- Происхождение религии

Конспект урока «Происхождение религии» по педагогике для все классыа

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»





КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ (К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ)

ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ДОЛГОСРОЧНЫХ ПРОФИЛЬНЫХ КУРСОВ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ И ОТЧЁТНОСТЬ»

(ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

ТЕМА ЛЕКЦИИ: ««Происхождение религии. Классификация религий»









СОСТАВИТЕЛЬ: ФЕДОРЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ АНО ДПО «АКАДЕМИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»









САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2О14



Конспект лекции по теме: «Происхождение религии. Классификация религий»



Вопрос о происхождении религии является одним из основных в спорах верующих с атеистами. Верующие убеждены: религия в человечестве существовала изначально и дана она была самим Богом. Атеисты утверждают, что человек сам придумал себе Бога на определённом этапе своей истории.

Рассмотрим гипотезы атеистов о возникновении религии:

  • Натуралистическая гипотеза

Натуралистическая (от латинского слова natura – природа) гипотеза высказана древнегреческим поэтом и философом Лукрецием. Согласно этой гипотезе идея Бога появилась у людей из-за страха перед грозными явлениями природы, так как люди не могли объяснить причины их возникновения.

Но это объяснение не выдерживает критики: человеческий страх скорее заставляет людей скрыться от грозного природного явления, чем вдруг начать ему поклоняться.

Религиовед В.Д. Тимофеев замечает: «Существование природных явлений самих по себе, даже таких грозных, как наводнение или землетрясение, ещё не обязательно приводит к религиозным фантазиям».

В этом отношении очень показателен следующий пример, приведённый Алексеем Ильичём Осиповым в его книге «Путь разума в поисках истины»: «Исследователь, изучавший дикое племя кубу на острове Суматра, спросил как-то одного из туземцев:

- Ходил ли ты когда-нибудь ночью в лесу?

- Да, часто.

- Слыхал ли ты там стоны и вздохи?

- Да.

- Что же ты подумал?

- Что трещит дерево.

- Не слыхал ли ты криков?

-Да.

- Что же ты подумал?

- Что кричит зверь.

- А если ты не знаешь, какой зверь кричит?

- Я знаю все звериные голоса.

-Значит, ночью в лесу ты ничего не боишься?

- Ничего.

- И ты никогда не встречал там ничего неизвестного, что могло бы тебя напугать?

- Нет, я знают всё…»

Очевидно, что для человека с такой психологией идея Бога не нужна для объяснения необычных явлений природы.

  • Анимистическая гипотеза

Анимистическая гипотеза (от латинского слова animus – дух) высказана и развита в XIX веке. Она видит источником происхождения религии сновидения, галлюцинации, смерти и тому подобные состояния человека, породившие у него мысль о существовании другого мира, отличного от мира земного, обычного, всем хорошо известного.

Гипотеза также весьма сомнительная. Так, сон не является для человека чем-то неожиданным, ведь с ним человек рождается и умирает. Сон есть даже у животных. Большинство сновидений у человека – это беспорядочное сочетание обрывков мыслей, переживаний, фрагментов повседневной жизни и так далее. То есть из этого нельзя создать цельную картину, к которой можно испытывать доверие.

Факт всеобщности религии не укладывается в рамки этой гипотезы, поэтому даже серьёзные атеисты отказали ей в доверии.

  • Гипотеза Фейербаха

Немецкий философ-гегельянец Людвиг Фейербах (+1872 год) выдвинул свою гипотезу на основе старого положения об олицетворении человеком сил природы. По его мнению Бог и боги – это, оказывается, олицетворенные проекции природных свойств человека и природы. Фейербах делит религии на «духовные» (иудаизм, христианство, ислам, буддизм) и «естественные» (все первобытные и древние языческие верования). По Фейербаху в «духовных» религиях «Бог есть… собственное существо человека», а в «естественных»религиях «бог есть не что иное, как природа или существо природы».

По мнению Фейербаха сверхъестественное существо в сознании человека возникло лишь по «незнанию людьми условий деятельности мышления и фантазии». То есть Бог есть «олицетворение человеческого незнания и фантазирования». Отсюда вытекает мысль, что сущность любой религии – это человекобожие.

Основная ошибка Фейербаха – это утверждение того, что религия есть фантастическое отражение в человеческом сознании самого сознания и всей земной действительности.

  • Социальная гипотеза

Согласно этой гипотезе религия является общественным продуктом, результатом исторического развития общества, в первобытном обществе религия отражает бессилие человека в борьбе с природой, а в классовых обществах – чувство бессилия перед социальным угнетением. Эта гипотеза утверждает, что религия возникла лишь на определённой ступени развития общества.

На первый взгляд эта гипотеза претендует на научность, но давайте повнимательнее к ней присмотримся. Итак, зададимся первым вопросом: знает ли что-либо наука о времени появления религии в человечестве?

Давайте задумаемся над этим. Но тут сам собой напрашивается вопрос: а когда человек сам-то появился на нашей планете?

На этот вопрос просто и однозначно наука ответить не может. Есть различные мнения. В годы существования СССР советские этнографы отвечали бодро: «один миллион лет назад». Теперь такой уверенности нет. Чаще называется другая цифра – около 100-150 тысяч лет назад.

Общий вывод ученых различных отраслей науки: человек современный появился на земле где-то 35-38 тысяч лет назад, то есть в ориньякско-солиотрийскую эпоху.

Теперь нам на помощь приходит археология. Впервые костные останки современного человека обнаружили в пещере около Кроманьона во Франции. По месту находок этого человека назвали кроманьонцем. Во время раскопок кроманьонцев нашли ответ на интересующий нас вопрос: масса найденных артефактов свидетельствует о сравнительно сложных религиозных представлениях кроманьонцев.

Так что вопрос о религиозности современного человека однозначно решён: никакого безрелигиозного периода не было. Остаётся следующий вопрос: был ли безрелигиозный период в истории неандертальцев – предков современного человека.

По этому вопросу наиболее авторитетные российские учёные А.П. Окладников и П.И. Борисовский склоняются к той точке зрения, что неандертальцы имели религиозные верования. Важным подтверждением этому являются погребения неандертальцев. Эти древние люди не бросали в лесу трупы, а заботливо помещали их в могилы. У учёных это явление получило наименование «трупоположение».

Вопрос же о том, имели ли религию так называемые предки человека (питекантропы, синантропы, атлантропы, гигантопитеки, австралопитеки и т.п.) является праздным, то есть пустым, бессмысленным. И останется этот вопрос бессмысленным до тех пор, пока не будет выявлена степень их человечности. Если эти человекоподобные существа, и при этом не имели религии, то такой факт мало кого удивляет. Ведь никого не удивляет отсутствие религии у шимпанзе и горилл.

Второе утверждение социальной гипотезы – о социальном факторе появления религии – отметается сам собой ввиду бесспорных научных доказательств изначального существования религии в человечестве.



Теперь рассмотрим положительный взгляд на происхождение религии.



Остаётся лишь один логически оправданный ответ на вопрос о происхождении религии. Появление идеи Бога в сознании человека и возникновение религии обусловлено тем, что Бог существует и воздействует особенным образом на человека так, что человек способен при определённых условиях эти действия воспринимать.

Если будет задан вопрос: «Как возможна религия?» - отвечаем: «Религия – это непосредственное опознание Бога и живой связи с Ним. Она возможно благодаря религиозной одарённости человека и существованию у него органа, воспринимающего Бога и Его воздействие».

Учёный-богослов священник Сергий Булгаков подчёркивал: «Религия зарождается в переживании Бога».

Естественно, уверенность в бытии (существовании) Бога ещё не делает человека религиозным, верующим. Необходимо знание основ определённой религии и вытекающих из них принципов духовной жизни, только следование которым вводит ищущего в таинственный мир веры, религии.

Первая религия



Но если есть Бог, то не должна ли быть и одна религия? А их в истории известно много. Какова же была первая религия?

Есть несколько точек зрения на характер перворелигии. Их можно свести к простой альтернативе: монотеизм или немонотеизм (от политеизма до анимизма и фетишизма). Различные выводы по этому вопросу делают наука, идеология (на соответствующей философской базе) и религия.

Наука (археология и этнография) доходят до руин храмовой культуры Мальты (4 – 2 тыс. лет до новой эры) как истока европейской цивилизации. Но кроме руин, там больше ничего нет – ни единой письменной йоты. История европейской внебиблейской мысли по-прежнему начинается с «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, то есть приблизительно с VIII-VIIвека до новой эры. Но нас интересуют религиозные верования людей современного типа, появившихся, как мы с вами выяснили, 35 тысяч лет назад. Письменных свидетельств этому нет.

Есть древние тексты индийских Вед, но их древность доходит лишь до второго тысячелетия до новой эры. Веды говорят о Боге и богах. Причём чем древнее тексты, тем более в них говорится о едином Боге (монотеизм), а чем они ближе к нам, тем ближе они к единобожию (политеизму). Подобная картина вырисовывается и при знакомстве с письменностью Древнего Междуречья.

Теперь обратимся к идеологии. В советские годы господствовал принцип постепенного развития религии от анимизма (веры в духов), политеизма (многобожия) к монотеизму (единобожию). Это объяснялось перенесением в религиоведение из биологии теории эволюции Чарльза Дарвина. Однако нет никаких оснований для применения данной теории в религиоведении.

Рассмотрим религиозный взгляд, в настоящем случае христианский и иудейский, основанный на свидетельстве Библии. Библия с первых строк прямо говорит об изначальности монотеизма, то есть веры в единого Бога. Подобный подход отражён и в мусульманской священной книге – Коране.

Можно сделать вывод, что первоначально люди имели веру в единого Бога (монотеизм).

Классификация религий

Многообразие религий объясняется деградацией первоначальной веры в единого Бога. При вере в Бога восприятие окружающей природы (солнца, луны, звёзд, неба и т.д.), как проявлений Бога, легко приводило человека к обожествлению различных её явлений. Это привело к возникновению соответствующих культов. Злую шутку сыграла здесь и метафоричность древних языков: потомки составителей древних текстов начали воспринимать древние метафоры буквально, ведь часто для выражения свойств Бога использовали описание явлений природы, животных и птиц.

Одну категорию религий составляют «естественные» (языческие) религии. Эти религии – следствие деградации изначального монотеизма, где в зависимости от степени развращённости человека племени, общества ощущение Бога трансформировалось в сознании в весьма странное представление о Нём. Богу или богам стали приписывать свойства переменять гнев на милость в зависимости от приносимых жертв.

Другая категория религий – это религии Откровения, монотеистические религии. В частности, к этой категории принадлежат ветхозаветная библейская религия (ранний иудаизм, связанный с существованием Иудейского Храма), трансформировавшаяся в иудаизм и христианство. Источником своего учения они имеют особое Откровение Бога, записанное в священных книгах.

Таблица №1: Религии Откровения

Наименование

Священные книги

Этническая принадлежность

Основатели

иудаизм

Ветхий Завет Библии (Танах)

древнееврейский народ

Моисей

христианство

Ветхий и Новый Заветы, т.е. полная Библия

сначала – евреи, затем самые различные народы

Иисус Христос из Назарета

ислам

Коран

сначала – арабы, затем самые различные народы

Мухаммед из Мекки



Таблица № 2: религии естественные (языческие)

Наименование

Основные принципы

Современное распространение

тотемизм

Родство какой-либо группы людей или одного человека (вождя или жреца) с тотемом

Среди коренных народов Австралии и Океании

шаманизм

Признание роли шамана как посредника между людьми и духами, способного путешествовать по сферам 3-х частного мира

Среди малочисленных финно-угорских народов севера Европы и тунгусо-маньчжурских народов российского Крайнего Севера





ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  • Перечислите наиболее известные из атеистических гипотез происхождения религии.

  • В чём сущность социальной гипотезы возникновения религии?

  • В чём заключается положительный взгляд на возникновение религии?

  • Каковы основные принципы шаманизма?

  • Среди каких народов распространён тотемизм?



ГЛОССАРИЙ УРОКА:



Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Иначе: любое предположение, требующее подтверждения.

Религиоведение – это наука, занимающаяся изучением религии.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872 гг.) – немецкий философ-гегельянец, трактовавший человека как биологическое существо, абстрактный индивид (Работы: «К критике Гегеля», «Сущность христианства» и др.).

Неандерталец – ископаемый человек эпохи раннего и среднего палеолита (из Толкового словаря Ожегова).

Кроманьонец – ископаемый человек эпохи позднего палеолита (из Толкового словаря Ожегова).

Трупоположение – форма похоронного обряда, заключающаяся в захоронении тела мёртвого человека в земле. Отлично от трупосожжения.

Трупосожжение – форма похоронного обряда, заключающаяся в предании огню тела мёртвого человека.

Тотемизм – это первобытное верование, основанное на вере в родство какой-либо группы людей или одного человека (вождя или жреца) с тотемом.

Социальный – относящийся к жизни людей и к их отношениям в обществе.

Социальный фактор – фактор отношений между людьми в обществе.

Классовое общество – общество, разделённое на классы.

Класс – это большая группа людей с определённым положением в исторически сложившейся системе общественного производства и с определённой ролью в общественной организации труда. (Из Толкового словаря Ожегова).

Шаманизм – это первобытное религиозное верование, основанное на признании роли шамана как посредника между людьми и духами, способного путешествовать по сферам 3-х частного мира.

Использованная литература:

  • Осипов А. И. Путь разума в поисках истины». - Киев: Издательство Братства во имя святого Льва, папы Римского, 2009.

  • Осипов А. И. Бог. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012.

  • Фейербах Л. Критика Гегеля. - М.: Наука, 1968.

  • Фейербах Л. Сущность христианства. - М.: Наука, 1969.

  • Энциклопедии «Мифы народов мира»: В 2-х томах. 2-е издание. - М., 1991.

  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Происхождение религии», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Педагогика (все классы). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:13 июня 2019
Категория:Педагогика
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект