Конспект урока «Знакомство с искусством художественной росписи ткани» по ИЗО
Урок по изобразительному искусству по теме:
«Знакомство с искусством художественной росписи ткани».
Левчук Марина Юрьевна, учитель ИЗО и МХК
МОУ СОШ № 73, г. Краснодара.
Тип урока: объснительно-иллюстративный.
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с традиционными способами окраски тканей, историей развития;
- воспитывать эстетическое восприятие искусства художественной росписи ткани;
- формировать у учащихся потребности включения в творческую деятельность;
- развивать творческое воображение;
- создавать условия для получения практических навыков в технике батика.
Оборудование:
I . Для учителя – проектор, монитор, процессор, компьютер, экран. набор слайдов с видами батика, ДВД диск с образцами работ по батику, коллекция работ, выполненных в технике «батика», работы учащихся прошлых лет.
II. Для учащихся - набор акриловых красителей по ткани, кисти, рамка и ткань для росписи.
План урока.
-
Организационная часть (3 мин.).
-
Объяснение нового материала (17мин.)
-
Беседа об истории развития батика.
-
Виды батика:
а) холодный батик;
б) горячий батик;
в) свободная роспись;
г) узелковый батик
-
Самостоятельная работа (15 мин.).
IV. Анализ урока (3 мин.).
V. Итог урока (2 мин.).
Ход урока
-
Организационный момент.
Эмоциональный настрой коллектива.
Проверка степени готовности.
-
Объяснение нового материала.
Слово учителя: тема нашего урока - «Знакомство с искусством художественной росписи ткани».
Ручная роспись является разновидностью художественного текстиля, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства.
Этот вид прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней.
История батика. (слайд 1).
Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии. Название этого искусства происходит от местного слова «анбатик» - рисовать, писать.
Образцы индонезийского батика представлены на слайдах 2-7.
В древности батик был распространен и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана».
Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, - способ его окраски. (слайды 8-9).
Техника «лацзе» - в переводе «узоры воском» - очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки неокрашенной ткани. Такая роспись могла быть многоцветной.
В Японии, куда батик по мнению ученых, попал из Индии или Китая,
он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с
собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. (слайд 10).
Благодаря голландцам, которые вначале 17 века проникли в Индонезию, батик попал в Европу. Европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей.
Батик в России. (слайд 11).
В России батик появился примерно в 20-е годы XX века. Мода времен нэпа обусловила значительный спрос на роскошные шелковые шали с изысканным орнаментом в восточном стиле.
Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются в России бурным развитием этого вида искусства, открытием новых направлений в технике и появлением ярких имен.
Целый ряд ярких, самобытных авторов внесли свой вклад в искусство батика:
Сергей Давыдов, Надежда Голубцова, Александр Талаев, Юрий Булычев, Татьяна Шихирева, Лариса Наумкина, Виктория Кравченко. Работы этих художников представлены на слайдах 12-20.
Виды батика. (слайд – 21).
Ручной способ росписи тканей состоит из нескольких видов: так называемого холодного батика, горячего батика, свободной росписи тканей и узелкового батика. Каждый из них имеет свои особенности.
При холодном батики резервирующую смесь «резерв» наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в пределах этого контура краскам расписывают изделие. Рисунки холодного батика имеют графически четки характер и количество красок, которые при этом используют, ограниченно.
Образцы работ в технике холодного батика представлены на слайдах 22-26.
Классическая техника горячего батика (слайд 27) - это многократное покрытие ткани расплавленным воском и ее погружение в краску.
Резервирование отдельных участков ткани в горячем батике осуществляется горячим резервом, в основе которого лежит воск парафин. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательные, рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм.
Рисунки горячего батика менее графичны, наблюдаются переход: тонов - они более живописны.
Образцы работ в технике горячего батика представлены на слайдах 28-38.
Следующий способ ручной росписи ткани – свободная роспись (слайд 39). Оформление ткани в технике свободной росписи – наиболее творческий процесс: при этом способе шаблоны почти не применяются. Суть данного метода заключается в том, что способность краски в большей или меньшей степени растекаться по ткани используется как художественный прием , благодаря чему рисунки имеют живописный характер.
Известно несколько способов этой росписи. Рисунки на ткани при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва.
Краски можно накладывать непосредственно на сырой шелк – техника по «сырому», грунтованный шелк, также можно добавлять загуститель в краски.
Образцы работ в технике свободной росписи представлены на слайдах 40-53.
Узелковый батик (слайд 54) – это не роспись ткани, а ее крашение. Однако гладкокрашенные ткани получают одноцветную окраску, а разноцветные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков тканей узелками.
Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он называется «бандана», а в Японии «тибари».
Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками. После крашения и промывки узелки развязывают, при этом можно получить разные, очень интересные и неожиданные рисунки.
Образцы работ в технике узелкового батика представлены на слайдах 55-77.
-
Самостоятельная работа (слайд 78).
Задание:
-
выполнить упражнение в технике свободная роспись ткани.
Ход работы:
-
на небольшие пяльцы натянуть сухую шелковую ткань и выполнить по ней свободную прописку;
-
работу выполнять мягкими кистями или ватными тампонами.
Задача этого упражнения состоит в том, чтобы узнать насколько сильно растекается краска и как цветовой тон слабеет при высыхании.
-
Анализ урока.
Анализ результатов работ учащихся проводится по двум направлениям:
-
Выразительность и цветовое решение продуманной композиции.
-
Аккуратность в выполнении работы.
-
Итог урока.
-
Какие новые знания получили на уроке?
-
Какие трудности испытали?
-
Где будете применять новые знания?
Презентация в виде слайдов представлена в приложении Power Point «Знакомство с искусством художественной росписи ткани».
Перечень рекомендуемой литературы:
-
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., ГИЦ «ВЛАДОС», 2004 г.
-
Синеглазова М.О. Батик . - М: Изд.Дом МСП, 2004г.
-
С. Давыдов Батик: Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-П КНИГА. - 2009г.
-
Ю. Давыдова Роспись по шелку. - Ростов н/Д:- Феникс, 2006г.
-
Литература и искусство: Универсальная энциклопедия для школы /Сост. А.А.Воротников; Художник А.А. Щуплецов. - Мн.: ТОО "Харсвет", 1996 г.
-
Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткань. - Ростов-на-Дону, 2000.
-
Гильман Р.А "Художественная роспись тканей" Москва "Владос", 2003 г.
-
Давыдов СП. "Батик" М. АСТ - Пресс Книга, 2005 г.
-
П.П. Жемчугова «Иллюстративный словарик школьника» ДПИ Санкт-Петербург, 2006г. Издательский дом литература.
10. Ю.Дворкина И.А.Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: ОАО
Издательство "Радуга", 2000 г.
11. Ерошкин В.Ф. Принципы стилизации / метод, указания. - Омск, 1993 г.
12. Масалова Е.В. "Батик в интерьере". Ростов-на-Дону "Феникс" 2005 г.
13. Программа. Основы народного и декоративного- прикладного искусства. Для школы с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 классы) / научный рук. Шпикалова Т.Я. - М., 1997г.
14.Синеглазова М.А, Распишем ткань сами. - М.: Профиздат, 2000 г.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Знакомство с искусством художественной росписи ткани», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: ИЗО Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.