:
Слайд 5Для того, чтобы продемонстрировать простоту нравов молодой республики и противопоставить себя погрязшей в роскоши европейской аристократии, первый президент США Джордж Вашингтон оделся на собственную инаугурацию в 1789 году подчеркнуто скромно: в коричневый камзол, сшитый из ткани американского производства (идеи импортзамещения, популярные в России во втором десятилетии 21 века, вдохновляли и отцов-основателей США):
Слайд 6Впрочем, импортзаместительного порыва американцам хватило ненадолго. Уже на рубеже 18-19 веков взоры американских модниц опять обратились к Европе, и на этот раз их кумиром стала супруга Наполеона Жозефина Бонапарт, пропагандирующая «имперский» неоклассический стиль. Его важнейшими отличительными чертами стали платья свободного покроя с высокой талией, напоминающие одежды времен Древней Греции и Рима:
Слайд 7Уже в 1820—30-е годы индустриализация и рост доходов американцев привели к спросу на модную одежду даже среди простых фермеров и горожан. Неоклассицизм, конечно, слабо сочетался с веяниями эпохи «джексоновской демократии», но ориентация на Европу сохранялась. С 1830 года начал издаваться первый в США «женский журнал» — Godey’s Lady’s Book, значительную часть которого занимали гравюры с изображением фасонов новейших французских платьев:
Слайд 8В 1840-е годы пришла мода на «петтикоты» — многочисленные накрахмаленные нижние юбки. Количество было необходимо для достижения модной формы широкого колокола. Увлекающихся подобными новациями женщин стали поругивать за излишества и призывать к большей простоте и естественности в одежде:
Слайд 9Впрочем, простые и практичные американки середины 19 века в массе своей и так были весьма воздержанными в своих модных пристрастиях, европейские корсеты и громоздкие юбочные каркасы из лозы или китового уса уже казались им чем-то чрезмерным. Надеть на себя нечто подобное решались лишь представительницы самых состоятельных купеческих семейств Севера или дочери южных хлопковых плантаторов:
Слайд 10Однако все поменялось в результате нескольких технологических новаций. Изобретение вулканизации в 1839 году Чарльзом Гудьиром способствовало распространению гораздо более удобных корсетов с эластичными резиновыми вставками. После 1855 года получила распространение cage crinoline — относительно легкая и удобная конструкция (по сравнению с костяными/деревянными каркасами предыдущих эпох). Многочисленные петтикоты утратили актуальность:
Слайд 11Иногда cage crinoline соединяла в себе корсет и юбочный каркас:
Слайд 12Любой уважающий себя жених должен был теперь подарить невесте кринолин — если не металлический, то хотя бы более доступный по цене hoop, сделанный из легких обручей. Hoopskirts были особенно популярны в 1850—1860-е годы:
Слайд 13Корсеты, вместо того, чтобы уйти в прошлое вместе со старым «доиндустриальным» миром, обрели в конце 19 века второе рождение. Без корсета было невозможно добиться вошедшего в моду с 1880-х годов силуэта «песочные часы»:
Именно корсеты стали первым предметом одежды, запущенным в массовое производство. Корсеты производились не только для женщин, но и для мужчин, и даже для детей:
Слайд 15Однако американцы, уже тогда ощущавшие себя носителями прогресса, не могли ограничиваться простым паразитированием на европейской моде.В 1851 году одна из первых американских феминисток, Амелия Блумер, в своей газете The Lily начала пропагандировать так называемый American Costume — по сути, прототип женского брючного костюма. На несколько лет высмеивание bloomer style стало основным развлечением американских мужчин:
Слайд 17Переход к производству готовой одежды во второй половине 19 века коренным образом поменял отношение американцев к тому что носить, как носить и к кому обращаться за модными новинками. Вслед за первым французским универмагом Le Bon Marché (1850 г.) магазины подобного типа стали открываться во многих европейских странах и, конечно, в Америке. Уже в 1851 г. был открыт знаменитый нью-йоркский Macy’s, который поначалу торговал, в основном, тканями и обувью:
Слайд 19Считается, что идея производства готового платья начала реализовываться в США Эббой Вулсон (Abba Gould Woolson) только в 1870 году. Универмаги с шикарно оформленными большими стеклянными витринами, собиравшими на первых порах настоящие толпы зевак, стали визитной карточкой крупнейших американских городов. С 1885 года нью-йоркский Bloomingdale’s начал рассылать каталоги по почте, после чего индустрия моды без преувеличения пришла в каждый дом.
Слайд 20Массовое швейное производство совсем не обязательно было автоматизированным. Настоящей швейной столицей США к концу 19 века стал Нью-Йорк, где производилось 2/3 всей американской готовой одежды:
Слайд 21Рождение знаменитых американских джинсов состоялось в 1873 году, когда Ливай Страусс получил патент на производство «рабочих комбинезонов без бретелей с карманами для ножа, денег и часов». В 1890 г. Страусс решил давать номера моделям джинсов — так появились популярные по сей день Levi’s 501. До 1930-х годов джинсы было принято носить с подтяжками, а вместо ремня сзади пришивался специальный хлястик:
Слайд 22С началом производства готовой одежды Америка вступила в новую эпоху — эпоху массового потребления. В 20 веке, благодаря новым рекламным и информационным технологиям, массовое производство и потребление разнообразных товаров, включая одежду, станет одним из символов американской цивилизации.
Слайд 27