- Коммуникативные функции обстановочных ремарок

Презентация "Коммуникативные функции обстановочных ремарок" (11 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26

Презентацию на тему "Коммуникативные функции обстановочных ремарок" (11 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 26 слайд(ов).

Слайды презентации

Коммуникативные функции и синтаксическая структура обстановочных ремарок Автор презентации Королёва Варвара, ученица11 класса Преподаватель: Борзых Наталья Михайловна
Слайд 1

Коммуникативные функции и синтаксическая структура обстановочных ремарок Автор презентации Королёва Варвара, ученица11 класса Преподаватель: Борзых Наталья Михайловна

« В язык слова А.Н. Островский вносит единственно язык чувства…» К.Д. Ушинский
Слайд 2

« В язык слова А.Н. Островский вносит единственно язык чувства…» К.Д. Ушинский

Данная работа посвящена структурно-синтаксическому и функциональному анализу слов автора в драматургическом произведении как особой синтаксической единицы, известной под именем обстановочной ремарки.
Слайд 3

Данная работа посвящена структурно-синтаксическому и функциональному анализу слов автора в драматургическом произведении как особой синтаксической единицы, известной под именем обстановочной ремарки.

Предметом моего исследования являются обстановочные ремарки А.Н.Островского, их специфика. В соответствии со своей функцией (описание обстановки) обстановочная ремарка предшествует тексту драматургического произведения, его основе – диалогу, что обусловливает в свою очередь своеобразие ее синтаксиче
Слайд 4

Предметом моего исследования являются обстановочные ремарки А.Н.Островского, их специфика. В соответствии со своей функцией (описание обстановки) обстановочная ремарка предшествует тексту драматургического произведения, его основе – диалогу, что обусловливает в свою очередь своеобразие ее синтаксической формы. Из всех видов ремарок в наименьшей степени исследованы обстановочные ремарки, поэтому я и выбрала их предметом моего изучения. Материалом моего исследования являются пьесы А.Н.Островского с 1849 года по 1878 год. Интерес к этому драматургу вызван тем, что он является представителем и создателем так называемой «классической» ремарки, именно в его пьесах ОР получили быстрое развитие. В большинстве его пьес даны развернутые обстановочные ремарки не только ко всему произведению, но и к каждому действию в отдельности.

В данной работе я ставлю своей целью показать своеобразие обстановочных ремарок (ОР) как одной из разновидностей ремарок в пьесах А.Н.Островского. Для достижения этой цели мне нужно решить следующие задачи: 1) определить функциональные особенности и коммуникативные задачи ОР А.Н.Островского; 2) расс
Слайд 5

В данной работе я ставлю своей целью показать своеобразие обстановочных ремарок (ОР) как одной из разновидностей ремарок в пьесах А.Н.Островского. Для достижения этой цели мне нужно решить следующие задачи: 1) определить функциональные особенности и коммуникативные задачи ОР А.Н.Островского; 2) рассмотреть структурные признаки, свойственные ОР ; 3) выявить, какие именно синтаксические конструкции характерны для ОР А.Н.Островского; 4) исследовать ОР как одну из разновидностей синтаксически сложное целое и определить основные средства выражения в синтаксически сложном целом; 5) выработать классификации ОР на основе стоящих перед ними коммуникативных задач и синтаксических особенностей; 6) установить взаимосвязь между функциональными и структурными особенностями ОР.

Для решения этих задач я использовала такие методы: - наблюдение над языковым материалом; - выбор обстановочных ремарок из подобранных пьес Островского; - систематизация собранных карточек с обстановочными ремарками; - функционально-текстовый анализ пьес А.Н. Островского; - анализ семантической стру
Слайд 6

Для решения этих задач я использовала такие методы: - наблюдение над языковым материалом; - выбор обстановочных ремарок из подобранных пьес Островского; - систематизация собранных карточек с обстановочными ремарками; - функционально-текстовый анализ пьес А.Н. Островского; - анализ семантической структуры обстановочных ремарок.

Функциональная классификация обстановочных ремарок А.Н.Островского. 1) место действия: а) описание помещения; б) описание улицы, природы; в) описание города; 2) время действия: а) указание года; б) время суток; в) время года;
Слайд 7

Функциональная классификация обстановочных ремарок А.Н.Островского. 1) место действия: а) описание помещения; б) описание улицы, природы; в) описание города; 2) время действия: а) указание года; б) время суток; в) время года;

город Калинов На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кое - где трава и кусты; за арками берег и вид на Волгу. («Гроза» д. V) Декорация первого действия. Сумерки. («Гроза» д. V). Ночь, овраг, покрытый кустами; наверху забор сада Кабановых и калитка; свер
Слайд 8

город Калинов На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кое - где трава и кусты; за арками берег и вид на Волгу. («Гроза» д. V) Декорация первого действия. Сумерки. («Гроза» д. V). Ночь, овраг, покрытый кустами; наверху забор сада Кабановых и калитка; сверху тропинка. («Гроза». Д.III сц.2)

Синтаксическая классификация ремарок А.Н.Островского . I.ОР – простое предложение 1) ОР – двусоставное предложение Действие происходит лет 30 назад, на самом краю Москвы. («Не было ни гроша да вдруг алтын» д. I). Действие происходит лет 30 назад, в уездном городе Калинове. («Горячее сердце» д. I).
Слайд 9

Синтаксическая классификация ремарок А.Н.Островского . I.ОР – простое предложение 1) ОР – двусоставное предложение Действие происходит лет 30 назад, на самом краю Москвы. («Не было ни гроша да вдруг алтын» д. I). Действие происходит лет 30 назад, в уездном городе Калинове. («Горячее сердце» д. I).

2) Обстановочная ремарка – неполное двусоставное предложение Небольшая комната на постоялом дворе… («Не в свои сани не садись» д. I, 1сцена). Слева от зрителей угол полуразвалившегося одноэтажного каменного дома. («Не было ни гроша да вдруг алтын» д. I).
Слайд 10

2) Обстановочная ремарка – неполное двусоставное предложение Небольшая комната на постоялом дворе… («Не в свои сани не садись» д. I, 1сцена). Слева от зрителей угол полуразвалившегося одноэтажного каменного дома. («Не было ни гроша да вдруг алтын» д. I).

3) Обстановочная ремарка – односоставное предложение: 1) номинативные предложения; В доме Подхалюзина богато меблированная комната. («Свои люди - сочтемся» д. IV). 2)безличные предложения. Рассветает. («Не было ни гроша да вдруг алтын» д. IV).
Слайд 11

3) Обстановочная ремарка – односоставное предложение: 1) номинативные предложения; В доме Подхалюзина богато меблированная комната. («Свои люди - сочтемся» д. IV). 2)безличные предложения. Рассветает. («Не было ни гроша да вдруг алтын» д. IV).

II. Обстановочная ремарка – бессоюзное сложное предложение: 1)Бессоюзные сложные предложения, части которых имеют предельно простую структуру и производят впечатление готовых формул. Например: Деревенская изба; направо печь, перед печью люлька с ребенком, налево стол. (Воевода. Д.III) 2)Бессоюзные с
Слайд 12

II. Обстановочная ремарка – бессоюзное сложное предложение: 1)Бессоюзные сложные предложения, части которых имеют предельно простую структуру и производят впечатление готовых формул. Например: Деревенская изба; направо печь, перед печью люлька с ребенком, налево стол. (Воевода. Д.III) 2)Бессоюзные сложные предложения с эллиптическими частями, осложненными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, например: Ночь, овраг, покрытый кустами; наверху забор сада Кабановых и калитка; сверху тропинка. (Гроза. Д.III сц.2)

3)Бессоюзные сложные предложения, отдельные части которых могут дублировать основные структурные особенности ремарки («два стола, один с правой стороны, другой с левой»): номинативная часть, за ней безглагольные эллиптические конструкции, например: Комната в доме Ашметьевых; три двери: дверь направо
Слайд 13

3)Бессоюзные сложные предложения, отдельные части которых могут дублировать основные структурные особенности ремарки («два стола, один с правой стороны, другой с левой»): номинативная часть, за ней безглагольные эллиптические конструкции, например: Комната в доме Ашметьевых; три двери: дверь направо – в кабинет Ашметьева, налево – в комнаты Марьи Петровны, прямо – растворенная дверь в залу. (Дикарка. Д.IV)

Бессоюзное сложное предложение большего объема включает в себя бессоюзные сложные предложения меньшего объема, где все части – номинативные или неполные конструкции: Комната в доме Огудаловой; две двери: одна, в глубине, входная; другая налево от актеров; направо окно; мебель приличная, фортепьяно,
Слайд 14

Бессоюзное сложное предложение большего объема включает в себя бессоюзные сложные предложения меньшего объема, где все части – номинативные или неполные конструкции: Комната в доме Огудаловой; две двери: одна, в глубине, входная; другая налево от актеров; направо окно; мебель приличная, фортепьяно, на нем гитара. (Бесприданница. Д.II)

III. Обстановочная ремарка – сложное предложение с разными видами связи. Задняя занавесь на втором плане, посреди машина, направо отворенная дверь, в которую видна комната, налево вешалка для платья, на авансцене по обе стороны столы с диванами. (Доходное место. Д.III)
Слайд 15

III. Обстановочная ремарка – сложное предложение с разными видами связи. Задняя занавесь на втором плане, посреди машина, направо отворенная дверь, в которую видна комната, налево вешалка для платья, на авансцене по обе стороны столы с диванами. (Доходное место. Д.III)

IV. Обстановочная ремарка – объединение двух предложений. Сени постоялой избы на владимирской дороге. Деревянный стол, скамья, разная домашняя утварь. (Тушино. Сц.I)
Слайд 16

IV. Обстановочная ремарка – объединение двух предложений. Сени постоялой избы на владимирской дороге. Деревянный стол, скамья, разная домашняя утварь. (Тушино. Сц.I)

V. Обстановочная ремарка – сложное синтаксическое целое. ССЦ – синтаксическое объединение двух или нескольких предложений, раскрывающих одну из микротем, связанных синтаксически и интонационно и выражающих коммуникативную целеустановку автора. Гостиная. С левой стороны от актеров окно, далее дверь в
Слайд 17

V. Обстановочная ремарка – сложное синтаксическое целое. ССЦ – синтаксическое объединение двух или нескольких предложений, раскрывающих одну из микротем, связанных синтаксически и интонационно и выражающих коммуникативную целеустановку автора. Гостиная. С левой стороны от актеров окно, далее дверь в залу. С правой – дверь в спальню Зои, ближе к зрителям камин с экраном, большие щипцы для угля и прочие каминные принадлежности; недалеко от камина небольшой диванчик; мебель мягкая. (Красавец – мужчина. Сц.2).

Характерные особенности ОР – ССЦ. 1) единство соединения темы; 2) неполнота предложений; 3) единый временной план настоящего времени; 4) номинативные предложения; 5) экспозиционное предложение; 6) конструкции, конкретизирующие предложение; 7) открытость структуры; 8) основные средства связи – лексич
Слайд 18

Характерные особенности ОР – ССЦ. 1) единство соединения темы; 2) неполнота предложений; 3) единый временной план настоящего времени; 4) номинативные предложения; 5) экспозиционное предложение; 6) конструкции, конкретизирующие предложение; 7) открытость структуры; 8) основные средства связи – лексический повтор, синтаксический и лексический параллелизм.

Сад. С правой стороны (от актеров) видна часть большого помещичьего дома, выход в сад из нижнего этажа через стеклянную дверь. Перед домом площадка, которая ограждена редкими решетками из вьющихся растений с большим полукруглым навесом над площадкой…На площадке садовая мебель: скамья, кресла и столи
Слайд 19

Сад. С правой стороны (от актеров) видна часть большого помещичьего дома, выход в сад из нижнего этажа через стеклянную дверь. Перед домом площадка, которая ограждена редкими решетками из вьющихся растений с большим полукруглым навесом над площадкой…На площадке садовая мебель: скамья, кресла и столики. Налево густой сад; в глубине, в левом углу, выдается часть флигеля. (Блажь. Д.I)

«Ремарка – такая разновидность ССЦ, которая производит впечатление устойчивой структурной схемы, постоянной формальной основы, которая в каждом конкретном случае наполняется определенными конструкциями». [Балягина И.Я., 1993]
Слайд 20

«Ремарка – такая разновидность ССЦ, которая производит впечатление устойчивой структурной схемы, постоянной формальной основы, которая в каждом конкретном случае наполняется определенными конструкциями». [Балягина И.Я., 1993]

Н.В. Рыкалова в роли Кабанихи «Представительная внешность, скрипучий от природы голос, нудные однотонные интонации, как капля за каплей, равномерно падали на одно и то же место, способные даже камень проточить, как ржа железо, - вот средства, которыми пользовалась Рыкалова при создании образа Кабани
Слайд 21

Н.В. Рыкалова в роли Кабанихи «Представительная внешность, скрипучий от природы голос, нудные однотонные интонации, как капля за каплей, равномерно падали на одно и то же место, способные даже камень проточить, как ржа железо, - вот средства, которыми пользовалась Рыкалова при создании образа Кабанихи, а Островский говорил, что именно таким должно быть языковое исполнение этой роли». Ю.М. Юрьев «Записки»

Дикой
Слайд 22

Дикой

«Последний монолог она произносит только на двух нотах своего богатого интонациями голоса. Зал стоя аплодирует ей. Предсмертную агонию светлого сердца и затемнённого рассудка она передаёт с какой – то устрашающей простотой. Последние слова её глухо повисают в воздухе. Кончилась жизнь… Актриса игрой
Слайд 23

«Последний монолог она произносит только на двух нотах своего богатого интонациями голоса. Зал стоя аплодирует ей. Предсмертную агонию светлого сердца и затемнённого рассудка она передаёт с какой – то устрашающей простотой. Последние слова её глухо повисают в воздухе. Кончилась жизнь… Актриса игрой своей показывает, что слово у Островского – главное действующее лицо каждой пьесы». Р. М. Беньяш «Пелагея Стрепетова» (об исполнении роли Катерины И.В.Стрепетовой)

«Его называли «драматургом по слуху»,его талант – речевой. Александр Николаевич обычно не смотрел, а слушал свои пьесы. Находясь за кулисами, не видя актёров, он тем не менее безошибочно оценивал их исполнение». И.И. Чернова, об А.Н. Островском
Слайд 24

«Его называли «драматургом по слуху»,его талант – речевой. Александр Николаевич обычно не смотрел, а слушал свои пьесы. Находясь за кулисами, не видя актёров, он тем не менее безошибочно оценивал их исполнение». И.И. Чернова, об А.Н. Островском

Работа подготовлена ученицей 11 «а» класса МОУ «Куровской СОШ № 6» Королевой Варварой Николаевной. Преподаватель: Борзых Наталья Михайловна.
Слайд 25

Работа подготовлена ученицей 11 «а» класса МОУ «Куровской СОШ № 6» Королевой Варварой Николаевной. Преподаватель: Борзых Наталья Михайловна.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Список похожих презентаций

Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века

Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века

«Ни одна мировая литература не имела столь безграничного опыта тревог, надежд, обострённых нравственных исканий, боли за судьбу родного народа в час ...
Вводный урок литературы в 8 классе "Литература и история. Интерес писателей к историческому прошлому своего народа"

Вводный урок литературы в 8 классе "Литература и история. Интерес писателей к историческому прошлому своего народа"

Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслью великого человека есть наука самая замечательная. А.С.Пушкин. Русская литература и история. Человек ...
Роды и жанры. Теория литературы

Роды и жанры. Теория литературы

План:. Понятие литературного рода Понятие литературного жанра классификация жанров на примерах литературных произведений Театр в русской литературе ...
Развивающие функции художественной литературы

Развивающие функции художественной литературы

. Условия, снижающие развивающий потенциал художественной литературы. Регламентированный набор художественных текстов- единый для всех; Организованные ...
Актуализация внутрипредметных связей на уроках литературы

Актуализация внутрипредметных связей на уроках литературы

Классификация уроков литературы с позиции возможности реализации внутрипредметных связей в школьном историко-литературном курсе. Примеры тем. УРОКИ ...
Методы и приемы изучения литературы в школе

Методы и приемы изучения литературы в школе

18.11.2018. Кандидат филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б. ЛЕКЦИЯ № 4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ. ПЛАН:. Метод обучения, по мнению ...
"Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы

"Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы

История открытия „Слова...". В начале 90-х годов XVIII столетия А. И. Мусин-Пушкин, знаток русской древности, приобрёл в Спасском монастыре Ярославля ...
Мир древнерусской литературы

Мир древнерусской литературы

Жанр - исторически сложившийся тип литературного произведения, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Древнерусская ...
М. Ломоносов - Петр Великий русской литературы

М. Ломоносов - Петр Великий русской литературы

Жанр оды- любимый жанр Ломоносова. Скульптор А.А.Иванов. Отрок Ломоносов на берегу моря. Ода(от греческого «песнь»)- жанр лирической поэзии; стихотворение ...
Метода проектов в изучении литературы о ВОВ

Метода проектов в изучении литературы о ВОВ

Основополагающий вопрос: “Скажите… Только правду, обязательно правду. Там страшно?” (В.А. Кондратьев “Сашка”). Цель:. выяснить, в чем новизна осмысления ...
Роль литературы и искусства в обновлении советского общества

Роль литературы и искусства в обновлении советского общества

Литература и искусство. Огромную роль в обновлении советского общества сыграли литература и искусство, творческая и научная интеллигенция. Деятели ...
Литературные роды Жанры литературы

Литературные роды Жанры литературы

Немного теории. Литературный род – группа жанров, объединенных сходными структурными признаками. Эпос – род литературы, в жанрах которого объективно ...
Вводный урок литературы

Вводный урок литературы

Литература -. это все произведения письменности, которые имеют определенное общественное значение. Литература может быть научной, художественной, ...
к уроку литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

к уроку литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Душа моя, все мысли мои в России. Спасское-Лутовиново.Дом И.С. Тургенева. Еще в детстве, познав ужас крепостничества, ...
Роды и жанры литературы

Роды и жанры литературы

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл. Аллегория (иносказание; ...
Возникновение древнерусской литературы

Возникновение древнерусской литературы

Цель урока :. 1) знакомство с письменной литературой Древней Руси и древнерусскими летописями; 2) раскрытие самобытности и патриотизма древнерусской ...
Роды и виды литературы

Роды и виды литературы

ЛИРИКА. Род литературы, цель которого – изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Предмет лирики. -Внутренний мир человека; -Его ...
Развитие русской литературы XX столетия

Развитие русской литературы XX столетия

Основные литературные направления начала XX века. Критический реализм. Декаданс. Модернистские течения: символизм акмеизм Серебряный век футуризм ...
Роды литературы

Роды литературы

. . Повествовательный род литературы Событие рассказывания во времени всегда позже рассказываемого события Инвариантная для эпики речевая структура ...
Роды и жанры литературы Ломоносова

Роды и жанры литературы Ломоносова

Учение о «трёх штилях» в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке». К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского ...

Конспекты

Загадки. Происхождение и функции загадок

Загадки. Происхождение и функции загадок

Загадки. Происхождение и функции загадок. Цель:. . познакомить учащихся с происхождением и природой загадок;. . развивать мыслительную ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:18 октября 2019
Категория:Литература
Классы:
Содержит:26 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации