Слайд 1Тема: «Вклад Фридриха Августа фон Хайека в современную экономическую науку»
Слайд 21. Фридрих Август фон Хайек: профессор и лауреат нобелевской премии
Фридрих Август фон Хайек (1899 — 1992) — лауреат Нобелевской премии, один из патриархов социально-экономической мысли, который продолжил развитие идей либерализма. Хайек родился в Австрии, окончил Венский университет, получил ученые степени по юриспруденции и политическим наукам. С 1927 г. по 1931 г. возглавлял Австрийский институт экономических исследований, с 1931 г. преподавал в Лондонской школе экономических и социальных исследований. В 30-е годы Хайек завоевал авторитет как один из лидеров неоавстрийской школы политической экономики, в традициях которой он создал денежную трактовку экономического цикла, развивает теорию рынка.
Слайд 3С 1950 по 1962 гг. Хайек работает профессором Чикагского университета, затем преподает в Зальцбургском (Австрия) и Фрайбургском (ФРГ) университетах. Хайек выступает оппонентом Дж. Кейнса. В 50 —60-е годы интерес к его творчеству ослабевает, так как он выступает против государственного вмешательства, отвергает макроэкономику и эконометрику. В 1974 г. Хайеку присуждается Нобелевская премия по экономике, и в условиях начинающегося кризиса кейнсианской макроэкономической теории возрождается интерес к его творчеству. Кроме того, стагфляция 70—80-х годов подтверждает выводы Хайека о том, что государственное вмешательство имеет предел, за которым оно превращается в угрозу для функционирования рыночной экономики. В настоящее время Ф. Хайек наряду с М. Фридменом признается одним из вдохновителей «неоконсервативного поворота» в экономической науке и экономической политике стран Запада.
Слайд 42. Основные труды Фридриха Августа фон Хайека
Хайеку принадлежит разработка экономических, философских, правовых и политических основ рыночного порядка, которые изложены в ряде его работ. Среди них: «Денежная теория и экономический цикл» (1923), «Цены и производство» (1931), «Прибыль, процент и инвестиции» (1939), «Чистая теория капитала» (1941), «Дорога к рабству» (1944), «Конституция свободы» (I960), трилогия «Право, законодательство и свобода» (1979).
Слайд 5Основные первоисточники на иностранном языке
Geldtheorie und Konjunkturtheorie. — Wien, 1929. на англ.: Monetary Theory and the Trade Cycle. — London: Jonathan Cape, 1933. существуют испанск. и яп. пер. Prices and Production. — London: Routledge & Sons, 1931 (2nd revised ed. London: Routledge & Kegan Paul, 1935). рус.пер.: Цены и производство. — Челябинск: Социум, 2008.существуют переводы на нём., франц., китайск. и япон. яз. Monetary Nationalism and International Stability. — London, 1937. Profits, Interest, and Investment. — London, 1939. The Pure Theory of Capital («Чистая теория капитала»). — London, 1940; Chicago: University of Chicago Press, 1941. существуют переводы на японск. и испанск. яз. The Road to Serfdom. — London: and Chicago: University of Chicago Press, 1944. рус.пер.: Дорога к рабству. — М.: Прогресс, 1993.существуют переводы на голландск., датск., испанск., итал., китайск., нем., норвежск., португал., франц., шведск., японск. яз. Individualism and Economic Order. — London and Chicago: University of Chicago Press, 1948. рус.пер.: Индивидуализм и экономический порядок. — М.: Изограф, 2000. существует перевод на нём. яз, а также сокращ. перевод на норвежск. яз. John Stuart Mill and Harriet Taylor. — London and Chicago, 1951. The Counter-Revolution of Science. — Chicago: University of Chicago Press, 1952. рус.пер.: Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. — М.: ОГИ, 2003.существуют переводы на итал., нем. и сокращ. пер. на франц.яз. The Sensory Order. — London and Chicago, 1952. The Constitution of Liberty. — London and Chicago: University of Chicago Press, 1960. существуют переводы на испанск., итал. и нем. яз.
Слайд 612. Studies in Philosophy, Politics, and Economics. — London and Chicago, 1967. Freiburger Studien. — Tübingen, 1969. 13. Law, Legislation and Liberty, 3 vols. («Право, законодательство и свобода»). — London and Chicago: University of Chicago Press, 1973—1979. рус.пер.: Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. — М.: ИРИСЭН, 2006. 14. Denationalisation of Money: An Analysis of the Theory and Practice of Concurrent Currencies. — London: Institute of Economic Affairs, 1976. рус.пер.: Частные деньги. — М.: Институт национальной модели экономики, 1996. [1] 15. New Studies in Philosophy, Politics and Economics. — Chicago: University of Chicago Press, 1978. 16. The Fatal Conceit: The Errors of Socialism. / Vol. 1 of The Collected Works of F. A. Hayek. — London: Routledge, and Chicago: University of Chicago Press, 1989.
Слайд 7Работы Ф. А. Хайека, опубликованные на русском языке
Хайек Ф. А. Дорога к рабству. Разн.издания: М.: «Экономика», 1992. — 176 с. М.: Прогресс, 1993; М.: Новое издательство, 2005. — 264 с. — (Серия: Библиотека Фонда «Либеральная миссия»). Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. — М.: Изограф, 2000. — 256 с. Хайек Ф. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. — М.: ОГИ, 2003. — 288 с. Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма — М.: Новости, 1992. — Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. — М.: ИРИСЭН, 2006. — 644 с. Хайек Ф. Судьбы либерализма в XX веке. — М.: ИРИСЭН, Мысль; Челябинск: Социум, 2009. — 337 с. Хайек Ф. А. Цены и производство. — Челябинск: Социум, 2008. — 199 с. Хайек Ф. А. Частные деньги. — М.: Институт национальной модели экономики, 1996. — Фридмен М., Хайек Ф. О свободе. — М.: Три квадрата; Челябинск: Социум, 2003. — 192 с.
Слайд 83. Вклад Фридриха Августа фон Хайека в экономическую науку. Его основные теории
Хайек является одним из ученых, которые в XX в. осуществили «парадигмальный сдвиг» в экономической теории вследствие смещения исследовательских интересов от вопросов производства, распределения, обмена и потребления материальных благ к проблемам распространения, переработки и исследования рыночной информации. Он стал одним из первых теоретиков, указавших на важную роль ожиданий в экономических процессах. Хайке стоял у истоков современной теории экономических систем, показал пример сравнительного анализа рыночных структур с сознательно организованными и централизованно управляемыми структурами. Импульсом к разработке новых подходов являются идеи Хайека о временной протяженности, неопределенности, неравномерности экономических процессов. «Поздний» Хайек — это не только экономист, но и философ с универсальным охватом социальной проблематики. Вкладом в социальную, философию являются методологические положения ученого, на основании которых он строит свои экономические концепции, в центре которых находится рынок. В основе теории Хайека лежит понимание познания и задач экономической науки. Он исходит из концепции «неявного знания» и идеи разделения знаний, основой которых являются тезисы о принципиальной ограниченности человеческого знания и о «рассеянности» знаний между людьми. Индивидуальные знания, отмечает Хайек, фрагментарны. Они постоянно меняются и представляют собой бесконечное разнообразие противоречивых фактов и мнений. Знание — это не просто набор конкретных сведений, а средство, помогающее людям ориентироваться в меняющемся мире. В то же время Хайек считает, что индивидуальное знание играет определенную роль, так как обладание им обеспечивает индивиду сравнительные преимущества при осуществлении деятельности. В связи с этим решающее значение, по его мнению, приобретает проблема координации в масштабе общества имеющейся у индивидов «неявной информации». Хайек, исходя из принципа ограниченности знаний, трактует предмет, цели и задачи экономической теории. Так, он считает, что предмет состоит в исследовании проблем обеспечения лучшего использования (не распределения) ресурсов для целей, значение которых известно только самим индивидам.
Слайд 9Одну из главных задач экономической науки ученый видит в выявлении того, каким образом из удивительного многообразия поступков людей складывается вполне определенный социальный порядок, названный им «спонтанным». Порядок, по мнению Хайека, может создаваться сознательно или складываться стихийно. Специфика «спонтанного порядка» состоит в том, что он не является воплощением замысла, а образуется эволюционным путем в ходе естественного процесса развития общества, как бессознательный результат сознательных действий множества людей, которые преследуют частные цели. Спонтанный порядок — это результат человеческого действия, но не продукт человеческого разума. Примером самоорганизующихся социальных систем являются мораль, право, рынок, деньги и т.д., в которых упорядоченность создается не управлением из центра, а регулярностью взаимоотношений между составными частями структуры. Хайек связывает происхождение фундаментальных социальных институтов с механизмом «невидимой руки» А. Смита. Одной из форм, сущностью спонтанного социального порядка выступает рынок (рыночный порядок), для обеспечения которого Хайек вводит понятие каталлактика. По его мнению, рынок формируется в процессе естественного отбора и не подчинен решению определенных задач. Он предназначен для соединения и увеличения возможности людей в достижении их конкурирующих целей. Рынок — это сложное придаточное устройство, позволяющее наиболее хозяйственно использовать информацию, рассеянную среди множества экономических субъектов. Методологические подходы Хайека определили его позиции в анализе поведения экономического субъекта в условиях рынка. Важнейшими сторонами рыночного порядка, по мнению Хайека, являются цены и конкуренция. Он ставит на первое место цены, поскольку считает, что ведущая функция рынка заключается в распространении знания, большая часть которого воплощена в ценах. Именно механизм цен, считает ученый, является уникальным способом коммуникации в сложной системе. Цены для экономических субъектов выступают носителем оперативной, обширной и в то же время компактной информации. Они играют роль сигналов, побуждающих индивида принимать условия, которые прежде всего отвечают его собственным установкам, но которые в конечном счете способствуют реализации целей других людей.
Слайд 10Хайек отмечает, что цены, установленные рынком, — это свидетельство определенной значимости товара с точки зрения других людей и хозяйства в целом. Таким образом, рынок через сигналы рыночных цен позволяет координировать информацию в масштабах общества, которая порождается самим ходом рыночного процесса. Процедурой открытия такого системного знания выступает конкуренция. У Хайека конкуренция приобретает философскую окраску и рассматривается как информационная основа альтернативных способов организации общества. Для него конкуренция — это эффективный способ направления неизвестных ресурсов на известные цели. Конкуренция дает стимулы для выявления уже накопленных человеком знаний, а также к поиску, выявлению, распространению и эффективному использованию новых данных о предпочтениях, ресурсах и технологиях. Таким образом, рынок выступает также катализатором и координатором поисковой активности людей. В результате рынок «невидимой рукой» направляет индивидуумов к социальному оптимизму, который понимается Хайеком как наиболее полное использование фрагментарного знания, рассеянного в обществе, и эффективное распределение ресурсов является итогом эффективной координации знаний. Хайек, исследуя проблемы инфляции, приходит к выводу о том, что причиной инфляции является расстройство структуры относительных цен. Каждое дополнительное поступление денег неравномерно распределяется в экономике. На увеличение предложения денег в одних секторах экономики цены реагируют сразу, в других — повышаются с опозданием. В результате рыночная информация, заключенная в относительных ценах, оказывается искаженной, что сопровождается неэффективным размещением ресурсов общества. Для преодоления инфляции Хайек предлагает непродолжительное сокращение денег. Впоследствии, потеряв веру в возможность дисциплинировать поведение правительства, он выдвигает проект денационализации денег, т.е. лишения государства монопольного права на денежную эмиссию. Хайеку принадлежит оригинальная трактовка проблемы стагфляции, которая получила распространение в развитых государствах в 70 — 80-е годы.
Вклад Фридриха Августа фон Хайека в экономическую науку. Его основные теории
Слайд 11Хайек является одним из наиболее последовательных противников расширения системы государственного вмешательства, что вытекает из положений социальной философии, которых он придерживается. Среди них утверждения ученого об абсолютной и высшей ценности индивидуальной свободы, о спонтанном характере рыночного порядка, его эволюционной природе, о специфическом характере экономического знания, его неформальности и рассеянности в системе. Хайек оценивает систему регулирования не с позиции ее эффективности при решении тех или иных задач, а только с точки зрения последствий ее для индивидуальной свободы. Расширение функции государства Хайек расценивает как движение в сторону тоталитаризма, как отход от нравственных принципов, являющихся высшим достижением европейской цивилизации. Предельное выражение этой тенденции он связывает с социализмом, который отождествляет с командно-бюрократической системой. Хайек высказывает негативное отношение к централизованному планированию. Он отмечает, что существуют не просто технические различия между рыночным порядком и планированием, состоящие в том, что централизованная структура не в состоянии переработать весь тот массив информации, который децентрализованно перерабатывается рынком. Главное отличие состоит в том, что экономически значимая информация носит мимолетный характер и состоит из практических навыков, умений, установок, которые не могут быть формализованы и полностью переданы. Хайек является также последовательным критиком принципа социальной справедливости, считая, что она может быть только индивидуальной, а не социальной, поскольку только человека можно считать моральным существом, наделенным ответственностью за совершенные им действия. Поэтому создаваемый рынком спонтанный порядок этнически нейтрален. В требованиях социальной справедливости Хайек усматривает неосознанное желание вернуться к принципам, характерным для примитивной стадии развития.
Слайд 124. Современное значение идей Фридриха Августа фон Хайека
Значение социально-экономических идей Хайека многообразно. Оно связано с развитием экономического мировоззрения и методологии микроэкономики, попытки интегрировать макро- и микроподходы в экономических исследованиях, решить проблему дихотомии «денежной» и бартерной моделей экономики. Теория Хайека охватывает философию общественного поведения и выбора, предостерегает от разнообразных проектов преобразования экономики. «Профессор Хайек, — пишет философ Ч. Нишияма, — является одним из величайших мыслителей XX в. благодаря поразительной широте, глубине и поразительной согласованности всего комплекса разработанных им теорий и главное — благодаря неподдельной новизне его идей».
Слайд 14Список использованных источников
История экономических учений: Учеб. для студентов экономических специальностей / Под. общ. ред. А.Г. Худокормова.- М.: ИФРА-М, 2002.- 733 с. История экономических учений / Под. общ. ред. Г.А. Шмарловской.- Мн.: ООО Новое знание, 2003.- 340 с. История экономики / Под ред. О.Д. Кузнецовой.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 384 с. Телевич Н.М. История экономической мысли: Учеб.-метод. пособие. - Мн.: ЗАО Веды, 2004. - 191 с. Ядгаров Я.С. История экономических учений.- М.: Экономика, 1996. 249
Слайд 15Вопросы
В Каком году Ф. А. Хайек был удостоен Нобелевской премии? Ответ : 1) 1974 2) 1976 3) 1972 Является ли Ф. А. Хайек автором работы «Чистая теория капитала» (1941г.) Ответ : 1) ДА 2 ) Нет
Слайд 16Спасибо за внимание!