- Народные праздники в произведениях

Презентация "Народные праздники в произведениях" (8 класс) – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31

Презентацию на тему "Народные праздники в произведениях" (8 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 31 слайд(ов).

Слайды презентации

Народные праздники в произведениях русских писателей и поэтов
Слайд 1

Народные праздники в произведениях русских писателей и поэтов

По словам великого Белинского, “истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народном”. Цель: Задачи: Выявить значение народных традиций в произведениях русских писателей и поэтов. Познакомиться с дополнительной литературой, описывающей народные праздники. Прочитать произв
Слайд 2

По словам великого Белинского, “истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народном”.

Цель: Задачи:

Выявить значение народных традиций в произведениях русских писателей и поэтов.

Познакомиться с дополнительной литературой, описывающей народные праздники. Прочитать произведения русских поэтов и писателей (Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», А.С.Пушкина «Евгений Онегин»(отрывки), Н.Островский «Снегурочка», И.Шмелев «Лето Господнее», В.А.Жуковский «Светлана», А.К.Толстой «Благовест», стихи И.Бунина, С.А.Есенина.

Народные праздники. Умели русские люди работать, умели и отдыхать. “Делу - время, потехе - час”, - так еще в старину говорили наши предки. Нередко в ткань повседневной жизни вплетались яркие нити праздников.
Слайд 3

Народные праздники

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. “Делу - время, потехе - час”, - так еще в старину говорили наши предки. Нередко в ткань повседневной жизни вплетались яркие нити праздников.

Праздники. Рождественские святки. Крещение. Широкая масленица. Вербное воскресенье . Пасха. Семик честной. Троица. Иван Купала. Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие исто
Слайд 4

Праздники

Рождественские святки. Крещение. Широкая масленица. Вербное воскресенье . Пасха. Семик честной. Троица. Иван Купала.

Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники - Иван Купала, Масленица, Семик. С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие дни гудели колокола сотен церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Все праздники сопровождались щедрой раздачей милостыни многочисленным нищим.

На Святки (так называлось праздничное время от Рождества до Крещения) проходили яркие карнавалы с ряжеными, показывали свое искусство преследуемые властями скоморохи, вызывали взрывы хохота своими проделками куклы-петрушки. Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем
Слайд 5

На Святки (так называлось праздничное время от Рождества до Крещения) проходили яркие карнавалы с ряжеными, показывали свое искусство преследуемые властями скоморохи, вызывали взрывы хохота своими проделками куклы-петрушки.

Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем Отечестве, а и за границей дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обычно 7 января следующего года

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». «Настало утро. Вся церковь еще до света была полна народа. Пожилые женщины в белых намитках, в белых суконных свитках набожно крестились у самого входа церковного. Дворянки в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами, стояли впе
Слайд 6

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

«Настало утро. Вся церковь еще до света была полна народа. Пожилые женщины в белых намитках, в белых суконных свитках набожно крестились у самого входа церковного. Дворянки в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами, стояли впереди их. Девчата, у которых на головах намотана была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов, старались пробраться еще ближе к иконостасу. Но впереди всех стояли дворяне и простые мужики с усами, с чубами, с толстыми шеями и только что выбритыми подбородками, все большею частию в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка. На всех лицах, куда ни взглянь, виден был праздник. Голова облизывался, воображая, как он разговеется колбасою; девчата помышляли о том, как они будут ковзаться с хлопцами на льду; старухи усерднее, нежели когда-либо, шептали молитвы. По всей церкви слышно было, как козак Свербыгуз клал поклоны. Все миряне заметили, что праздник — как будто не праздник; что как будто все чего-то недостает. Как на беду, дьяк после путешествия в мешке охрип и дребезжал едва слышным голосом; правда, приезжий певчий славно брал баса, но куда бы лучше, если бы и кузнец был, который всегда, бывало, как только пели «Отче наш» или «Иже херувимы», всходил на крылос и выводил оттуда тем же самым напевом, каким поют и в Полтаве. К тому же он один исправлял должность церковного титара. Уже отошла заутреня; после заутрени отошла обедня,… куда ж это, в самом деле, запропастился кузнец?»

« Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один
Слайд 7

« Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло: Щедрик, ведрик! Дайте вареник, Грудочку кашки, Кiльце ковбаски! Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только вместе с степенными отцами оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! и еще белее казался свет месяца от блеска снега.»(«Ночь перед Рождеством.»

Святки. Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. “Кто станет суженым?” – вот
Слайд 8

Святки

Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. “Кто станет суженым?” – вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении “Светлана” Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские.

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали, За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном, Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И под чашей пели в лад Песенки подблюдны.

Народные приметы в балладе «Светлана». Это стихотворение Жуковского интересно тем, что в этих гаданиях скрыты народные приметы. “За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали”чтобы узнать, в какой стороне живет суженый - на это должен был указать носок обуви. Если он показывал на дом гадальщицы, значит п
Слайд 9

Народные приметы в балладе «Светлана»

Это стихотворение Жуковского интересно тем, что в этих гаданиях скрыты народные приметы. “За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали”чтобы узнать, в какой стороне живет суженый - на это должен был указать носок обуви. Если он показывал на дом гадальщицы, значит предстояло ей сидеть еще год в девках. “Снег полоть” - подбрасывать его вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно и звонко – быть девушке скоро замужем. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался веселый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. “Кормили счетным курицу зерном” и, наблюдая, как она клевала, пытались угадать свою судьбу. Для этой же цели “ярый воск топили”. По образовавшимся фигуркам судили о своем жребии: если похоже на церковь – к венчанию, ну, а коль напоминает по очертаниям яму или пещеру - жди смерти. Подблюдное гадание было одним из самых распространенных. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, “пели в лад песенки подблюдны”. После каждой такой песенки блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.

В.А.Жуковский «Светлана». Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой: Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою, И на том столе стоит Зеркало с свечою... Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться: ...Робко в зеркало
Слайд 10

В.А.Жуковский «Светлана»

Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой: Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою, И на том столе стоит Зеркало с свечою... Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться: ...Робко в зеркало глядит: За ее плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами... Что только не могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице!

Крещение. В Священном Писании слово “крещение” впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя (Предтеча), последнего из великих пророков дохристианской эры. К Иоанну сходились те, кто хотел покаяться в совершенном зле. “Крещение”, которое совершал Иоанн раскрывает смысл действия Бога как уни
Слайд 11

Крещение

В Священном Писании слово “крещение” впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя (Предтеча), последнего из великих пророков дохристианской эры. К Иоанну сходились те, кто хотел покаяться в совершенном зле. “Крещение”, которое совершал Иоанн раскрывает смысл действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них. Христос Сам принял крещение у Иоанна. Богочеловек не нуждался в очищении и в спасении, ибо был безгрешен. Тем не менее Он принял крещение для того, чтобы собственным примером показать: путь к богу начинается с очистительного покаяния. “Богоявлением” этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было явление всех лиц Святой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о Сыне, Сын божий крестился от рук Иоанна, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

«Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу черную толпу, против Тайницкой Башни. Отец спрашивает – хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней – прорубленная во льду ердань. Отец сводит меня на лед и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлевской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники, много-много. В солнышке все блестит – и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев – митры. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносит пение да выкрик протодиакона. Говорят – “погружают крест!”. Слышу знакомое – “Во Иорда-а-не... крещающуся Тебе, Господи-и...” – и вдруг, грохает из пушки. Отец кричит – “пушки, гляди, палят!” – и указывает на башню. Прыгают из зубцов черные клубы дыма, и из них молнии... и – ба-бах!.. И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго». (И.Шмелев «Лето Господнее»)

Масленица. Масленица - сначала древнеславянский языческий многодневный праздник «проводов зимы», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам. Христианская церковь включила Масленицу в число своих праздников, которые предваряют Великий пост. В древности праздник этот заключался в раз
Слайд 12

Масленица

Масленица - сначала древнеславянский языческий многодневный праздник «проводов зимы», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам. Христианская церковь включила Масленицу в число своих праздников, которые предваряют Великий пост. В древности праздник этот заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, которые затем перешли в традиционные народные обычаи и обряды. На протяжении многих веков Масленица сохранила характер народ. гулянья, сопровождавшегося пиршествами, играми, катанием на санях с гор, быстрой ездой на лошадях. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с блином и сковородкой. С ним вместе веселились, а затем хоронили или провожали, сжигая на костре.

МАСЛЕНИЦА, Сырная неделя, зимний народный праздник, предшествующий Великому посту. Самая ранняя Масленица приходится на конец января — начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта. Название “Масленица” возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. Погулять вволюшку перед семью строгими во всех отношениях неделями поста — таков был дух этого праздника. Но он впитал и очень древние традиции празднеств, отмечавшихся некогда на грани зимы и весны.

«Евгений Онегин»(отрывки). Народнопоэтические мотивы используются Пушкиным в произведениях. Фольклор выступает как средство характеристики народной жизни. О «привычках милой старины» Пушкин пишет и в романе «Евгений Онегин», рассказывая о деревенской жизни семьи Лариных: «Они хранили в жизни мирной
Слайд 13

«Евгений Онегин»(отрывки)

Народнопоэтические мотивы используются Пушкиным в произведениях. Фольклор выступает как средство характеристики народной жизни. О «привычках милой старины» Пушкин пишет и в романе «Евгений Онегин», рассказывая о деревенской жизни семьи Лариных: «Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод…».

А.Н.Островский «Снегурочка». Провожают Масленицу в «Снегурочке» А.Н. Островского. Обряд у драматурга приближается к народному. Чучело Масленицы везут берендеи и поют: Прощай, Масленица! Сладко, воложно нас кормила, Суслом, бражкой поила, Прощай, Масленица! ……………………….. Масленица мокрохвостка, Поезжай
Слайд 14

А.Н.Островский «Снегурочка»

Провожают Масленицу в «Снегурочке» А.Н. Островского. Обряд у драматурга приближается к народному. Чучело Масленицы везут берендеи и поют: Прощай, Масленица! Сладко, воложно нас кормила, Суслом, бражкой поила, Прощай, Масленица! ……………………….. Масленица мокрохвостка, Поезжай домой с двора, Отошла твоя пора! У нас с гор потоки, Заиграй овражки, Выверни оглобли, Налаживай соху! Весна – Красна, Наша Ладушка пришла.

И.Шмелев «Лето Господнее». ВЕЛИКИЙ ПОСТ «Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески с охотниками и утками уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в д
Слайд 15

И.Шмелев «Лето Господнее»

ВЕЛИКИЙ ПОСТ «Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески с охотниками и утками уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном - как плачет. Старый наш плотник "филенщик" Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет - заплачет. Вот и заплакала - кап* кап* кап* Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник "масленицы" - игрушки, принесенные вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, - пропала радость. И радостное что - то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж "душа начнется", - Горкин вчера рассказывал, - "душу готовить надо". Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться. * Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, - священный. *Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет. - Вставай, милок, не нежься* - ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. Где она у тебя тут, масленица - жирнуха* мы ее выгоним. Пришел Пост отгрызу у волка хвост. * Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный, - тоже священный будто. Он еще до свету сходил в баню, попарился, надел все чистое, - чистый сегодня понедельник! - только казанчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так "по закону надо". И грех смеяться, и надо намаслить голову...» Так описывает начало Великого Поста - Чистый Понедельник Шмелев в своей книге "Лето господнее". Велики Пост - самый продолжительный и самый строгий.

Вербное воскресенье. Вербное воскресенье и шествие на осляти В последнее воскресенье перед большим праздником Пасхи - Воскресения Христа – отмечалось событие Входа Господня в Иерусалим. Христос приходит в Иерусалим, хотя знает, что здесь ищут Его смерти. Народ встречает Его радостно и торжественно,
Слайд 16

Вербное воскресенье

Вербное воскресенье и шествие на осляти В последнее воскресенье перед большим праздником Пасхи - Воскресения Христа – отмечалось событие Входа Господня в Иерусалим. Христос приходит в Иерусалим, хотя знает, что здесь ищут Его смерти. Народ встречает Его радостно и торжественно, как земного царя, не разумея, что это Царь Небесный. Богослужебное название этого праздника - неделя Ваий (т.е.“ветвей”). В это воскресенье в храм полагается приносить пальмовые ветви, вспоминая, как народ срезал их и постилал под ноги Христа. На Руси в это время цветет только верба, ветви которой и освещают на богослужении; сам же день называется Вербным воскресеньем.

«Лето Господнее». «Прошла «верба». Вороха роз пасхальных, на иконы и куличи, лежат под бумагой в зале. Страстные дни. Я еще не говею, но болтаться теперь грешно, и меня сажают читать Евангелие. «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду...». Я не могу понять: Авраам же мужского рода!
Слайд 17

«Лето Господнее»

«Прошла «верба». Вороха роз пасхальных, на иконы и куличи, лежат под бумагой в зале. Страстные дни. Я еще не говею, но болтаться теперь грешно, и меня сажают читать Евангелие. «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду...». Я не могу понять: Авраам же мужского рода! Прочтешь страничку, с «морским жителем» поиграешь, с вербы, в окно засмотришься. Горкин пасочницы как будто делает! Я кричу ему в форточку, он мне машет.»

Христиане ежегодно празднуют Пасху. Пасха - это праздник свободы. Во 2-ом тысячелетии до н.э. еврейский народ - Израиль освободился от египетского рабства. Освобождение свершилось благодаря Богу. Многие русские поэты прошлого посвящали свои стихи Пасхе. А.К.Толстой «Благовест»
Слайд 18

Христиане ежегодно празднуют Пасху. Пасха - это праздник свободы. Во 2-ом тысячелетии до н.э. еврейский народ - Израиль освободился от египетского рабства. Освобождение свершилось благодаря Богу.

Многие русские поэты прошлого посвящали свои стихи Пасхе. А.К.Толстой «Благовест»

«Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал — посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые — от солнца, оно заходит. В комнатах — пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный
Слайд 19

«Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал — посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые — от солнца, оно заходит. В комнатах — пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах — новые красные «дорожки». В столовой на окошках — крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней — зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване, — чтобы не провалились! — лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, — остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым. Тихо на улице. Со двора поехала мохнатая телега, — повезли в церковь можжевельник. Совсем темно. Вспугивает меня нежданный шепот: — Ты чего это не спишь, бродишь?..»

Для православных христиан Пасха - главный праздник, это праздник всех праздников, ибо в этот день вновь переживается событие, не только изменившее ход человеческой истории, но и наполнившее новым содержанием взаимоотношения человека с Богом. Православные христиане верят в Христа как в Спасителя, иск
Слайд 20

Для православных христиан Пасха - главный праздник, это праздник всех праздников, ибо в этот день вновь переживается событие, не только изменившее ход человеческой истории, но и наполнившее новым содержанием взаимоотношения человека с Богом. Православные христиане верят в Христа как в Спасителя, искупившего все грехи человечества, и, наконец, они верят в Христа как Сына Божьего, воскресшего после крестных страданий и победившего смерть. Пасха в переводе с греческого обозначает “прохождение”. Предваряющий Пасху Великий пост длится 40 дней в память о посте Иисуса Христа в пустыне. Пост - есть упражнение, способствующее подчинению души и тела духу, а через это - Богу. Христиане обменивались на Пасху красными яичками, говоря при этом: “Христос Воскресе!”. Это очень старинный обычай. Христос дал людям новую жизнь, а яйца издавна символизируют тайну жизни. Пасхальное торжество в память Воскресения Иисуса Христа просто не могло обойтись без яйца.В старинных мифах разных времен и народов из яйца появляется все живое, а красный цвет говорит о том, что Христос Своей Кровью освятил жизнь. По преданию, Мария Магдалина, как и все ученики Иисуса Христа, ходила по странам и городам, рассказывая всем о Нем, Его жизни и Чудесном Воскресении. Однажды она пришла в Рим, ее знали там раньше богатой и знатной и поэтому пропустили к императору Тиберию. Она подала ему яичко и сказала: “Христос Воскресе!”. Удивился император: “Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным!”. И вдруг яйцо стало менять свой цвет, порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко красным! В память об этом, начиная примерно с XII в., все христиане на Пасху приветствуют друг друга красным яйцом, хотя в церковный обиход символ яйца вошел намного раньше - еще в IV в.

«Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые кубастики, розовые кресты меж ними, зеленые и голубые звезды. Сияет — X. В. На пасочной палатке тоже пунцовый крестик. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени — кресты, хоругви, шапку архиерея
Слайд 21

«Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые кубастики, розовые кресты меж ними, зеленые и голубые звезды. Сияет — X. В. На пасочной палатке тоже пунцовый крестик. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени — кресты, хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди. Хрис-тос воскре-се из ме-ртвых... — Ну, Христос Воскресе... — нагибается ко мне радостный, милый Горкин. Трижды целует и ведет к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником. ...сме-ртию смерть... по-пра-ав..! Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная.»

Среди весенних и летних праздников особо почитались в народе - Семик, Троица и Иван Купала. В старинной песне так и поется: Как у нас в году три праздника, Первый праздник - Семик честной, Другой праздник - Троицын день, А третий праздник -Купальница. Семик Троица. На Семик, как на Рождество и Креще
Слайд 22

Среди весенних и летних праздников особо почитались в народе - Семик, Троица и Иван Купала. В старинной песне так и поется: Как у нас в году три праздника, Первый праздник - Семик честной, Другой праздник - Троицын день, А третий праздник -Купальница.

Семик Троица

На Семик, как на Рождество и Крещение, девушки гадали - пускали по воде венки. Спокойно поплывет венок - все сложится счастливо у гадальщицы, выйдет замуж. Закрутится венок - расстроится свадьба. Ну а если вдруг потонет - быть беде, умрет кто-нибудь из близких. Старинные народные предания подтверждали эти приметы.

Троица - один из больших летних церковных праздников. День Святой Троицы приходится на пятидесятый день от Пасхи, поэтому еще он имеет название Пятидесятница, Празднуется этот праздник в июне месяце. “Во имя Отца, Сына и Святого Духа!” Этими Великими словами пастыри Церкви начинают все свои собеседования. В старину тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества ( Отца, Сына и Святого духа ), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага.

И. А. Бунин ТРОИЦА Гудящий благовест к молитве призывает, На солнечных лучах над нивами звенит; Даль заливных лугов в лазури утопает, И речка на лугах сверкает и горит. А на селе с утра идет обедня в храме; Зеленою травой усыпан весь амвон, Алтарь, сияющий и убранный цветами, Янтарным блеском свеч и
Слайд 23

И. А. Бунин ТРОИЦА Гудящий благовест к молитве призывает, На солнечных лучах над нивами звенит; Даль заливных лугов в лазури утопает, И речка на лугах сверкает и горит. А на селе с утра идет обедня в храме; Зеленою травой усыпан весь амвон, Алтарь, сияющий и убранный цветами, Янтарным блеском свеч и солнца озарен. И звонко хор поет, веселый и нестройный, Ив окна ветерок приносит аромат... Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат, Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный! Ты нынче с трудовых, засеянных полей Принес сюда в дары простые приношенья: Гирлянды молодых березовых ветвей, Печали тихий вздох, молитву - и смиренье

С. А. Есенин Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам белый перезвон. Тянется деревня с праздничного сна, В благовесте ветра - хмельная весна. На резных окошках - ленты и кусты. Я пойду к обедне плакать на цветы. Пойте в чаще, птахи, я вам подпою, Похороним вместе молодость мою. Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам - белый перезвон.

Иван Купала. В древности праздник этот отмечали почти все народы Европы. Приходится он на время летнего солнцестояния - 24 июня, канун христианского праздника рождества Иоанна Предтечи (Крестителя). Купала - языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Две из них - огонь и вода - участв
Слайд 24

Иван Купала

В древности праздник этот отмечали почти все народы Европы. Приходится он на время летнего солнцестояния - 24 июня, канун христианского праздника рождества Иоанна Предтечи (Крестителя). Купала - языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Две из них - огонь и вода - участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода - омывает, поэтому на Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купание. Само название “Купала”, видимо, произошло от слов “купать”, “купанье”. Обычно с этого дня начиналось массовое купание в реках и озерах. Вечером на Ивана Купалу, одевшись в чистые белые рубахи, русичи разводили на окраинах костры. Огонь непременно надо было добыть древним способом - трением. Как только пламя разгоралось, наступало оживление. Молодые запевали песни, а старики беседовали в сторонке, вспоминая старое житье. Среди игр любимой были прыжки через костер. Парни и девушки, взявшись за руки, перепрыгивали через огонь. Считалось, что если они не разомкнут рук, то вскоре поженятся. Верили и в другую примету: чем выше прыгнешь, тем лучше уродиться хлеб. Заканчивался праздник ночным купанием молодежи. По народным поверьям, купальная ночь - таинственное время: деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестом листьев, река покрывается загадочным серебристым блеском, а ведьмы слетаются на Лысую гору и устраивают ежегодный шабаш. Считалось, что на Ивана Купалу травы набирают чудодейственную природную силу. До утра знахари и колдуны бродили по лесу в поисках целебных растений. Православная церковь не признавала этот праздник, находя в нем много языческого и непристойного.

Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала». «Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка? Много будет на них цветов разных; но сохрани тебя нездешняя сила вырвать хоть один. Только же зацветет папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось. Петро хотел было спросить... глядь
Слайд 25

Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»

«Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка? Много будет на них цветов разных; но сохрани тебя нездешняя сила вырвать хоть один. Только же зацветет папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось. Петро хотел было спросить... глядь - и нет уже его. Подошел к трем пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикий бурьян чернел кругом и глушил все своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных; тут же и простые листья папоротника. Поусомнился Петро и в раздумье стал перед ними, подпершись обеими руками в боки».

«- Что тут за невидальщина? десять раз на день, случается, видишь это зелье; какое ж тут диво? Не вздумала ли дьявольская рожа посмеяться? Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло. На пне показался сидящим Басаврюк, весь синий, как мертвец. Хоть бы пошевелился одним пальцем. Очи недвижно уставлены на что-то, видимое ему одному только; рот вполовину разинут, и ни ответа. Вокруг не шелохнет. Ух, страшно!.. Но вот послышался свист, от которого захолонуло у Петра внутри, и почудилось ему, будто трава зашумела, цветы начали между собою разговаривать голоском тоненьким, будто серебряные колокольчики; деревья загремели сыпучею бранью... Лицо Басаврюка вдруг ожило; очи сверкнули." Насилу воротилась, яга!- проворчал он сквозь зубы. - Гляди, Петро, станет перед тобою сейчас красавица: делай все, что ни прикажет, не то пропал навеки!" Тут разделил он суковатою палкою куст терновника, и перед ними показалась избушка, как говорится, на курьих ножках. Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая черная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. "Не бесись, не бесись, старая черточка!" - проговорил Басаврюк, приправив таким словцом, что добрый человек и уши бы заткнул. Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся, как печеное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щелкают орехи. "Славная красавица!" - подумал Петро, и мурашки пошли по спине его. Ведьма вырвала у него цветок из рук, наклонилась и что-то долго шептала над ним, вспрыскивая какою-то водою. Искры посыпались у ней изо рта; пена показалась на губах. "Бросай!" - сказала она, отдавая цветок ему. Петро подбросил, и, что за чудо? - цветок не упал прямо, но долго казался огненным шариком посреди мрака и, словно лодка, плавал по воздуху; наконец потихоньку начал спускаться ниже и упал так далеко, что едва приметна была звездочка, не больше макового зерна. "Здесь!" - глухо прохрипела старуха; а Басаврюк, подавая ему заступ, примолвил: "Копай здесь, Петро. Тут увидишь ты столько золота, сколько ни тебе, ни Коржу не снилось".Петро, поплевав в руки, схватил заступ, надавил ногою и выворотил землю, в другой, в третий, еще раз... что-то твердое!.. Заступ звенит и нейдет далее. Тут глаза его ясно начали различать небольшой, окованный железом сундук. Уже хотел он было достать его рукою, но сундук стал уходить в землю, и все, чем далее, глубже, глубже; а позади его слышался хохот, более схожий с змеиным шипеньем. "Нет, не видать тебе золота, покамест не достанешь крови человеческой!" - сказала ведьма и подвела к нему дитя лет шести, накрытое белою простынею, показывая знаком, чтобы он отсек ему голову. Остолбенел Петро. Малость, отрезать ни за что ни про что человеку голову, да еще и безвинному ребенку! В сердцах сдернул он простыню, накрывавшую его голову, и что же? Перед ним стоял Ивась. И ручонки сложило бедное дитя накрест, и головку повесило... Как бешеный подскочил с ножом к ведьме Петро и уже занес было руку...»

«Раз кто-то уже, видно, сжалился над ней, посоветовал идти к колдунье, жившей в Медвежьем овраге, про которую ходила слава, что умеет лечить все на свете болезни. Решилась попробовать последнее средство; слово за слово, уговорила старуху идти с собою. Это было ввечеру, как раз накануне Купала».
Слайд 26

«Раз кто-то уже, видно, сжалился над ней, посоветовал идти к колдунье, жившей в Медвежьем овраге, про которую ходила слава, что умеет лечить все на свете болезни. Решилась попробовать последнее средство; слово за слово, уговорила старуху идти с собою. Это было ввечеру, как раз накануне Купала».

ВЫВОД. Главное в сюжете этих произведений — идея гармонии человека и природы, преклонение перед красотой окружающего мира и целесообразностью законов естественной жизни. Все это, по мысли многих представителей русской интеллигенции XIX в., когда-то было свойственно человеческому обществу и потеряно
Слайд 27

ВЫВОД

Главное в сюжете этих произведений — идея гармонии человека и природы, преклонение перед красотой окружающего мира и целесообразностью законов естественной жизни. Все это, по мысли многих представителей русской интеллигенции XIX в., когда-то было свойственно человеческому обществу и потеряно с приходом цивилизации западноевропейского, урбанического типа. Сегодня видно, насколько сильна была в русском обществе ностальгия по «идеальному прошлому» и насколько это опиралось на характерное для России стремление узнать свои корни, откуда что «есть пошло», понять и осмыслить себя сегодняшнего через свое прошлое — историческое и мифологическое, оздоровить и исправить современное общество через обращение к заветам старины седой.

Вывод. Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимол
Слайд 28

Вывод

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен, освободиться от проклятого комплекса “Ивана, не помнящего своего родства”. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что «уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости».

Применение проекта. Наш проект может быть использован на классных часах, посвященных народным праздникам; уроках литературы , факультативах.
Слайд 29

Применение проекта

Наш проект может быть использован на классных часах, посвященных народным праздникам; уроках литературы , факультативах.

Использованная литература. 1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. 2. Детская энциклопедия “История России ( от древних славян до Петра Великого )т.5 М. 1995 г. 3. Детская энциклопедия “Религии мира” т.6, ч.1 и ч.2 М. “Аванта+” 1996 г. 4. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», А.С.П
Слайд 30

Использованная литература

1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

2. Детская энциклопедия “История России ( от древних славян до Петра Великого )т.5 М. 1995 г. 3. Детская энциклопедия “Религии мира” т.6, ч.1 и ч.2 М. “Аванта+” 1996 г.

4. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки), Н.Островский «Снегурочка», И.Шмелев «Лето Господнее», В.А.Жуковский «Светлана», А.К.Толстой «Благовест», стихи И.Бунина, С.А.Есенина.

Спасибо за внимание. Делу - время , потехе - час.
Слайд 31

Спасибо за внимание

Делу - время , потехе - час.

Список похожих презентаций

Образ ветра в произведениях искусства

Образ ветра в произведениях искусства

А.Майков. А.Майков «Колыбельная песня». Спи, дитя мое, усни! Сладкий сон к себе мани: В няньки я тебе взяла Ветер, солнце и орла. Улетел орел домой; ...
Образ дома в произведениях русских писателей

Образ дома в произведениях русских писателей

Цели: - воспитывать нравственные качества: любовь к родителям, чувство ответственности за свои поступки, осознание ценности связи с домом, с родными, ...
Функции сна в произведениях А.С. Пушкина

Функции сна в произведениях А.С. Пушкина

ПЛАН. Введение. Глава 1. Аспекты изучения слова – образа «сон». Психологический аспект изучения. Медицинский аспект изучения. Философский аспект изучения. ...
«Футлярность» в произведениях А.П. Чехова

«Футлярность» в произведениях А.П. Чехова

Цель реферата. выяснить, чему учат рассказы Чехова актуальны ли проблемы, которые поднимает автор рассказы Чехова и современный читатель – «две вещи ...
Специфика авторской детали в произведениях Джейн Остин

Специфика авторской детали в произведениях Джейн Остин

Авторская деталь – способ воплощения творческих идей писателя Данное понятие шире понятия художественной детали Это явление обретает специфическую ...
Тема души в произведениях поэтов

Тема души в произведениях поэтов

Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознания то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами вдохновитель ...
Маленький человек в произведениях Чехова

Маленький человек в произведениях Чехова

«Маленький человек» в произведениях А.П.Чехова. Образ маленького человека в рассказах Чехова нашел свое зримое выражение. А.П. Чехов вообще полон ...
Публицистический стиль в произведениях Д.С. Лихачёва

Публицистический стиль в произведениях Д.С. Лихачёва

Цель: Углубить и расширить представления о публицистическом стиле через знакомство с творческим наследием Д.С.Лихачёва. «Если бы в современной России ...
История в произведениях А С Пушкина

История в произведениях А С Пушкина

Повесть «Капитанская дочка». В основу сюжета повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» положены события, происходившие в России в 18 веке во время правления ...
История России в произведениях А.С. Пушкина

История России в произведениях А.С. Пушкина

Цель работы: выявить историзм русского государства в произведениях А. С. Пушкина. Задачи: 1) умение обобщать и систематизировать материал; 2) развивать ...
Золотая осень в произведениях русских художников

Золотая осень в произведениях русских художников

з. Федоровская ОСЕНЬ. Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник и зардели клёны, В пурпуре осеннем только ...
Дворянские гнезда в произведениях А.С. Пушкина

Дворянские гнезда в произведениях А.С. Пушкина

Цели и задачи. Проверить знание произведений А. С Пушкина. Показать быт дворянства пушкинской поры. Воспитывать любовь и уважение к прошлому своей ...
Война в произведениях А.Т. Твардовского

Война в произведениях А.Т. Твардовского

Тема войны. в произведениях Александра Трифоновича ТВАРДОВСКОГО. 21 июня 1910 года на хуторе Загорье, ныне Починковский район Смоленской области, ...
Образ свах в произведениях русских писателей

Образ свах в произведениях русских писателей

Цель: понять какую роль в жизни общества играет сваха и выяснить её актуальность в наше время. 1.Сравнить образы и характеры свах в произведениях ...
Мир купечества в произведениях А.Н. Островского

Мир купечества в произведениях А.Н. Островского

Тип: урок новых знаний Оборудование: Иллюстрации постановки пьес в Малом театре экранизации произведений Островского (опыт показывает, что с фильмами ...
Петербург в произведениях русских писателей

Петербург в произведениях русских писателей

Цель:. Выяснить, каким показан Петербург в произведениях русских писателей. Задачи:. Познакомиться с Санкт- Петербургом через краткий экскурс в историю ...
Мотив дома в произведениях В. Распутина

Мотив дома в произведениях В. Распутина

Мотив в литературе. Мотив – это устойчивый, формально-содержательный компонент литературного текста. Мотив – это сущностный для понимания авторской ...
Семейное счастье в произведениях русских классиков

Семейное счастье в произведениях русских классиков

А.П.Чехов «О любви» - история об упущенном счастье. «Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть» А.П.Чехов. Герой - Алёхин. Вызывают симпатию: ...
Народные приметы и поверья в русской литературе

Народные приметы и поверья в русской литературе

(Из словаря В.И. Даля). Примета, при-мечанье, за-мечанье, объясненье, толкованье к чему. У нее на все свои приметы, суеверные признаки. Хорошая, худая ...
Старинные русские меры в произведениях русской литературы

Старинные русские меры в произведениях русской литературы

Слово « вершок» знакомо каждому – нечто короткое, незначительное. О человеке незрелом, малыше до сих пор говорят « От горшка два вершка». Мера вершка ...

Конспекты

Цветы как значимая деталь в раскрытии образов в произведениях И.А. Бунина и А.И. Куприна

Цветы как значимая деталь в раскрытии образов в произведениях И.А. Бунина и А.И. Куприна

Разводова Татьяна Николаевна. МБОУ гимназия г. Гурьевска Калининградской области. Учитель русского языка и литературы. Урок-исследование ...
Трудное детство в произведениях художественной литературы

Трудное детство в произведениях художественной литературы

Технологичексая карта урока внеклассного чтения по учебнику Г. С. Меркина « Трудное детство в произведениях художественной литературы. 6 класс» Учитель ...
Учимся наблюдать. Авторские приёмы в произведениях Дзёсо, Басё, В.Шефнера

Учимся наблюдать. Авторские приёмы в произведениях Дзёсо, Басё, В.Шефнера

Урок литературного чтения в 3 классе с использованием ЭОР ( мультимедийной презентации). Тема урока:. Учимся наблюдать. Авторские приёмы в произведениях ...
Тема памяти в произведениях о войне

Тема памяти в произведениях о войне

УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ. Тема памяти в произведениях о войне. ( по рассказу Бориса Васильева " Экспонат №…"). Выполнила: Литвинова Елена Анатольевна. ...
Тема памяти в произведениях о войне Б.Васильева

Тема памяти в произведениях о войне Б.Васильева

Муниципальное общеобразовательное учреждение. . «средняя общеобразовательная школа №5 г.Комсомольска-на-Амуре». Хабаровский край. Урок-размышление ...
Осенние картины родной природы в произведениях русских поэтов, художников и музыкантов

Осенние картины родной природы в произведениях русских поэтов, художников и музыкантов

4. . . Тема урока: «Осенние картины родной природы в произведениях русских поэтов, художников и музыкантов». Интегрированный урок литературы, ...
Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века

Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Глебовская средняя общеобразовательная школа». Ржевского района Тверской области. Интегрированный урок ...
Народные промыслы России

Народные промыслы России

Муниципальное образовательное учреждение. «Основная общеобразовательная школа с. Никольское. Духовницкого района Саратовской области». Методическая ...
Народные сказки

Народные сказки

Приложение. . . Тема. Народные сказки. Цель:. дать понятие "народная сказка", создание условий для активного вовлечения учащихся в процесс обучения. ...
Любовь как вечная духовная ценность человека в произведениях литературы XIX-XX вв

Любовь как вечная духовная ценность человека в произведениях литературы XIX-XX вв

. Урок литературы в 11-м классе. «Любовь как вечная духовная ценность человека. . в ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:25 сентября 2018
Категория:Литература
Содержит:31 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации