Слайд 1Изготовление шиньонов, накладок, париков
Подготовила студентка КГТК 3 курса гр.04-30 Коротецкая Дарья
Слайд 2Общие сведения
Постижерное дело — искусство изготовления париков и других волосяных изделий — требует большого мастерства. Примерно с 20-х гг. XX в. этому искусству перестали уделять должное внимание. Такое отношение к постижу объяснялось тем, что в моду прочно вошла короткая стрижка и модели женских причесок развивались в направлении простоты и естественности. Постижерное дело снова стало актуальным, так как в моду вошли шиньоны, накладки и парики. Для успешной работы с париками, шиньонами и накладками необходим определенный объем теоретических знаний. Практически постижерное дело находит широкое применение пока только в театрах, на киностудиях и телевидении. Кроме того, выполняются парики для кукол и витринных манекенов. Для изготовления этих изделий чаще всего применяют синтетические волосы. В настоящее время заметно повысился спрос на парики. Ношение их в наше время обусловлено, в первую очередь, социальными причинами (быстрый ритм жизни и деятельности) и современным понятием о моде, красоте, элегантности, а также стремлением достичь гармоничного сочетания элементов в прическе и одежде, соответствия их назначению. Развитие и широкое применение париков и шиньонов в быту было вызвано не только требованиями моды и удобствами, связанными с применением париков и шиньонов, но и определенными достижениями химической промышленности в изготовлении специальных моноволокон, заменяющих натуральные волосы. Механизация ручного труда при выпуске постижерных изделий является одним из путей повышения производительности труда в парикмахерском деле. В настоящее время машинами оснащены многие предприятия службы быта, налажено изготовление париков и их ремонт механизированным способом.
Слайд 3Постижерные изделия должны быть воздухопроницаемыми, обеспечивать хороший воздухообмен, в связи с чем большинство париков в настоящее время выполняется на «отменном» монтюре. Они должны быть удобны в эксплуатации, невелики по весу, так как длительное ношение тяжелого парика вызывает головную боль, снижает работоспособность, ухудшает самочувствие. В настоящее время для изготовления монтюров париков применяются воздухопроницаемые синтетические ткани, являющиеся более прочными и износоустойчивыми, чем хлопчатобумажные. Применение материалов для изготовления постижерных изделий зависит от вида, модели, назначения изделия и т. д. Все материалы должны храниться в хорошо вентилируемом помещении с влажностью воздуха 60-65% при температуре 15-18 °С. Ткани необходимо предохранять от пыли и механических повреждений. Они должны быть упакованы, сгруппированы по виду. Канекалон следует хранить в специальных коробках и на стеллажах. Для того чтобы искусственные волосы были максимально похожи на натуральные, перед изготовлением производят их мелирование. Возможно смешивание двух, трех или четырех близких по цвету прядей волос. Технологический процесс смешивания искусственных волос осуществляется различными способами в зависимости от их длины. В настоящее время в нашей стране налажено поточное производство по изготовлению париков для широкого потребления. Парики для повседневной носки целесообразнее делать из натуральных волос, так, чтобы этот парик выглядел более естественно.
Слайд 4Виды париков
По своему назначению парики бывают: парики для лысых клиентов и парики-шапки на натуральные волосы; исторические и гримерные парики для театра, кино и телевидения; разновидность гримерных париков — тонзуры; парики для кукол и витринных манекенов; искусственные волосы, усы и бакенбарды; искусственные брови и ресницы; искусственные косы; Полу-парики, накладки для лысеющих мужчин, контренеры и трансформации (рис; пристежки (локоны и целые пряди волос); украшения из волос, каемки или трессы (трессы также используют для упражнений в завивке щипцами). С изменением моды изменяется и набор постижерных (париковых) изделий. Сегодня они служат не только для скрытия дефектов волосяного покрова, для нужд театра, кино, телевидения, но и позволяют приспособить линию прически к требованиям моды независимо от длины натуральных волос.
Слайд 6Сырье для париков
Сырье для постижерных изделий включает натуральные человеческие волосы, синтетические и растительные волокна. Искусственное волокно было получено в прошлом веке из хлопка и представляло собой хлопковую целлюлозу с длинными блестящими нитями. В 1938 г. получен нейлон — полимер, синтезированный из веществ с волокнообразующими свойствами. В настоящее время выпускаются специально разработанные искусственные волокна: канеколон, лафин, кералон, элюр и др. Они отличаются формой поперечного сечения, а по цвету, блеску, на ощупь близки к натуральным волосам. Искусственные волосы должны хорошо поддаваться окрашиванию и завивке. Для постижерных изделий в основном применяют канеколон и лафин. Для некоторых изделий применяют волосы животного происхождения. Так, театральные парики делают из шерсти яков, коз и конских волос. Основу накладок, шиньонов и париков-монтюр делают из прочных синтетических материалов, не поддающихся изменению и не садящихся после мытья и стирки. Основной материал для специальных сеток — нейлон. В изделиях применяют тюль, тесьму, газ-сито, нитки. Для окраски волос и тюля применяют различные красители. Желатином или латексной эмульсией пропитывают монтюр для жесткости. Чтобы при расчесывании волос не накапливалось статическое электричество, после окраски волос и промывки их пропитывают антистатическим препаратом. Натуральные волосы сортируют по длине и качеству, по цвету, расчесывают, на корде закатывают головки волос, дезинфицируют, подкрашивают волосы или тонируют, промывают после окраски, сушат. При обработке волос происходят их некоторые потери за счет мытья, дезинфекции и обесцвечивания. Изменяется структура волос и их удельный вес. Если волосы будут окрашиваться, то их дезинфицировать не надо, так как при обесцвечивании перекисью они дезинфицируются. На постижерных предприятиях процесс обесцвечивания может быть разделен на несколько стадий в зависимости от качества исходного сырья и от получения нужного цвета. Современные краски для волос позволяют получить любой нужный цвет или оттенок.
Слайд 7Обработка волос на карде
Подготовка волос к использованию включает обработку их на карде. Карда представляет собой пластину с выступающими вертикально стальными зубьями длиной 5-6 см. Размеры пластины 15x20x2 см, но могут быть и иные. Сечение зубьев овальное, концы их сточены на конус и заострены. В качестве карды используют кардоленту, выпускаемую промышленностью. Она представляет собой прорезиненную матерчатую основу с установленными на ней металлическими штырями. Расчесывают волосы на карде, установленной на рабочем столе .
Слайд 8Первичное расчесывание делают с целью вычесывания спутанных и коротких волос, непригодных к употреблению. На карду накалывают лист бумаги. Прядку волос массой 20-30 г берут головками в руку, накладывают половину пряди на зубья карды протаскивают к себе. Головки — это срез пряди. Протаскивание повторяют несколько раз. Спутанные волосы и очень короткие остаются в карде. Остальные волосы примут параллельное положение. Прочесав половину пряди, приступают к расчесыванию головок и остальной части пряди. По мере загрязнения основания и накопления вычесанных волос лист бумаги вынимают и заменяют новым. У прочесанных волос (после протяжки через карду) закатывают головки. Закатывают головки путем обработки их водой с мылом и перегибания волос. Прядь волос берут в левую руку головками вверх, смочив водой, намыливают. Ладонью правой руки делают круговые движения, слегка нажимая на головки волос. При этом раскрытые чешуйки входят в зацепление друг с другом и прочно соединяются. Такое соединение очень прочно и пропускает используемые препараты. После закатывания волосы дезинфицируют, если они не подлежат окраске. После высушивания прочесывают на карде закатанные головки прядей, аккуратно и бережно, так как волосы стали ослабленными. Каждую прядку необходимо протягивать до свободного прохождения ее сквозь зубья карды. Затем прядки сортируют по длине и цвету, укладывают на рабочие места на столе. Для придания изделию эффекта естественных натуральных волос прядки волос смешивают с близкими оттенками основного цвета изделия — мелируют. Сливаясь в один цвет, волосы выглядят естественно, натурально. Мелированию подвергают и искусственные пряди. При мелировании пряди располагают на столе ровным тонким слоем головками в одну сторону. Вторую расчесанную прядь близкого цвета тонким слоем накладывают на первую прядь. Третью прядь, более светлую, нужного оттенка, накладывают на первые две пряди. Затем эти волосы прочесывают на карде для полного перемешивания волос 2-3 раза.
Слайд 9Изготовление тресса
Для постижерных изделий изготавливают из волос тресс — основу в виде длинной прядки волос, которую укладывают на основание парика или шиньона. Приспособление для изготовления тресса называется тресс-банком (рис. ). Тресс плетут на нитях.
Слайд 10Тресс-банк состоит из двух деревянных или металлических стоек диаметром 40-50 мм и высотой 40-50 см. Струбцины со стойками крепят к столу на расстоянии 50-70 см или другом удобном, чтобы стойки не мешали работе и можно было легко контролировать натяжение нитей. Правая стойка имеет три сквозных отверстия с вставленными в них колками для наматывания нитей. Расстояние между отверстиями 6-7 см. На колки наматывают нитки из капрона необходимой прочности. Свободные концы нитей связывают вместе и закрепляют на крючке левой стойки. Все три нити натягивают одинаково, поворачивая колки правой стойки. Одной нижней нитью, вынув колок, обвивают вокруг двух натянутых нитей и стягивают ее петлей, чтобы избежать растяжения тресса. После этого колок вставляют на место и нить натягивают. Между этими нитями перевивают волосы и получают тресс. Тресс выполняют ручным способом: в один оборот три нити и в два оборота три нити. Существует несколько видов плетения прядей между нитями. В зависимости от переплетения прядей и числа нитей их делят на плетения (рис.): а) английское; б) голландское; в) египетское; г) одинарное; д) двойное; е) проборное; ж) крепс.
Слайд 11Плетение прядей на трессе
Слайд 12Прочность тресса зависит от прочности нитей и качества плетения. Прядь волос в 10-12 волосков протягивают между нижней и средней нитями и обратно вокруг нижней нити к себе, натягивают и сдвигают в левую сторону к узлу нитей, уплотняют. Затем берут новую прядь в 10-12 волосков и снова перевивают между нитями и, уплотняя, сдвигают влево, и так далее плетут тресс. Длина тресса определяется длиной тресса укладки на изделии, в парике, шиньоне, косе. Выполняют трессы разной длины, концы нитей завязывают двумя узлами, чтобы тресс не рассыпался. Существует изготовление тресса на специальных машинах. Тамбуровка волос. В париках — передние кромки, лобики мужских накладок и там, где необходимо наибольшее сходство с натурально растущими волосами, применяют тамбуровку волос специальными крючками № № 1-5. № 1 — самый мелкий, а № 5 — самый крупный крючок. Тамбуровка представляет собой протягивание петельки из 2-5 волосков, сложенных вдвое, и завязывание их в одинарный или двойной узел (рис.).
Слайд 13Тамбуровка одинарным узлом
Слайд 14Постижерный крючок держат так, как держат авторучку или карандаш: между указательным и большим пальцами правой руки. На столе на специальной форме закрепляют монтюр изделия и наклоняют его в удобное положение для тамбуровки. Берут небольшую прядь волос в 5-10 волосков, подобранных для изделия, перегибают ее пальцами на длине 5-7 см от головы, чтобы образовалась петелька, и зажимают основание петельки пальцами левой руки. Подводят снизу петельку к нужному месту у монтюра. Правой рукой продевают крючок в ячейку тюля и зацепляют из петельки волоски (в зависимости от размера крючка). Протаскивают зацепленные волосы в ячейку тюля при постоянном натяжении зацепленных волос. Крючок подвигают в петельке и поворачивают вокруг оси, чтобы захватить основание продернутой прядки. Снова поворачивают крючок вниз так, чтобы протащить основание прядки сквозь петельку и выдернуть прядку при затягивании узла из петельки. Концы волос расправляют в нужном направлении. При выполнении этой тамбуровки левой рукой надо крепко удерживать прядь в натянутом положении и чувствовать сопротивление движению пряди. При завязывании двойным узлом все движения делают для одинарного узла до момента затягивания, а затем, не затягивая окончательно первый узел, повторить захват пряди с протаскиванием ее вторично (рис. ). Узел затягивают резким выдергиванием концов волос прядочки из петли.
Слайд 15Тамбуровка двойным узлом При выполнении тамбуровки необходимо следить, чтобы не прихватывался второй слой тюля или ткани с изнанки.
Слайд 16Существуют шиньоны на монтюре и без него. Сначала определяют размер шиньона, его форму, форму площадки, налагаемой на голову, места крепления к волосам. Применяются эластичные материалы для монтюров. Сначала снимают мерку с головы заказчика шиньона или парика. Делают раскрой по меркам деталей. Каждую деталь подготавливают к сборке, если это парик или полу-парик. Пришивают уплотнения в необходимых местах. Контур деталей обшивают тесьмой и собирают вместе на болванке, наметывают по линиям сшивания. При необходимости делают примерку и подгонку по месту на голове заказчика. Во время примерки вносят нужные изменения, затем сшивают детали окончательно (рис.). Изготовив нужную основу шиньона или парика, «одевают» его волосами: нашивают тресс из волос по намеченным линиям нашивки. Нашивают тресс вручную или на специальных машинах. Необходимо сделать так, чтобы материал монтюра не собирался в складки и не растягивался под лапкой машины. По мере нашивки тресса контролируют, нет ли перекосов и дефектов (напряжений) в положении направления волос на монтюре. Ручным способом выполняют места тамбуровки парика. По краю парика, по тесьме продергивают 1-3 раза волос, чтобы замаскировать край тесьмы, идущей вокруг головы. Затем волосы расчесывают и делают соответствующую прическу, укладку. Число продергиваний пучков волос на 1 см2 монтюра для женского парика — 50-60, для мужского — 35-45, на проборе женского или мужского парика — 120-130.
Слайд 17Шиньоны с различными способами крепления
Слайд 18Укрепление тресса В косе, состоящей из трех прядей, выполняют по отдельности каждую прядь. Берут для покрывающих волос косы самые длинные волосы. Укрепляют тресс на основе-шнуре или ленте-тесьме для прочности, обвивая его вокруг тесьмы (рис. ) Пришивают при закручивании тресса к основе нитками, чтобы он прочно держался, не сползал. Все три пряди соединяют верхними концами, закрепляют нитками на шнуре и образуют ушко или крючок для крепления косы к голове. Каждую прядь косы расчесывают, а затем заплетают.
Слайд 19Правила эксплуатации оборудования в постижерном цехе
При поступлении на работу, а также при переводе рабочих, работающих на другом оборудовании, на изготовление париков механизированным способом все они должны пройти инструктаж по технике безопасности. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, мешающего работе. Освещение не должно слепить глаза. Работать на неисправном оборудовании категорически запрещается. При обнаружении неисправности необходимо вызвать специалиста по ремонту оборудования. При сильном нагреве мотора следует выключить машину и сообщить об этом мастеру или электромонтеру. При остановке машины запрещается придерживать маховое колесо рукой. Втягивание нити в иглу следует производить только после выключения мотора. Запрещается класть ножницы и другие предметы возле вращающихся частей машины. В случае прокола пальцев, ранения необходимо обратиться в здравпункт, сообщив предварительно об этом цеховой администрации.
Слайд 20Организация противопожарного режима в постижерном цехе
Ответственность за противопожарное состояние постижерного цеха возлагается на его начальника или бригадира. Подступы, проезды, промежутки между объектами технологического оборудования не должны загромождаться изделиями, сырьем, тарой, производственными отходами и т. д. Весь обтирочный промасленный материал, употребляемый для обтирания машин, механизмов, другого оборудования, собирают в железные ящики и по окончании работ убирают в пожаробезопасное место. Каждое производственное складское помещение должно быть согласно нормам обеспечено первичными средствами пожаротушения. Производить электрогазосварочные работы можно только с разрешения главного инженера, по окончании работ помещение должно быть тщательно проветрено. Каждый работник постижерного цеха обязан строго соблюдать правила противопожарной безопасности: следить за исправностью приборов отопления, электроустановок и электропроводки, принимать меры к устранению нарушений, которые могут привести к возникновению пожара.
Слайд 21По окончании рабочего дня необходимо осмотреть закрываемые помещения и устранить нарушения, которые могут привести к возникновению пожара. В складских помещениях материал следует хранить на стеллажах. Ширина проходов между ними должна быть не менее 0,8 м. Против каждого склада в дверях необходимо оставлять проходы шириной, равной ширине дверей, но не менее метра. Запрещается установка временных электропечей и других нагревательных приборов в производственных, складских и других служебных помещениях; сушка материалов, одежды и т. п. на приборах отопления; загромождение проходов к средствам тушения пожара. Нельзя оставлять после окончания работ производственные помещения неубранными, не очищенными от горючих материалов; разбрасывать в цехах, раздевалках, кладовых и других помещениях промасленные обтирочные материалы и др.; курить и пользоваться открытым огнем в пожароопасных местах; эксплуатировать оборудование с поврежденной изоляцией; применять для защиты сетей тугоплавкие вставки и другие самодельные предохранители; пользоваться неисправными выключателями, розетками и т. п.