Слайд 2Мише́ль Поль Фуко́
— французский философ, теоретик культуры и историк. Создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей школе и в университете города Лилль, заведовал кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс. Работал в культурных представительствах Франции в Польше, ФРГ и Швеции. Книги Фуко о социальных науках, медицине, тюрьмах, проблеме безумия и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей XX века
Слайд 3Том «Использование удовольствий» был написан Фуко в 1984году.В этом же году 2 июня Фуко упал в обморок и был госпитализирован. Два года Фуко страдал частыми, ослабляющими его заболеваниями. 25 июня 1984 года он скончался от СПИДа.
Слайд 4Сексуальность
Вначале, надо сказать, что «сексуальность»- «-это широко распространенный термин, обозначающий сексуальные характеристики и сексуальное поведение людей» Барон Энтони Гидденс доктор философии Кембриджского университета
Слайд 5Второй том исследования Фуко посвящён субъекту желающему. Он обращается к анализу практик, которыми руководствовались в античном обществе те, кто проблематизировал свое сексуальное поведение посредством этических размышлений. В античную эпоху существовал опыт отношения к собственному телу (диететика), отношения к супруге (экономика), отношения к мальчикам (эротика), отношения к истине (философия). Вводится понятие «ta aphrodisia», как античная идея сексуальности, которая была проблематизирована через практики себя. Эти практики приводили в действие критерии неких эстетик существования, посредством которых человек способен был строить свою жизнь, как произведение.
Слайд 6Том состоит из Введения и 5 глав:
1 – Моральная проблематизация удовольствий 2 – Диететика 3 – Экономика 4 – Эротика 5 – Истинная любовь
Слайд 7Введение
В введении Фуко рассказывает о таких Формах проблематизации, как страх, форма поведения, образ, модель воздержания, а также мораль и практика себя. Здесь рассказывается о противостоянии «христианской морали пола» и « морали пола в древнем язычестве». Например, христианство принимает половой акт только в рамках брака, осуждает отношения между индивидами одного пола, в то время как Греция их превозносит, а Рим допускает между мужчинами. На более длинном отрезке можно наблюдать постоянство тем, предметов озабоченности и требований, которые, очевидно повлияли на христианскую этику и мораль современных европейских обществ и, в то же время, отчётливо присутствуют уже в греческой и греко-римской мысли.
Слайд 9Проявление страха или боязнь полового акта
Соран Эфесский (Римский врач) считал, что половая жизнь во всех случаях менее благоприятна для здоровья, чем просто однозначное воздержание. Половой акт способен вызвать самые пагубные для жизни человека последствия.
Слайд 10Схема поведения
Святой Франциск Сальский (католический святой) призывал верующих к супружеской добродетели; женатым людям он давал заглянуть в зеркало природы, предлагая им в качестве модели слона и прекрасные нравы, которые эти животные демонстрируют в совместной жизни со своей супругой. Это « всего лишь крупное животное, но при этом самое достойное из живущих на земле… Он никогда не меняет самку и нежно любит ту, которую выбрал; тем не менее, он спаривается с ней всего лишь раз в 3 года и только в течение 5 дней, причём настолько тайно, что его никто не видит за этим занятием; на шестой день он прежде всего направляется к реке, в которой омывает всё своё тело – вот пример прекрасных и достойных нравов. Это определённая модель поведения, которая явно наделяется положительной ценностью.
Слайд 11Образ
«В текстах XIX века нередко встречается характерный портрет гомосексуалиста, полового извращенца: его жесты, манера держаться, его вычурные наряды, его кокетство – всё это является непременными чертами этого уничижительного описания, свидетельствующего о прегрешении перед природой….» Здесь рассказывается о женоподобных молодых людях, а также о истории происхождения этого образа.
Слайд 12Глава I
В этой главе Фуко рассказывает о таких понятиях как:
Слайд 13Что же это за понятия?
Aphrodisia – это акты, движения, касания, доставляющие удовольствия определённой формы. Chresis – относится к половой активности( так, можно говорить о времени года или о возрасте, подходящих для любви). Здесь существуют 3 аспекта: стратегия потребности, стратегия момента, стратегия статуса.
Слайд 14Стратегия потребности
Рассказвается об использовании aphrodisia. Например: Известны выходки Диогена; когда у него возникала потребность, вызванная половым влечением, он удовлетворял себя сам в общественном месте на глазах у всех. Он имел привычку «всем заниматься на виду у всех, будь то еда или любовь», и рассуждал так: «если нет ничего плохого в том, чтобы есть, то нет ничего плохого и в том, чтобы есть у всех на виду»
Слайд 16Стратегия статуса
Искусство пользоваться удовольствием предполагает варьирование в зависимости от того, кем является пользователь и каков его статус. Мы задумались бы, если бы захотели выбрать себе руководителя: «неужели мы выбрали бы человека, про которого знаем, что он раб своего желудка, вина, удовольствий любви?»
Слайд 17Enkrateia - «воздерженность, это значит быть рассудительным и владеть собой, держать под своим началом удовольствия и желания» Сократ
Слайд 18То что вам рассказано, всего лишь малая часть того, что описывается во втором томе «Использования удовольствий». Прочитав полностью эту книгу, вы узнаете об отношениях между супругами, их ролях в семейной жизни, обязанностях, ограничениях со стороны мужа и жены. Здесь предлагается набор рекомендаций по управлению своим домом и землёй. Для жён – как остаться объектом желания, не нанося макияж, не прибегая к искусственным уловкам?
Слайд 19Вкратце, можно сказать, что эта книга об искусстве жить, вести себя и «использовать удовольствия» в соответствии с принципами, отличающимися требовательностью и строгостью.
Слайд 20Спасибо за внимание