Конспект урока «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко» по МХК
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степуринская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по МХК «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко»
Автор: учитель МХК
МБОУ «Степуринская СОШ»
Инжеватова Светлана Борисовна
2014 г.
Тема 10 – 13 уроков: «БАРОККО»
Тема урока: «Новое мировосприятие в эпоху барокко и её отражение в искусстве»
Цель урока:
-
выявление особенностей основных направлений искусства эпохи барокко формирование навыков оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений
-
формирование у каждого ребенка умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов
Задачи урока:
-
выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.
-
систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;
-
формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
-
способствовать развитию творческих навыков;
-
стимулировать развитие способностей к самообразованию.
Форма урока: комбинированный: сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности.
Методы обучения: 1)эмоционально-образное погружение; 2)активизация восприятия воображения, творческого мышления; 3) создание проблемной ситуации.
Понятия и термины: барокко, аффектация, волюта, пилястры, теламоны, маскароны, гомофония.
Зрительный ряд: Авторская презентация “Барокко”, произведения Л. Бернини , Брунеллески , В.В. Растрелли, П. Рубенса, Рафаэля
Музыкальный ряд: произведение А. Вивальди
Оборудование:
1. Учебник.
2. Компьютер с мультимедийным проектором.
3. Раздаточный материал
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
- Сегодняшний урок очень важен в понимании процесса развития человеческой культуры. Мы будем говорить об особой ее составляющей – европейской культуре, которая оказала огромное влияние на развитие культуры в нашей стране. Поэтому нам необходимо систематизировать знания о европейской культуре и проанализировать основные понятии, оцениваться на уроке будет результат творческой работы..
-
Фронтальный опрос:
- Назовите эпоху, с которой познакомились на прошлых уроках? (Эпоха
«Возрождение»)
- Вспомните из курса МХК 10 класса о каком Новом искусстве Западной
Европы изучали ? (Арс Нова)
-
Повторение. Введение в тему урока.
Работа с таблицей (сл. 2)
Задание: Проанализируйте и приведите в соответствие стили
искусства европейской культуры.
Особенности | |
Возрождение | Постренессанс - отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил |
Арс Нова | Ренессанс – особый комплекс культуры, основанный на соединении идеальной античной формы с чистотой христианской души, телесной красоты с духовностью. |
Барокко | Проторенессанс – время, когда ломались старые вековые устои и зарождались новые социальные и художественные идеи, где целиком сохранялась традиционная религиозная подоснова и связь с поздней готикой. |
Проверка: Выделение важных особенностей стилей .
- Какие опорные слова помогли вам восстановить последовательность развития эпохи Ренессанс. (Сл. 3)
Вывод:
- Итак, какую эпоху мы проанализировали. Сделайте вывод об особенности эпохи Ренессанса европейской культуры.
-
Определение темы урока. Целепологание и мотивация
- Назовите, с особенностями какого стиля мы незнакомы? (Барокко)
- Определите и назовите тему цикла уроков. ( «Барокко»)
Запись темы урока на доске и в тетрадях: «Новое мировоззрение в эпоху Барокко и его отражение в искусстве» (Сл. 4)
- Наметьте цели и задачи урока. (Сл. 5-6)
Учащимся раздаю сравнительную таблицу эпох, которую заполняем в процессе изучения темы.
-
Изучение нового материала
-
Вступительное слово учителя.
- Сегодняшний наш урок посвящен одной из самых ярких тем в искусстве. Эта эпоха не оставит равнодушным ни одного человека. Сегодня я предлагаю вам углубиться в этот волшебный мир причудливых образов, систематизировать свои знания, еще более проникнуться творчеством людей, чьими шедеврами и открытиями мы восторгаемся, по сей день.
- Формирование европейской культуры XVII в. было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения.
- Кругосветное плавание Фернана Магеллана и Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, изобретение телескопа и микроскопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ ренессансного замкнутого мироздания, центром которого являлся человек. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, с печалью констатировал:
/сл.№7/
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звезд и в области планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, все в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас.
{Перевод О. Румера)
- О чём свидетельствуют эти строки?
- Относительность, изменчивость, непостижимость пространства и времени приводили к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома. «Вчерашнего уж нет, а Завтра не явилось, / Сегодня движется вперед без передышки»,— восклицал в одном из сонетов испанский писатель Франсиско Кеведо-и-Вильегас, а французский мыслитель Блёз Паскаль сравнивал человека всего лишь с «мыслящим тростником, колеблющимся на грани бесконечности и небытия». Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие.
- О чем свидетельствуют стихи английского поэта Джорджа Уитера: /сл.№8/
Возьми в свою святую длань
Поводья, мой Господь,
У нашего кормила стань,
Чтоб волны побороть.
Прямее паруса поставь
И в этот грозный час
Нас на надежный путь направь
И якорь брось за нас.
(Перевод О. Румера)
- Кто должен был разрешить сложившиеся противоречия? ( Его разрешение искали в Боге)
Католическая церковь решительно распространила власть на все сферы духовной и общественной жизни. Следствием этого явились чрезмерный рост мистических настроений, гиперболизация чувств, экзальтация на грани аффекта. Подобный духовный настрой нашел специфическое преломление в образах нового стиля – Барокко.
-
Запуск проектов.
Посмотрите на экран, попробуем сравнить два предложенных стиля в архитектуре и в искусстве. /сл.№9-11/. Определите какие явные черты отличия вы заметили?
Работа с понятием «Барокко»
Говоря о таком стиле в искусстве, как барокко, прежде всего, необходимо определить, что следует понимать под этим термином. Кроме того, следует определить, с чем связано его появление.
(Учащимся предлагается на основе знаний полученных при изучении курса истории и МХК, а так же знаний, полученных при работе с учебником с. 69 – 70. и раздаточным материалом, сформулировать ответы на поставленные вопросы)
/сл.№12/
-
пояснить термин «Барокко»
-
объяснить когда и почему он возник
-
В чем заключается особенность стиля?
Проверка /сл.№13-14/
Словарная работа (Сл. № 15-21)
Звучит музыка А.Вивальди. Подготовленный ученик читает стихи.
…Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах, в резьбе карниз под самой крышей…
- Так описывал свои впечатления от архитектуры этого стиля французский поэт 17 века Жорж де Сюдери.
- Как вы думаете, о каком стиле искусства эти поэтические строки?
- Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?
- Какие архитектурные детали стиля барокко запечатлел Жорж де Сюдерн в своих поэтических строчках?
- Какие изменения были привнесены в архитектуру барокко?
Вывод учителя:. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, динамизм, пышность, причудливость.
Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры.
Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.
Характерные детали барокко – теламоны, кариатиды, маскароны.
Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.
Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
Формы: сводчатые, куполообразные, прямоугольные; башни, балконы, эркеры.
Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.
Групповая работа.( Задания для работы в группах) 1группа. Используя словарь основных понятий, найдите на карточках и подпишите основные архитектурные элементы барокко.
2 группа. Опишите архитектурное убранство здания в стиле барокко.
Представления работы групп.
Работа с текстом учебника с.69-70.
Задание: Определите характерные черты барокко.
Характерные черты барокко: (Слайд 22) (Запись в тетрадь)
-
масштабность, контрастность, обилие декора,
-
напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,
-
стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера (увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);
-
совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);
- Посмотрите на экран /сл.№23/.
- Иллюстрации показывают разнообразие направлений, которые подверглись изменениям. Перечислите.
- Составьте схему в тетрадях
Барокко
архитектура живопись наука и литература музыка и театр
- Итак, выясним, чем они отличаются друг от друга, в чём их особенности, чтобы уметь определять стиль Бароко из большого разнообразия стилей художественной культуры.
- Я предлагаю вам это сделать самостоятельно, о каждом направлении рассказано в учебнике уроки 10 - 13.
- Каждый из вас посмотрите на слайд /сл.№24/ и выберите тему, о которой вы узнаете всё и расскажите своим одноклассникам на следующем уроке. Это будет ваш индивидуальный проект, он будет краткосрочным, над ним вы поработаете на следующих уроке и дома. Давайте распределим, кто над какой темой будет работать. (Слушаю, кто что выбрал)
-
Архитектура и скульптура эпохи барокко.
-
Живопись эпохи барокко.
-
Наука и литература эпохи барокко
-
Музыка и театр эпохи барокко.
-
Русское Барокко
- Запишите в тетрадь выбранную тему и параграфы (10 - 13), среди них вы найдете нужный вам параграф, где рассказано именно по той теме, которую вы выбрали.
- Помимо того, что вы изучите каждый свой параграф, разберётесь в своей теме, я ещё предлагаю каждому из вас поработать в библиотеке и использовать возможности Интернет. (Раздаю список литературы отдельно по каждой теме проекта) Предупреждаю сразу, вы должны приготовить свой индивидуальный проект.
- Итак, каждый из вас выбрал тему индивидуального проекта. Что будем делать дальше? С чего начнём? Давайте составим план работы над проектом
(Учащимся предлагается проранжировать алгоритм работы над проектом – работают парами)
Проверка правильности выполнения задания Слайд 25
-
Определить тему проекта
-
Поставить цель
-
Определить задачи(Изучить параграф, найти примеры, поработать с другими средствами информации)
-
Собрать нужную информацию для проекта
-
Оформление проекта
-
Представление проекта (Обсудить каждый пункт алгоритма)
Самостоятельная работа учащихся: Составление плана индивидуальных проектов и формулировка гипотезы.
Проверка выполненного планирования и гипотезы. Выставление отметок.
Критерии:
Максимальный уровень достижений учащихся | ||
Планирование и раскрытие плана, развитие темы, постановка проблемы, гипотезы | 4 |
Высший балл ставится, если ученик определяет и четко описывает цели своего проекта, дает последовательное и полное описание того, как он собирается достичь этих целей, причем реализация проекта полностью соответствует предложенному им плану.
-
Рефлексия.
- Ребята, до конца урока осталось несколько минут. Давайте подведем предварительный итог нашей сегодняшней работы. (Сл. №26)
-
Что изучали сегодня на уроке?
-
Чему вы научились?
-
Что понравилось на уроке?
-
Что получилось?
-
В чём были проблемы?
- Художник и искусствовед И.Э.Грабарь утверждал: «Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко».
Вопросы для обсуждения:
- Сохранило ли барокко черты Возрождения?
- Появилось ли что-то действительно новое?
Высказывания учащихся, дискуссия.
- В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному.
Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:
-
сложные криволинейные планы;
-
мощная пластика стен;
-
создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем;
-
создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых – в загородных резиденциях;
-
обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур;
-
богатая игра цвета и света.
- Это стиль, основанный на применении классических ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.
- В заключение урока хотелось бы процитировать слова П.П. Муратова: «…Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь».
-
Записываем дом. задание: работа над индив. проектом – подготовить информацию
-
Подводим итог урока
Список литературы:
-
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996.
-
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.
-
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.
-
Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Т.2. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — С.53-84.
-
Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — Т.2. Классическая архитектура и русский классицизм. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — С.7-104.
-
Герман Вейс. История культуры народов мира. М.:Эксмо, 2005
-
Новая российская энциклопедия, том 2, М., 2005
-
Изобразительное искусство. Музыка(справочник),М.:"Современник", 1997
-
Краткий словарь литературоведческих терминов, ред. С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, М., 1978
-
Дасса, Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами, Москва, 2004, ISBN 5-17-012360-4
-
Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. — С. 280. — ISBN 978-5-89059-140-1.
-
Арган Дж.К. История итальянского искусства. Пер. с ит. В 2 т. Москва, «Радуга», 1990.
-
Архитектура. Краткий справочник. Гл. ред. М.В. Адамчик. Минск, «Харвест», 2004.
-
Афонькин С.Ю. Всё о чудесах архитектуры. СПб, ООО СЗКЭО «Кристалл», 2009.
-
Вёльфин Г. Ренессанс и барокко. Пер. с нем. Е.Г. Лундберга. СПб, «Азбука-классика», 2004.
-
Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. Москва, «Наука», 1978.
-
Всеобщая история архитектуры. Гл. ред. Баранов Н.В. В 12 томах. Москва, «Стройиздат», 1970.
-
Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. Москва, «Астрель», 2002.
-
Замки. Дворцы. Вед. ред. Е. Ананьева. Москва, «Аванта», 2003.
-
Кильпе Т.Л. Основы архитектуры. Москва, «Высшая школа», 1984.
-
Локтев. В.Л. Барокко от Микеланджело до Гварини. Москва, «Архитектура-С», 2004.
-
Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. Ленинград, Издательства АН СССР, 1957.
-
Любимов Л. Искусство Западной Европы. Москва, «Просвещение», 1982.
-
Мески Жан. Замки. Москва, «Астрель АСТ», 2003.
-
Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. Пер с чеш. В.К. Иванова. Москва, «Стройиздат», 1987.
-
Саваренская Т.Ф. Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков. Москва, «Стройиздат», 1987.
-
Талепоровский В. Русские архитекторы. Москва, Ленинград, Детгиз, 1953.
-
Шёрбер У. Замки и дворцы Европы. Пер. с нем. Москва, БММ АО, 2003.
-
Эрмитаж. История и архитектура зданий. Ленинград, «Аврора», 1
Интернет-ресурсы:
-
www.rusedu.ru
-
mou41.togliatty.rosshkola.ru
-
imc.rkc-74.ru
-
www.rusedu.ru
-
www.openclass.ru
-
www.arhitekto.ru
-
staratel.com
-
slovari.yandex.ru
-
smallbay.ru
-
www.citywalls.ru
-
ru.wikipedia.org
-
arx.novosibdom.ru
-
zodchestwo.info
-
www.facade-project.ru
-
viimiracula.ru
-
http://shedevrs.ru/
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: МХК Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.