Слайд 1Собор Св. Вита в Праге
Слайд 2Собор святого Вита - это яркий пример переплетения архитектурных стилей разных эпох, так характерного для пражских зданий. В этом монументальном сооружении гармонично сочетаются три различных стиля: готика, ренессанс и барокко.
Все готические соборы были долгостроями, и Святой Вит не исключение. Строительство собора растянулось почти на 600 лет - с 1344-го по 1929-й.
Восточная часть храма была построена в 14-15 веках, западная - только во второй половине 19 века. Окончательно собор был достроен только в начале 20 столетия (1929).
Слайд 3Храм был заложен Карлом IV на месте романской базилики XI века, которая стояла на месте еще более старой ротонды, построенной Вацлавом в 935 году (остатки базилики и ротонды видны через решетку с южной стороны собора). По легенде, в языческие времена на этом месте стоял идол Святовита, которого чехи почитали за главного бога. Отовсюду приходил народ поклониться идолу, а в жертву приносили его любимое блюдо - черного петуха. Не брезговал Святовит и калачами с вином. Якобы по созвучию и велел Вацлав освятить новую часовню именем святого Вита, и, что характерно, аж до конца прошлого века в День святого Вита христиане приносили к собору вино и калачи.
Южный фасад
Бронзовый петушок на крыше собора
Слайд 4Длина собора святого Вита 124 метра, ширина в самой широкой части - 60 метров, высота храма до свода - 33 метра, высота главной южной башни - 96,6 метра. Диаметр окна - розы на западном фасаде - 10,4 метра. Четыре бронзовые двери с рельефами встречают посетителей.
Слайд 5Западный фасад
Храм был задуман как символ тройственности метрополии: Прага - как главный город Чехии; Град - как основа Праги; собор Святого Вита - как главный храм Града. Проект его подготовил француз Матье из Арраса, и в 1344 году началась стройка. Деньги для нее Карл IV доставал самыми разными способами: брал десятину с серебродобытчиков и налоги с церквей, наладил продажу индульгенций.
Матье не удалось закончить проект - через восемь лет он умер. Продолжить строительство Карл позвал 24-летнего Петра Парлержа из Кельна (там его звали Парлер). В 1356-1399 годах он возвел капеллы обхода хора, лестницу, свод пресвитерия и нижнюю часть главной башни с Золотыми воротами. Вместе со своим предшественником мастер был похоронен в северной части собора.
Слайд 6Сыновья Парлержа(Парлера) Ян, Вацлав и Петр доделывали главную башню, пока не начались Гуситские войны. К этому времени относится легенда о Вацлаве IV, которому было пророчество "погибнуть перед башней святовитской". Вацлав толковал слово "перед" двояко - как "перед башней на площади" или "перед тем, как она будет закончена", поэтому решил избавиться хотя бы от одной возможности. Он повелел снести башню, но в тот момент начались Гуситские восстания, и Вацлава хватил инсульт. Хитрое пророчество таки сбылось. А башню достроили только в 1562 году; архитекторы Вольмут и Тироль украсили ее ренессансной галереей и луковичной крышей. Нынешним своим барочным обликом эта крыша обязана Пакасси (1770). Видная с площади Третьего двора готическая кладка главной башни датируется XV веком.
Слайд 7Под куполом главной башни висит самый большой в Чехии колокол "Зигмунд" весом 18 тонн, отлитый в XVI веке
В 2002 году у «Зигмунда» отвалился язык, что всегда считалось дурным предзнаменованием – на следующий год на Прагу обрушилось катастрофическое наводнение.
Слайд 8Вообще, внешнее оформление собора полно знаков и символов. Со стен свешиваются химеры и горгульи(в готической архитектуре -- выступающие водосточные трубы в виде фантастических фигур), представляющие борьбу между добром и злом.
О том, что храм начинал строить французский зодчий, напоминают каменные фигуры химер, украшающие водостоки.
Слайд 10На дверях изображены сцены из истории строительства храма, а также эпизоды легенд о Вацлаве и Войтехе.
Слайд 11Южные Золотые ворота справа от башни украшает восстановленная мозаика 1370 года с изображением Страшного суда. Фон ее сделан из позолоченных кубиков стекла, фигуры - из разноцветных камешков. Все камешки были специально выточены в Венеции. Ворота закрыты бронзовой решеткой с аллегорическими композициями на зодиакальные темы.
«Золотые ворота»являлись главным входом в собор. Через эти ворота входили в собор торжественные процессии, а также правители в день коронации. Название «золотые» ворота получили благодаря мозаике со сценой «Страшного суда», созданной в 1370-1371 годах венецианскими мастерами.
Слайд 12Аллегорические композиции на зодиакальные темы
Слайд 13Мозаика со сценой «Страшного суда». Создана в 1370-1371 годах венецианскими мастерами.
Слайд 14Мозаика Адам и Ева
Слайд 15Один из порталов собора и его стрельчатый свод
Слайд 16При входе в собор сразу же поражают его размеры и высота. Готическая архитектура как бы возносит вас, независимо от того верующий вы или нет, к небу и Богу. В этом большая сила христианской архитектуры - она сразу дает почувствовать величие и красоту веры.
Слайд 17Вид на высокий хор внутри собора св. Витта
Отделка собора весьма богата. Самыми значимыми являются работы, выполненные еще Парлером, которые находятся в облицованной полудрагоценными камнями и позолоченной штукатуркой капелле Венцеля. В середине хора расположен мавзолей Габсбургов, сооруженный в 16 столетии. Кроме того, следует также указать на отделку в стиле барокко могилы святого Иоганна фон Непомука, выполненную по проектам Жозефа Эмануэля Фишера фон Эрлаха с 1733 по 1736 года. В 20 веке собор был дополнен неоготическим главным алтарем и витражом, оформленным Альфонсом Мухой (1931) и Максом Свабинским (1934). С 1355 года как реликвия в соборе хранится голова святого Вита.
Слайд 18В интерьере собора все подчинено идее устремленности ввысь. Стена второго яруса выглядит сплошным кружевом оконных переплетов, льющиеся через них лучи света, окрашенные цветными стеклами витражей, создают в соборе постоянное ощущение солнечного дня.
Центральный неф собора
Сегодня в соборе, в главной части хора над алтарем, можно видеть скульптурную портретную галерею основателей и первых строителей храма. Здесь находятся бюсты Матье из Арраса, Петра Парлержа (оба мастера похоронены в стенах собора, в капелле Марии Магдалены), короля Карла IV и членов его семьи, архиепископов Праги и других лиц, причастных к строительству собора. Эта галерея - единственный памятник подобного рода в западноевропейском средневековом искусстве.
Слайд 19Интерьер собора св. Вита
Смелый и инновационный проект Парлера вылился в новый уникальный синтез элементов готического стиля в архитектуре. Это лучше всего представлено сводами, которые он спроектировал для хора. Так называемые парлеровские, или решетчатые, своды имеют двойные (а не единственные, как в классических крестообразных сводах стиля высокой готики) диагональные ребра, которые охватывают всю ширину пролета хора. Пересекающиеся пары ребер образуют решетчатую конструкцию (что отразилось в названии), которая значительно усиливает свод. Они также придают выразительное украшение потолку, поскольку изгибающиеся пролеты сводов создают динамичный зигзагообразный рисунок вниз во всю длину собора.
Слайд 20Окно-розетка изнутри /снаружи
В 1927-28 годах был выполнен витраж окна розы западного фасада.
Слайд 21Внимание привлекают огромные цветные окна (витражи). Они были созданы уже в ХХ веке самыми прославленными чешскими художниками, среди которых Альфонс Муха и Макс Швабинский.
Слайд 22«Святая Троица» Макс Швабинский - «Страшный Суд»
Слайд 23Витражи собора
"Легенда о Кирилле и Мефодии“ (1931)
Альфонс Муха –
Слайд 24Святой Франциск, Святой Пётр и Святая Елизавета. Витраж
Слайд 25Надгробие св. Яна Непомуцкого не заметить нельзя. Оно большое и сделано из 39 центнеров серебра.
Слайд 26Ян Непомуцкий был Пражским епископом в конце 14 века. Звание святого он удостоился за то, что мужественно отказывшись открыть королю Вацлаву IV тайну исповеди королева, был утоплен в Влтаве. Согласно легенде, над местом, где река выбросила его тело, на небе появились 5 звезд, символизирующих 5 букв латинского алфавита – “taset”, что означает “молчи”. С тех пор, над головой святого принято изображать пять звезд. (На Карловом мосту есть его статуя с нимбом из пяти звезд.)
Слайд 27Замечательным творением мастера Петра Парлера в соборе Св. Вита является капелла Св. Вацлава (1362-1364), которую называют настоящей сокровищнецей чешского готического искусства. Капелла построена над гробницей Св. Вацлава, чешского князя в 924-935 годах, считающегося небесным покровителем Чехии. При князе Вацлаве чехи приняли христианство. Впоследствии князь был убит своим младшим братом и после гибели причислен к лику святых.
Стены капеллы украшены росписями и мозаикой из полудрагоценных камней - агата, сердолика, аметиста, яшмы. В центре капеллы возвышается статуя Св. Вацлава работы Петра Парлержа. Князь изображен в доспехах, в полном вооружении, на фоне стенной живописи, изображающей сцены из его жизни. Здесь же находится богато украшенная гробница Св. Вацлава. В капелле, в специальной камере, хранятся коронационные регалии чешских королей: корона святого Вацлава, его шлем и другие реликвии.
Слайд 28Нижняя часть стен облицована полудрагоценными камнями. Облицовка прерывается циклом «Страстей Христовых», созданных неизвестным мастером в 1372-1373 гг. Над циклом «Страстей» помещен второй цикл, изображающий на всех стенах сцены из Жития св. Вацлава. В капелле покоятся мощи святого.
Слайд 29Из часовни есть выход к палате с коронационными драгоценностями. Палата заперта на семь замков, а ключи от них находятся у семи особ: президента республики, председателя парламента, мэра, архиепископа и т.д. Вместе они собираются только на большие церемонии.
Слайд 30Главный алтарь собора Святого Вита сделан в 1873 году Краннером и Моцкером. Перед ним находится Королевский саркофаг из белого мрамора образующий надземную часть усыпальницы. Под надгробием находится королевская крипта с саркофагами чешских правителей (Карла IV, Вацлава IV, Йиржи из Подебрад, Рудольфа II и других).
Слайд 31Собор святого Вита является усыпальницей чешских королей и пражских епископов. Перед главным алтарем неоготическом стиле (1873 г.) установлен белый мраморный саркофаг (1589 г.). императора Фердинанда, его жены Анны Ягеллонской и сына Максимилиана II. В подземной королевской крипте находятся саркофаги Карла IV, его четырех жен и детей, Вацлава IV, Йиржи из Подебрад, Ладислава Погробека, оловянный гроб Рудольфа II и гроб Марии Амалии, дочери Марии-Терезии.
Слайд 32Орган собора Святого Вита
Орган собора относится к одним из лучших в Европе, и здесь часто устраиваются концерты органной музыки.
Слайд 33В галерее собора вывешены портреты членов семьи Карла IV и архитекторов, принимавших участие в проекте, а также бюсты тех, кто внес пожертвования на завершающем этапе строительства собора.
Слайд 34Королевский балкон в храме св. Вита в пражском Граде построен в 1493 году и частично перестроен в 1878 году. Первоначально проект балкона приписывался Бенедикту Риду, затем - его предшественнику Гансу Шписсу из Франкфурта - на - майне. На балконе изображены гербы земель, принадлежавших королю Владиславу Ягеллонскому, по приказу которого он был построен.
Слайд 35Находящиеся в соборе многочисленные скульптурные бюсты членов королевской фамилии во главе с Карлом IV, а также надгробия чешских князей и королей в капеллах хора (1365-1385) изготовлены в мастерской семейства Парлеров. Эти скульптуры проникнуты идеей величия Чешского государства, и поражают совершенством скульптурной формы и индивидуальностью лиц, в ряде случаев напоминая собой лучшие образцы итальянской скульптуры 15 столетия.
Слайд 36Подземелья королевской крипты
Рядом с одной из капелл (Св. Креста) лестница ведет в подземелье храма, к археологическим раскопкам и в королевскую крипту. Спустившись в лабиринт, часть которого отгорожена решеткой и погружена во тьму, можно посмотреть, как чехи хоронили своих королей — Карла IV, четырех его жен, Иржи из Подебрад, Вацлава IV, Рудольфа II. Никаких украшений, все очень скромно.
Слайд 37Спасибо за внимание!