- Учимся писать сочинение. Развиваем воображение

Конспект урока «Учимся писать сочинение. Развиваем воображение» по литературе для 5 класса

Учитель Медведева Е.В.

Класс 5А.


Тема. Учимся писать сочинение. Развиваем воображение. (По книге Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй»).

Тема рассчитана на два урока литературы.


Цель. После знакомства с лаконичными произведениями итальянского писателя Джанни Родари «Сказки по телефону» заинтересовать учащихся процессом создания собственных небольших сказок с обязательной жанровой четкостью и оригинальностью замысла.


Задачи.

Образовательные.

  • Урок 1 – осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений внутри объекта (созданного творческого продукта).

  • Освоение технологии создания творческого продукта с учетом заданного жанрового своеобразия (сказка) и претензией на оригинальность замысла.

  • Урок 2 – выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществление их переноса в новые условия.

  • Развитие навыков аналитического чтения.

Развивающие.

  • Развитие аналитического мышления через совершенствование речемыслительной деятельности учащихся.

  • Развитие потребности учащихся самовыражаться через творчество, абстрактные словесные образы.

Воспитательные.

  • «…воспитать в детях открытый и прямой взгляд на мир и на людские судьбы, воспитать их в демократическом духе». Дж. Родари.


Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

    1. Индивидуальное задание. Мини-исследование «Мои находки в «Сказках по телефону» Дж. Родари.

Для ориентации учащихся в процессе исследования даю цитату из методического пособия: «Сказки по телефону» поэтичны, в них звучат фольклорные мотивы, остроумно спроецированные на современную действительность. Расхожие образные выражения, пословицы и поговорки материализуются в реальном образе. Так, поговорка «дом из мороженого, как в Болонье» рождает сказочку о веселом народном празднестве, когда жители уплетают выстроенный на площади пломбирно-цукатный дворец. Рассеянный мальчик теряет не только книжки и тетрадки, но и пальцы, уши, а добрые соседи все подбирают и приносят маме. Насмешливые сказочки предостерегают детей от безделья и чванства, обжорства и грубости. Легкая, изящная фантазия писателя одухотворяет мир, учит видеть в нем светлые и высокие начала.

Особенности «Сказок по телефону»:

  1. Очень короткие.

  2. Сюжет достаточно четкий.

  3. Героев легко представить, в очень краткой форме накапливается материал для рассказа о героях.

  4. Герои наделены простыми и ясными характерами.

  5. Предельная лаконичность, подобная лаконичности басен, подталкивает читателей к выводам о героях и событиях».

    1. Инсценировка сказок по группам.

    2. Придумывание героев, тем, идей, сюжетов, мест действия и других элементов, которые пригодились бы при сочинении собственной сказки по телефону.


  1. Слово учителя.

Знаменитый итальянский писатель Джанни Родари во второй половине XX века написал книгу «Грамматика фантазии». Её можно считать интересным и полезным пособием для детей и взрослых, желающих развивать воображение и придумывать истории.

Я вам сразу скажу, если вы будете сидеть и думать: как бы мне сочинить интересную сказку, у вас ничего не получится. Или выйдет что-нибудь, очень похожее на другую сказку… Сказка всегда складывается из какого-нибудь неожиданного сравнения, а иногда и из настоящей чепухи, если признаться…

Писатель предложил множество способов и приёмов создания творческого сочинения. Познакомимся с некоторыми из них.


«Перевирание» сказки (сказка наизнанку). Бином фантазии. Лимерик. Загадка. Карты Проппа. Старая сказка в новом ключе. Материал для персонажа. Салат из сказок. Продолжение сказки. Фантастическая гипотеза. «Игрушка как персонаж»


  1. Изучение техник создания нового оригинального текста.


    1. «Фантастическая гипотеза»

Что произойдет, если...

Здесь вам никаких подсказок не будет. Для начала вы должны сами придумать какую-нибудь совершенно необыкновенную ситуацию.

Что произойдет, например, если в вашу школу вдруг придет Кот в сапогах? Может быть, его попросят дать пресс-конференцию и рассказать, как живется сегодня другим сказочным персонажам? Или все ребята выстроятся в очередь, начнут мерить его сапоги-скороходы, и кому-нибудь быстренько захочется слетать в Антарктиду? А может быть, он выступит с докладом в экологическом кружке?

Можно вообразить и другую ситуацию. Например, в класс пришел новый ученик – маленький гиппопотамчик. Как его встретят ребята? А что, если ваш домашний кот Мурзик решит вам подсказать, как решается задачка по математике? Будете вы его слушать? А что случится, если в вашем портфеле поссорятся ручка, карандаш и ластик?

Схема создания.

Берём любые подлежащее и сказуемое – их сочетание и даёт гипотезу.

Что было бы, если бы наш город внезапно оказался среди моря?

Что было бы, если бы во всём мире исчезли деньги?

Что было бы, если бы человек вдруг проснулся в обличье насекомого?

На этот вопрос ответил Ф.Кафка в рассказе «Превращение».


    1. «Лимерик»

Лимерик (англ.) – нонсенс, нелепица. Наиболее известны лимерики Э.Лира. Схема строения лимерика такова.

Первая строка – герой.

Вторая строка – характеристика героя.

Третья и четвёртая строки – действия героя.

Пятая строка - итоговая характеристика героя.

Жил да был старик болотный,

Вздорный дед и тягомотный,

На колоде он сидел,

Лягушонку песни пел,

Въедливый старик болотный.

Э. Лир


Возможен другой вариант строения лимерика.

Первая строка – выбор героя.

Вторая строка – действия героя.

Третья и четвёртая строки – реакция окружающих на героя.

Пятая строка – вывод.

Старый дед в Граньере жил,

Он на цыпочках ходил.

Все ему наперебой:

Обхохочешься с тобой!

Да, чудной старик в Граньере жил.

Д.Родари


    1. «Загадка»

Конструирование загадки

Выберем любой предмет.

Первая операция – отстранение. Дадим предмету такое определение, словно видим его впервые в жизни.

Вторая операция – ассоциация и сравнение. Объектом ассоциации является не предмет в целом, а одна из его характеристик. Для сравнения выбираем другой предмет.

Третья операция – выбор метафоры (скрытого сравнения). Даём предмету метафорическое определение.

Четвёртая операция – привлекательная форма загадки.

Например, придумаем загадку о карандаше.

Первая операция. Карандаш – это палочка, которая оставляет след на светлой поверхности.

Вторая операция. Светлая поверхность – это не только бумага, но и снежное поле. След карандаша напоминает тропинку на белом поле.

Третья операция. Карандаш – это нечто такое, что прочерчивает чёрную тропу на белом поле.

Четвёртая операция.

Он на белом – белом поле

Оставляет чёрный след.


3.4 «Сказки наизнанку»

Большое удовольствие всем доставляет игра в перевирание сказок. Возможно умышленное «выворачивание наизнанку» сказочной темы.

Красная Шапочка злая, а волк добрый…

Мальчик – с – Пальчик сговорился с братьями убежать из дома, бросить бедных родителей, но те продырявили ему карман и насыпали туда риса…

Золушка, дрянная девчонка, издевалась над замечательной мачехой, отбила у сестры жениха…


3.5 «Продолжение сказки»

Сказка закончилась. А что было потом? Ответ на этот вопрос и будет новой сказкой.

Золушка вышла замуж за Принца. Она, неряшливая, в засаленном фартуке, вечно торчит на кухне у плиты. Такая жена Принцу надоела. Зато весело можно проводить время с её сёстрами, привлекательной мачехой…


3.6 «Салат из сказок»

Этот метод, на мой взгляд, самый легкий. Все вы умеете, наверное, готовить салат. Нарезать помидоров, огурцов, добавить лук, укроп, петрушку, перемешать все с майонезом, и - салат готов. Можно приготовить салат и более изысканный. Смешать крабовые палочки, свежую капусту и кукурузу из банки, и также все полить майонезом…

Вот таким же образом можно сочинить и сказку. Свести вместе героев разных сказок, добавить немножко «соуса» собственной фантазии, и посмотреть, как они будут взаимодействовать друг с другом, что из этого получится. Джанни Родари назвал такой метод сочинения сказок «Салатом из сказок».

Чего только может не происходить в вашей сказке, ведь сказочники – вы сами. Маша с тремя медведями может, например, приехать на велосипеде в гости к Незнайке, Золушка попасть в плен к Карабасу-Барабасу, а Карлсон совершить с Буратино путешествие на крышу, на которой он живет.

Действие даже самой старинной сказки можно перенести в наши дни. Пусть Пьеро уедет учиться на факультет математики в университет, а Мальвина начнет с ним переписываться по электронной почте. Можно слегка изменить свойства характеров героев. Чиполлино может стать вредным мальчишкой и заставлять всех плакать, Карабас-Барабас, наоборот, очень добрым и преподавать в школе «Этику», а Баба Яга – симпатичной старушкой, которая летает на своей ступе исключительно затем, чтобы дарить ребятишкам радость.

Буратино оказался в домике семи гномов, стал восьмым другом Белоснежки…

Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика – с - Пальчик и его братьев…


«Карты Проппа»

Русский филолог В. Я. Пропп утверждал, что все народные волшебные сказки имеют одну структуру. В основе лежат функции действующих лиц. Эти функции варьируются, видоизменяются, но их всего 31.

1.Отлучка кого - либо из членов семьи.

2.Запрет, обращённый к герою.

3.Нарушение запрета.

4.Выведывание.

5.Выдача.

6.Подвох.

7.Невольное пособничество.

8.Вредительство или недостача.

9.Посредничество.

10.Начинающееся противодействие.

11.Герой покидает дом.

12.Даритель испытывает героя.

13.Герой реагирует на действия будущего дарителя.

14.Получение волшебного средства.

15.Герой переносится, доставляется, приводится к месту нахождения предмета поисков.

16.Герой и антагонист вступают в борьбу.

17.Героя метят.

18.Антагонист побеждён.

19.Беда или недостача ликвидируются.

20.Возвращение героя.

21.Герой подвергается преследованиям.

22.Герой спасается от преследования.

23.Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.

24.Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

25.Герою предлагается трудная задача.

26.Задача решается.

27.Героя узнают.

28.Ложный герой или антагонист изобличаются.

29.Герою даётся новый облик.

30.Враг наказывается.

31.Герой вступает в брак.

Не во всех сказках есть все функции. Последовательность может нарушаться, но схема остаётся та же. На основе этих функций можно строить множество сказочных историй.


  1. Работа учащихся по группам. Создание коллективной творческой работы.

    1. Группа 1. «Старая сказка в новом ключе»

В любой волшебной сказке можно изменить время или место действия. И сказка приобретёт необычную окраску.

Приключения Колобка в XXI веке…

    1. Группа 2. «Материал для персонажа»

Джанни Родари пишет о том, что большой простор для фантазии дает исследование разных материалов, ведь своих волшебных героев вы можете «слепить» из чего угодно. Но здесь нужно хорошо подумать, ведь почти все самые интересные материалы уже разобраны.

Из характерных особенностей персонажа можно логически вывести и его приключения.

Пусть героем будет стеклянный человек. Стекло прозрачное. Можно читать мысли нашего героя, он не может говорить неправду. Мысли можно скрыть, только надев шляпу. Стекло хрупкое. Всё вокруг должно быть обито мягким, рукопожатия отменены. Врачом будет стеклодув…

Деревянный человек должен опасаться огня, а в воде он не тонет…

Человек из мороженого может жить только в холодильнике, там же происходят и его приключения…

    1. Группа 3. «Бином фантазии»

Возьмём любые два слова. Например, пёс и шкаф. Возникают такие варианты соединения слов: пёс со шкафом, шкаф пса, пёс на шкафу, пёс в шкафу и т. д. Каждая из этих картин служит основой для придумывания истории.

По улице бежит пёс со шкафом на спине. Это его будка, он всегда её таскает на себе…

Например, можно попробовать поискать рифму к разным словам. Составить «фантастический бином», как говорит Джанни Родари. Возьмем, например, первую попавшуюся: тетрадка-лошадка, листок-свисток…

Тетрадка-лошадка. Что тут можно придумать интересного? Например, что однажды маленькой лошадке подарили тетрадку, она решила стать очень умной и поступить в школу. А может, вести дневник, или – еще лучше – завести словарь, в который вносить разные испанские слова и их перевод, потому что лошадка очень хотела перебраться в Испанию на постоянное место жительства.

А можно подойти к рифме совсем с другой стороны. Девочка делала уроки по математике, и вдруг прямо из задачника к ней выпрыгнула лошадка. Она оказалась на редкость симпатичной, и девочка с ней подружилась. Сюжет дарю.

Возьмем рифму листок-свисток. Представим себе дерево, на котором вместо листьев растут свистки. А на другом дереве – маленькие арфы, а еще на одном – маленькие аккордеоны и так далее. Когда в лесу начинается ветер, лес начинает звучать. Иногда звуки складываются в прекрасную сонату или даже симфонию, потому что это лес-оркестр. Ну а как на подобный музыкальный лес будут реагировать его обитатели, придумайте сами. Возможно, они полюбят музыку и изменят свои характеры. Все станут добрыми, культурными и приятными в общении. Даже волки, львы, тигры и шакалы. А может быть, откроют в лесу филармонию, театр оперы и балета или консерваторию. Лиса будет там дирижером, а медведь поедет учиться искусству пения в консерваторию… Словом, есть где разгуляться фантазии.

Возьмем рифму трамвай-попугай. На мой взгляд, совершенно замечательная рифма. Почему бы и в самом деле нам не подружить трамвай с попугаем? Что мы знаем о трамвае? Ну ходит он, бедный, по рельсам, даже влево-вправо шагнуть не может, а ему, наверное, так хочется взлететь высоко в небо! Может, в этом ему как раз попугай и поспособствует?


    1. Группа 4. Игра в "чепуху"

Сначала на бумажке задаются вопросы, например: кто, какой, что делает, зачем, каким образом, что из этого вышло? Потом все по очереди пишут на них ответы, не зная, что написал предыдущий игрок. В результате вся абракадабра, которая получилась, зачитывается вслух и все смеются.

Плыл по небу я вчера,

А навстречу мне – пчела.

Настоящий великан,

Шириною – с океан…

Я себе лечу, молчу,

А она мне говорит:

Убирайся ты отсюда,

А иначе будет худо.

Съем тебя и не поморщусь,

И конец твоим делам!



4.7 Группа 5. Словарь-помощник

Иногда на интересный сюжет для сказки можно напасть, просто листая обычный орфографический словарь и наугад пальцем тыкая в разные слова. Первый раз, например, я попала в слово «прозорливость», второй раз – в «репку». Нет, сказка про репку уже имеется, не будем повторяться, а пойдем дальше.

Первое слово – «судно», второе – «репутация». Это уже что-то. Жила-была маленькая лодочка, которая очень заботилась о своей репутации. Она все время хотела выбиться в большие корабли и плавать не по озеру, а по океану… Возможно, я когда-нибудь и сочиню сказку на эту тему.

Еще вот такое словосочетание: корзина – говорить.

Почему бы не придумать сказку про очень разговорчивую корзину, которая любила поболтать с овощами и фруктами, которые ее хозяйка несла с рынка?

Интурист – отшельник. Интурист в поисках приключений отправляется не на обжитые Гавайские острова, а куда-нибудь в джунгли или на необитаемый остров. Нет, стоп: история про Робинзона Крузо уже сочинена.

Ворота – миротворец. Здесь можно сочинить сказку о городских воротах, которые бы всех мирили. Какие бы враги ни проходили через эти ворота, они обязательно прощали друг другу все обиды и становились друзьями. И люди приезжали к этим воротам с разных концов света. Думайте, фантазируйте!

Понравилась мне пара слов: календарь – ослушаться. Висит на стене обычный отрывной календарь и висит. А что бы произошло, если бы он перестал «работать», как ему положено, перепутал все свои листы, и вместо 1 июля, к примеру, на нем появилось 3 января? В результате у меня получилась сказка, которую я так и назвала: «Непослушный календарик»


4.8 Группа 6. Сказки из страны Цифирии

Вы любите математику, ребята? Не очень? Она кажется вам неинтересной и сухой наукой? Я скажу вам: очень даже зря. Потому что если в математике вы разберетесь, как следует, то увидите, что это очень даже увлекательная наука. Даже Александр Сергеевич Пушкин сравнивал в свое время поэзию с геометрией.

Математика – настоящее волшебное царство…А цифры, числа, геометрические фигуры, если вы сильно захотите, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи. Любая глава из учебника преподносит вам такие интересные сюжеты, что самому ничего и придумывать не надо.

Например, жила-была девушка по имени Задача и влюбилась она в парня по имени Х. Да так влюбилась, что жить без него не могла. А Х, надо сказать, был очень несерьезным парнем, зато любил напускать на себя таинственность. Я-де такой загадочный, исключительный, неповторимый. То в квадрат себя возведет, то в куб, а то и в пятую степень… «Я, – говорил он задаче, – тебе не чета, я – число трансцендентно-мнимо-иррациональное…» А Задачу от восторга и большой любви еще больше дрожь пробирает…Но в конце концов нашелся ученик, который Задачу решил и неизвестное Х нашел. Ничего особенного. Серенькая троечка оказалась. Мораль: не гоняйтесь, девушки, за мнимо-трансцендентными иксами!

Взять последовательности. Они, как известно, бывают ограниченными, неограниченными и монотонными… Острые и тупые углы – умные и дураки. Касательная – подхалимка. Нахождение икса в линейном уравнении – простенькая короткометражка, решение системы уравнений с несколькими неизвестными тянет уже на многосерийный детектив. Возведение числа в степень – возношение до небес. Круглые скобки – объятия. Квадратные – тюрьма… А ноль, который сам по себе ничего не значит, может возвысить любую цифру до небес или сбросить ее с высоты. Бесконечно большая и бесконечно малые величины – зазнайство и скромность . И то, и другое в гипертрофированном виде вредно.


  1. Практическая работа по созданию собственного творческого продукта (сказок, загадок).

Не бойся сказок. Бойся лжи.

А сказка - сказка не обманет.

Попробуй сказку сочинить –

На свете правды больше станет.

  1. Представление работ учащихся.

  2. Домашнее задание.

  • Иллюстрировать созданную сказку в «телефонном» формате, оформить книжку для издания или отдельный лист для выставки.

  • Подготовить электронную презентацию по сказке.

  • Прочитать сказку «Аня в стране чудес» в переводе В.В.Набокова.

6


Здесь представлен конспект к уроку на тему «Учимся писать сочинение. Развиваем воображение», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (5 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Учимся наблюдать. Авторские приёмы в произведениях Дзёсо, Басё, В.Шефнера

Учимся наблюдать. Авторские приёмы в произведениях Дзёсо, Басё, В.Шефнера

Урок литературного чтения в 3 классе с использованием ЭОР ( мультимедийной презентации). Тема урока:. Учимся наблюдать. Авторские приёмы в произведениях ...
Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами

Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами" (В. Берестов "Плащ", В.Ван Гог "Ботинки". Цель:.  на ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:15 июня 2018
Категория:Литература
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект